Обучая других, учимся сами
Бахур Т.А., ведущий библиотекарь Брестской ОНТБ
Одно из важных направлений работы Брестского филиала РНТБ – информирование пользователей по вопросам устойчивого развития (УР). Глобальный масштаб проблем, связанных с истощением природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, изменением климата и другими негативными факторами, вывели в центр внимания задачу формирования социально ответственного поведения. Это касается не только крупных промышленных предприятий или отдельных отраслей экономики, но и каждого из нас.
Используя фонд сформированной в Брестском филиале Библиотеки по устойчивому развитию, в сотрудничестве с другими заинтересованными организациями и волонтерскими инициативами, мы вносим свой вклад в формирование социальной ответственности. Для того чтобы эта работа была эффективной и реально полезной, нам самим приходится учиться, вникать в вопросы энергосбережения, экологической маркировки или, например, в тему сортировки отходов. Работая в этом направлении, мы накопили некоторый опыт, которым и решили поделиться.
РАЗДЕЛЯЙ МУСОР ПРАВИЛЬНО
Так называется мастер-класс, который библиотека проводит для разных целевых групп с целью формирования экодружественных привычек и популяризации идей УР.
Чтобы провести мастер-класс, понадобятся:
- знания, информация, которыми вы поделитесь с аудиторией;
- информационные материалы: выставка научно-технической литературы и документов, плакаты, памятки, буклеты и др.;
- «контейнеры» для разных видов мусора (2 комплекта, можно использовать коробки);
- образцы разных видов мусора (чистые);
- целевая аудитория и хорошее настроение.
Первое, с чего мы начинаем мастер-класс, – это общая информация о проблеме, видах отходов, целях и правилах их сортировки. Мы не читаем докладов, рассказываем обо всем максимально понятно и доступно. Среди тех, кто принимал участие в мастер-классах, – учащиеся колледжей, школьные учителя, работники библиотек разных ведомств, культработники, учащиеся старших классов средних школ.
Участники мастер-класса делятся на 2 команды, каждая из которых получает свой комплект «контейнеров», обозначенных цветной маркировкой:
- черный – для сбора смешанных отходов;
- синий – для сбора отходов стекла;
- зеленый – для сбора отходов бумаги и картона;
- желтый – для сбора отходов пластмасс.
Затем обе группы участников сортируют образцы мусора по своему усмотрению. Всегда интересно слушать аргументы участников при выборе нужного контейнера.
Далее следует обратный процесс – из каждого контейнера мы достаем попавший в него мусор и объясняем, правильно или ошибочно он занял свое место в контейнере. Команда, правильно распределившая мусор по контейнерам, получает поощрительный приз.
Нужно быть готовым ответить на возникающие в ходе мастер-класса вопросы. Например, как сортировать и куда можно отвезти другие виды отходов для утилизации: металл, изношенные шины, отходы растительности, крупногабаритные и строительные отходы, отходы электрического и электронного оборудования, ртутьсодержащие и пищевые отходы, элементы питания (батарейки), просроченные лекарственные средства.
Изучая тему, мы заметили, что в разных источниках даются противоречивые рекомендации по сортировке некоторых видов отходов. В поисках ответов мы консультировались у специалистов Брестского мусороперерабатывающего завода и Брестского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды. Теперь мы знаем, что некоторые советы по сортировке мусора зависят от наличия в регионе оборудования для переработки определенных видов отходов.
Рассмотрим, например, тетрапаки. Считается, что они не перерабатываются, так как состоят из разных материалов: картона, полиэтилена, алюминиевой фольги. Но с 2021 года тетрапаки начала перерабатывать Пуховичская картонная фабрика. Теперь из них получают восстановленную целлюлозу, которая затем используется для производства картона. Поэтому тетрапакеты – это не мусор, а вторсырье, их нужно выбрасывать в желтые контейнеры для пластика.
Бывает сложно определить, к какому виду отходов относится тот или иной мусор. В таких случаях лучше выбросить его в черный контейнер для смешанного мусора. В Беларуси на мусороперерабатывающих предприятиях работают линии, где рабочие досортировывают поступившие коммунальные отходы.
Для того чтобы уметь объяснить ошибки в сортировке отходов, мы продолжаем «мониторить» и изучать тему, следим за новостями в этой сфере, особенно региональными. Ситуация в сфере переработки и утилизации коммунальных отходов в Беларуси меняется. То, что не перерабатывалось вчера, возможно завтра будет освоено на предприятии соответствующего профиля.
В ходе мастер-класса мы рассказываем об успешном опыте сортировки и переработки мусора в разных странах и в Беларуси. Делимся и собственным экодружественным опытом, так как в библиотеке установлен контейнер для сбора батареек, есть специальный стеллаж для свободного обмена книгами – буккроссинга. Рассказываем мы и об экосоциальном проекте «Новая жизнь в обмен на крышечки», в котором библиотека принимает участие. В 2021 году специальный грузовик посетил 50 населенных пунктов Беларуси и собрал более 15 тонн пластмассовых крышечек. Лидером стала Брестская область, жители которой, в том числе мы и наши читатели, передали в пользу проекта 2893,9 кг ценного сырья для последующей переработки и передачи вырученных средств для помощи больным детям.
Считаем, что не только словом, но и делом, конкретными действиями мы можем помогать людям учиться социальной ответственности.
Работа по популяризации идей устойчивого развития и социальной ответственности не ограничивается территорией библиотеки, а продолжается в социальных сетях: «ВКонтакте», Instagram, Facebook.
Заходите на наши страницы, возможно, именно у нас вы найдете нужную, полезную информацию или идеи для сотрудничества.