Аристова А.О., библиотекарь 2 категории отдела коммуникаций и информации по устойчивому развитию РНТБ
«Книжные блогеры»: продвижение читательской культуры в социальных медиа
Социальные сети стали неотъемлемой частью повседневной жизни многих людей, их влияние на различные аспекты общества, включая читательскую культуру, нельзя недооценивать. В современном мире социальные сети не только обеспечивают доступ к информации и контенту, но также формируют привычки потребления информации, влияют на восприятие литературы и других текстовых материалов.
Сегодня многие государственные учреждения активно пользуются возможностью размещения, продвижения своих услуг и саморекламы посредством использования социальных сетей. Республиканская научно-техническая библиотека не является исключением. Социальные сети библиотеки берут свое начало в 2011 году, когда были созданы аккаунты в Facebook и «ВКонтакте», а в 2017 к ним добавился и Instagram. Эти социальные сети являются наиболее удобными для представления ресурсов и услуг библиотеки в медиа, в каждой из них аудитория немного отличается, а так как мы нацелены на широкий круг пользователей, мы и ведем все три площадки. Как показывает статистика, в Facebook и «ВКонтакте» аудитория более старшего возраста – они активно пишут комментарии и делают репосты, в Instagram больше молодежи: им удобно быстро листать ленту, истории и таким образом получать информацию.
Социальные медиа – это хорошее средство продвижения интересов библиотеки. Одним из ярких примеров такого продвижения стала диалоговая площадка «Книжные блогеры», которая уже во второй раз прошла в стенах Республиканской научно-технической библиотеки.
«Книжные блогеры» – это уникальная диалоговая площадка для любителей книг, организованная сотрудниками нашей библиотеки. Идея организации и проведения подобного мероприятия появилась давно: на поверхности лежал вопрос о присутствии библиотеки и других организаций в социальных сетях, развитии и продвижении на различных платформах, привлечении новых пользователей и партнеров. Цель «Книжных блогеров» – обмен опытом и знаниями по ведению различных социальных сетей и продвижению читательской культуры в медиа.
Первоначально перед нами стояло две цели: найти интересных спикеров и создать комфортную обстановку участникам для обмена полезной информацией. В первый раз в качестве спикеров нами были выбраны представители различных библиотек Беларуси, представитель экологического книжного проекта и один книжный блогер. Выступления спикеров были организованы в свободной форме и не были ограничены узкой темой: каждый довольно широко рассказывал о своей деятельности. В этом году мы немного изменили подход к организации мероприятия. Во-первых, мы постарались пригласить спикеров из самых разных сфер деятельности: книжного блогера из TikTok, организатора Книжного клуба и по совместительству писательницу, представителя экологического книжного проекта, представителей отделов маркетинга различных библиотек. Во-вторых, на этот раз спикеры были четко ограничены темой выступления: мы заранее составили большой список вопросов для подготовки и выступления. Таким образом, каждый из выступающих наиболее полно осветил свою тему.
Поиск спикеров был организован задолго до проведения мероприятия. Разумеется, опыт проведения «Книжных блогеров» в прошлом году наложил свой отпечаток на нашу подготовку, поэтому мы имели четкое понимание, кого мы хотим видеть на мероприятии, какие сферы читательской культуры хотим осветить, чего конкретно мы ждем от выступающих. В этом году спикерами диалоговой площадки «Книжные блогеры» стали:
Уля Пупликова. Уля – книжный блогер в TikTok из Минска. Буквально с первых книжных обзоров Уля собирает суммарно сотни тысяч просмотров на видео, тем самым развивает книжный интерес у молодой аудитории.
Уля рассказала о том, как она стала книжным блогером, а также поделилась спецификой развития книжного аккаунта в TikTok, следуя последним трендам книжного сообщества в социальных сетях.
Вера Тетерич с проектом «МнеНеЖалко». «МнеНеЖалко» – это социальный экологический проект, в котором участники бесплатно и на время делятся своими бумажными книгами и тем самым заботятся о природе.
Екатерина Залесская. Книжный клуб Екатерины Залесской. Организатор – писательница, автор книг для детей и подростков. Сама автор говорит: «Мне хотелось создать нестандартный формат Книжного клуба. Такая смесь познавательных и культурно-развлекательных встреч. Книжный клуб – это встречи для взрослых, созданные с целью популяризации книги и книжного образа жизни в современном цифровом мире. Иногда совмещаем обсуждение книг с экскурсией по городу или после обсуждения прочитанного идем в театр. Новичков принимаем».
Елизавета Канашевич. Научная библиотека БНТУ. Контент социальных сетей Научной библиотеки БНТУ – это пример гармоничного союза нейросетей и уникальных человеческих способностей, где искусственный интеллект освобождает сотрудника от рутинных процессов.
Анастасия Гавдей. Фундаментальная библиотека БГУ. Университетская библиотека сегодня – это мощный информационный центр, поддерживающий научную и образовательную деятельность, обладающий широким ассортиментом услуг, электронных ресурсов и мероприятий. Благодаря активности ФБ БГУ в социальных сетях читатели могут быть в курсе всех новостей и событий, происходящих в библиотеке, а также лично общаться с сотрудниками и давать обратную связь.
Наталья Буткевич и Яна Ильина. Республиканская научная медицинская библиотека. «Своим примером мы показываем, что медицинская библиотека – это про людей и для людей, а потому профильная литература может быть увлекательной, понятной и полезной как для ученых и медиков, так и для всех, кто интересуется своим здоровьем и благополучием».
Ангелина Аристова. Республиканская научно-техническая библиотека. Социальные сети РНТБ – пример того, что даже сложную научно-техническую информацию можно преподносить легко, ярко и доступно, используя при этом максимум креатива.
Спикеры поделились опытом создания контента в социальных медиа с помощью искусственного интеллекта, ведения книжного аккаунта в TikTok, развития социального экологического проекта по обмену книгами, организации книжного клуба, а также рассказали, как, используя креативный подход, преобразовать сложную научную информацию в интересную и доступную.
Можно смело сказать, что в этот раз нам удалось собрать еще больше книголюбов и книжных блогеров для обмена опытом, обсуждения способов популяризации книг и читательской культуры. В ходе мероприятия мы активно обсуждали трудности, с которыми сталкивается библиотечная и книжная сфера, делились опытом ведения социальных сетей на различных платформах, способами продвижения, а также обсуждали советы и лайфхаки для более качественного представления себя и своих проектов в социальных медиа. Мы ценим возможность объединять книжных энтузиастов и создавать пространство для открытого общения и обмена опытом в нашем общем деле. «Книжные блогеры» стали площадкой для вдохновляющих разговоров и полезных обсуждений, и мы рады видеть, как наше мероприятие становится все более популярным среди любителей чтения, специалистов библиотечной и книжной сферы, а также приобретает своих постоянных и новых зрителей.
Диалоговая площадка «Книжные блогеры» это отличная возможность для поклонников чтения качественно провести время в компании единомышленников.
Мероприятие привлекло значительное количество зрителей, которые активно участвовали в обсуждениях. Мир стремительно развивается, и нам необходимо быть в курсе событий. Именно поэтому обмен мнениями и опытом в вопросах современных технологий и социальных медиа в нашей профессиональной деятельности просто необходим. Присутствие Республиканской научно-технической библиотеки в социальных сетях уже доказало свою значимость: продвижение услуг, реклама мероприятий и поддержание связей с партнерами – все это было бы невозможно без активной работы в медиа-пространстве.
По сей день мы получаем большое количество положительных отзывов о мероприятии, и это, конечно, – прекрасная мотивация для новых идей и их воплощения в жизнь. Уверены, что диалоговая площадка «Книжные блогеры» еще не раз соберет большое количество заинтересованных людей, которые ценят книжную культуру.