Каравай А.Ю., библиограф 1 категории отдела научно-библиографической работы РНТБ
Формирование имиджа библиотеки.
Часть 1. Понятие и сущность имиджа библиотеки
Понятие «имидж» происходит от английского слова image – образ, представление. Имидж – это образ-представление, который создают (строят, конструируют) специально для объекта [4].
В западной профессиональной литературе, посвященной теме имиджа, термин image используется в значении образов объектов, отражающихся в нашей психике на основании их характеристик. Как следствие, под термином image подразумевается что-то более широкое чем просто образ объекта. В свою очередь, «образ» нельзя считать полным синонимом термина «имидж». Правильнее определить имидж как разновидность образа.
Понятия «образ» и «имидж» являются предметом изучения имиджелогии – научной дисциплины, которая исследует вопросы имиджа, его формирования и влияние на общественное мнение стереотипных моделей у целевой аудитории [2].
В настоящее время в специальной литературе можно встретить большое число определений термина «имидж».
- Имидж человека, организации или товара – это не что иное, как целостный образ (преимущественно зрительный), впечатление, которое производит человек.
- Имидж – это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо, чего-либо.
- Имидж – это специально моделируемое целенаправленное отображение образа человека, группы, организации, явления в сознании аудитории.
- Имидж – это символический образ объекта, основанный на результатах обработки информации.
- Имидж – целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо с целью популяризации.
- Имидж – целенаправленно созданная или стихийно возникшая форма отражения объекта в сознании людей.
- Имидж – это особый психический образ, сильно и определенным образом влияющий на эмоции, поведение и отношения личности или группы, а следовательно – на их предпочтения и выбор [3].
Исходя из всех вышеперечисленных определений, можно выявить некоторые характеристики имиджа [3].
- Стереотипный характер имиджа. Имидж обладает многими характеристиками стереотипа: весьма упрощенный, но в то же время устойчивый образ, основанный на обобщении личного опыта, предвзятых представлений, стремлении быстро понять смысл и сущность явления.
- Имидж меняется с течением времени. Он может быть гибким и ситуативным, может зависеть от условий окружающей среды, например, моды.
- Имидж отражает экспрессивную, эмоциональную сторону образа субъекта.
- Имидж носит адресный характер, он всегда направлен на некую целевую аудиторию.
- Имидж обладает высокой регулирующей силой, потому как он является не просто образом, а специально моделируемым отражением уже существующего образа субъекта на основе некоторой иллюзорной реальности.
Имидж обладает рядом особенностей [1]:
– не может существовать изолированно и всегда является частью определенного набора, в который входит несколько разных имиджей. Их количество может варьироваться;
– имидж подвержен «износу». Положительный образ необходимо постоянно поддерживать и корректировать, иначе он постепенно «изнашивается», утрачивает свою адаптивность;
– формирование имиджа требует психологических навыков и способностей. Чтобы создавать себе положительный имидж, необходим социальный опыт, а также наличие базовых психологических способностей и умения выбирать удачные модели поведения, которые будут производить положительное впечатление на окружающих;
– имидж отражает различные аспекты межличностных отношений, группового и межгруппового взаимодействия.
Имидж представляет собой достаточно устойчивую стереотипную социальную установку, но наряду с этим он меняется со временем. В случаях, когда имидж формируется и корректируется целенаправленно, он обычно отражает интересы не только самого объекта, но и его окружения.
Рассмотрим еще несколько подходов к типологии имиджа [1]:
По признаку формирования имидж бывает:
– внешним, то есть проявляющимся в основном во внешней среде, ориентированной на потребителей (фирменный стиль, логотип, слоган, интерьеры помещения, внешний вид персонала и пр.);
– внутренним, формируемым как впечатление о работе и отношениях персонала (корпоративные отношения, этика поведения, особенности делового общения, традиции и др.).
По эмоциональной окраске имидж делится на:
– позитивный имидж (на его достижение направлена вся PR-деятельность);
– негативный имидж (формируется в основном с помощью так называемого «черного пиара» и антирекламы).
По целенаправленности PR-деятельности также выделяют два типа имиджа:
– естественный имидж, складывающийся стихийно, без специальных PR-акций и рекламы в результате практической деятельности учреждения;
– искусственный, создаваемый специально рекламой или PR-акциями и не в полной мере соответствующий характеру и результативности деятельности учреждения.
Исходя из различных типологий, можно говорить о том, что имидж можно создать специально или поддерживать тот, который возник стихийно. Имидж отражает как внешние особенности субъекта, так и его внутренние связи и отношения. И, наконец, в качестве субъекта имиджа может выступать как человек, так и неодушевленный объект.
Одним из распространенных видов имиджа выступает имидж организации (учреждения). Любая коммерческая или некоммерческая организация стремится к тому, чтобы сформировать себе положительный имидж, поэтому доброжелательное отношение со стороны общества способствует развитию организации, благоприятно сказывается на ее репутации, дает массу других выгод и преимуществ. Следовательно, любая организация или учреждение вкладывает различные виды ресурсов в продвижение и формирование благоприятного имиджа, используя для этого средства массовой информации, рекламу, благотворительность и другие доступные инструменты.
Имидж имеет огромное значение для любой профессиональной и деловой деятельности, поскольку влияет на то, как индивида или учреждение воспринимают потенциальные партнеры и пользователи. Он зависит от множества внешних и внутренних факторов, которые в большинстве своем не являются статичными, а непрерывно меняются. Процесс целенаправленного влияния на эти факторы с целью улучшения имиджа называется имиджированием.
Перейдем к рассмотрению данного понятия непосредственно в связи с библиотечной профессиональной деятельностью.
Создание имиджа библиотеки в информационном пространстве – процесс необходимый и актуальный. Если не выстраивать целенаправленно собственный имидж, он будет формироваться спонтанно, хаотично. Точно так же, если не выстраивать и не контролировать развитие библиотеки, этот процесс не сможет отвечать новой парадигме, не будет системным и всеобъемлющим, библиотека не сможет интегрироваться в мировую информационную среду, в единое медиапространство [4].
Имиджевая библиотечная политика является долгосрочной и прогнозируемой. Она направлена на формирование общественного мнения, создание ценностных установок, увеличивающих возможность предоставления библиотечно-информационных услуг пользователям.
Внешнебиблиотечный имидж – это то, как библиотеку воспринимают ее посетители, широкие круги общественности. Забота о совершенствовании имиджа – это доказательство того, что библиотечному учреждению небезразличны запросы его пользователей.
Исследователи выделяют три блока требований, способствующих повышению качества услуг и имиджа библиотеки.
- К предоставляемым библиотечно-информационным продуктам и выполняемым услугам (оперативность, актуальность, полнота, достаточность, оптимальное использование возможных информационных ресурсов, отсутствие/минимизация различных ограничений, в том числе географических, временных и др.).
- К технологии предоставления услуг (удобство, доступность, комфорт, соответствующее программное обеспечение, дружественный интерфейс, дополнительные сервисы).
- К квалификации/компетенциям сотрудника, оказывающего услуги (деловые и личностные качества, профессионализм, коммуникационные компетенции) [4].
Таким образом, соблюдая все вышеперечисленные требования, библиотеки будут предоставлять услуги качественно, оперативно, с учетом предпочтений пользователей, что положительно повлияет на имидж в целом.
Внутрибиблиотечный имидж определяет миссия библиотеки, ее фирменный стиль, библиотечные специалисты, социально-психологический микроклимат коллектива, профессиональный рост библиотечных специалистов, служебный этикет, пользователи.
В действительности внутрибиблиотечный имидж необходимо рассматривать как составляющую внешнего имиджа. Библиотекари являются основными информаторами пользователей о внутренней атмосфере и профессиональной деятельности библиотеки, поэтому негативный внутренний имидж быстро приведет к потере доверия у пользователей. Положительный внутренний имидж обеспечивает сплоченность коллектива, дает уверенность каждому библиотечному специалисту, стимулирует к более активной и продуктивной работе, повышению собственной квалификации и т.д., что положительно отражается на внешнем облике библиотечного учреждения.
Большую роль играет наличие у библиотеки фирменного стиля.
Фирменный стиль – это совокупность приемов (графических, цветовых, пластических, акустических, видео), которые обеспечивают единство всем изделиям фирмы и рекламным мероприятиям, улучшают запоминаемость и восприятие не только товаров и услуг, но и всей ее деятельности.
Исследователи полагают, что к основным компонентам фирменного стиля относятся:
– фирменные бланки и конверты, визитные карточки, бейджи, пригласительные и читательские билеты;
– сувенирная продукция: фирменные мини-блокноты, настольные блоки для записей, ручки, папки, пакеты, календари, открытки и т.п.;
– рекламная печатная продукция (проспекты, буклеты, путеводители и т.п.) и иные издания библиотеки, не имеющие рекламного характера, (справочники «Кто есть кто в библиотеке», печатные каталоги, фотоальбомы, библиографические указатели, сборники публикаций, монографии и др.);
– визуальные коммуникации в библиотеке (вывески, указатели, таблички);
– внешний вид и интерьеры здания (оформление помещений, информационных стендов, выставок и т.д., в том числе с использованием фирменных цветов) [4].
Таким образом, рассмотрев основные подходы исследователей и специалистов к определению понятия и его типологическим характеристикам, можно сделать вывод о том, что постоянная работа над совершенствованием имиджа библиотеки – это доказательство того, что библиотечному учреждению небезразличны запросы его пользователей.
Построение целостного имиджа библиотеки – это не разовые рекламные мероприятия и кампании, это регулярная профессиональная деятельность по разработке и проведению разноплановых мероприятий, ориентированных на формирование элементов имиджа.
Продолжение следует.
Список использованных источников
- Воронцова, М. В. Технология формирования имиджа, PR и рекламы в социальной работе : учеб. и практикум для вузов / М. В. Воронцова [и др.] ; под ред. М. В. Воронцовой. – М. : Юрайт, 2020. – 250 с.
- Имидж [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Имидж (дата обращения: 11.07.2023).
- Имидж: что это такое, примеры, виды, отличия от «образа» [Электронный ресурс]. – URL: https://dnevnik-znaniy.ru/znachenie/imidzh-eto.html?ysclid=li7uhfdfze869890729 (дата обращения: 11.07.2023).
- Каковкина, С. С. Создание положительного имиджа библиотеки / С. С. Каковкина. – Брянка, 2020. – 29 с.
- Шепель, В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния / В. М. Шепель. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 472 с.