Тематический обзор приурочен к 21-й Международной специализированной выставке «Образование и карьера 2024». Рассмотрен опыт использования в образовательных целях робототехники, виртуальных тренажеров и искусственного интеллекта. Освещены вопросы развития критического мышления и эвристической деятельности. Приведены примеры интерактивных и дистанционных технологий обучения. Также представлена практика разработки образовательных веб-квестов.
Представлены документы из фонда РНТБ, а также аннотированные описания электронных ресурсов и ссылки на полные тексты.
С полными текстами статей можно ознакомиться в зале информационно-справочной службы, комната 613, и в читальном зале периодических изданий, комната 614. Телефон для справок +375 17 226 61 88.
Использование промышленного робота в качестве учебного оборудования при обучении студентов транспортных специальностей / Е. Н. Грядунова [и др.] // Мир транспорта и технологических машин. – 2023. – № 2. – С. 96–103. – (Образование и кадры). – Библиография: 20 назв.
Рассмотрены возможности использования робототехнической системы для проведения практических и лабораторных занятий по ряду дисциплин, изучаемых студентами транспортных специальностей. Приведены характеристики промышленного робота GR-C в соответствии с разработанными классификационными схемами. Сделан акцент на том, что для обучения робота студенту необходимо обладать навыками программирования. Отмечено, что в производстве распространены шестиосные промышленные роботы, поэтому изучение данного вида роботов является наиболее целесообразным. Показана необходимость комплексного подхода к изучению блока дисциплин, таких как механика, электротехника, информационные системы и программирование, что сделает процесс обучения более мотивированным и осмысленным.
Капкаева, Л. С. Методические приемы организации эвристической деятельности у студентов среднего профессионального образования в процессе обучения математике [Электронный ресурс] / Л. С. Капкаева, К. М. Спиридонова, С. Х. Зинина // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 12-1. – С. 130–138. – Библиография: 13 назв. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_59499428_47188393.pdf (дата обращения: 27.02.2024).
Обоснована необходимость вовлечения студентов в активный процесс получения знаний и формирования у них приемов эвристической деятельности, направленных на создание новой системы действий по поиску решения задач. Рассмотрены трактовки понятий «эвристика», «эвристическая деятельность», «приемы эвристической деятельности» в обучении математике. Показано, что под приемами эвристической деятельности понимаются приемы, основанные на специальных эвристиках, которые помогают формировать не только знания, но также умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки ситуации и принятия правильного решения. Выделение и формирование эвристик, входящих в прием, осуществлено посредством задач разных типов. Выявлен состав приемов эвристической деятельности, организуемой при поиске решения задач на применение производной и интеграла. Исследование выполнено в рамках гранта на проведение НИР по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева) по теме «Формирование приемов эвристической деятельности у студентов среднего профессионального образования в процессе обучения математике».
Карпов, К. А. Использование интерактивных компьютерных моделей и тренажерных комплексов в процессе обучения / К. А. Карпов // Качество. Инновации. Образование. – 2023. – № 2. – С. 95–100. – (Проблемы подготовки специалистов). – Библиография: 7 назв.
Представлены технологии, используемые при разработке физических и виртуальных тренажерных комплексов, а также основные принципы создания интерактивных обучающих анимационных цифровых двойников технологических установок. Приведены примеры использования в учебном процессе визуальных компьютерных моделей различных технологических объектов при повышении квалификации специалистов предприятий нефтегазовой отрасли. Проанализирована эффективность применения виртуальных тренажеров и цифровых двойников технологических объектов при очном и онлайн-обучении. Показано, что использование данных компьютерных моделей способствует лучшему усвоению теоретических основ различных процессов, а также может выступать как средство контроля знаний учащихся.
Ковалева, Т. Г. Развитие критического мышления и творческих способностей специалистов в процессе иноязычного образования [Электронный ресурс] / Т. Г. Ковалева, Т. Г. Дементьева // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. – 2023. – № 2. – С. 238–246. – Библиография: 19 назв. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_53802571_75491921.pdf (дата обращения: 27.02.2024).
Раскрыта практическая значимость креативных качеств личности как фактора конкурентоспособности современного специалиста в области безопасности жизнедеятельности. Показаны возможности иноязычного образования в развитии творческих способностей и критического мышления взрослой аудитории. Предложены подходы для развития творческого потенциала специалистов средствами иностранного языка. Применен критический анализ теоретических источников по проблеме креативности, обобщение практического опыта развития творческих качеств и критического мышления средствами иностранного языка. Описан образовательный потенциал и доказана эффективность классических и инновационных техник обучения иностранному языку в развитии творческих способностей и критического мышления специалистов, в частности, методов обучения поисковому чтению, переводу, устной и письменной профессиональной коммуникации, социальных технологий.
Ковалевская, А. А. Музыкально-компьютерные образовательные системы как интерактивное средство обучения студентов [Электронный ресурс] / А. А. Ковалевская // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. – 2023. – № 1. – С. 48–51. – Библиография: 4 назв. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_54242626_93546578.pdf (дата обращения: 27.02.2024).
Раскрыта сущность музыкально-компьютерной образовательной системы как многоуровневой структурной организации аудиовизуальных средств зрительского восприятия виртуального пространства, базирующейся на интерактивных и моделирующих механизмах реализации образцов форм, способов и стилей мышления студентов на основе проблемных полей и перспектив развития. Установлены противоречия между: а) потребностями компьютерного переоснащения учебных заведений с учетом интегрированного, инклюзивного образования и стереотипной подготовкой студентов; б) декларацией реформирования музыкального образования и реальной познавательно-информационной, развивающе-воспитывающей и практической деятельностью. Определены специфические особенности мультимедиапродуктов (игровые, образовательные, специальные программы, предназначенные для самостоятельного любительского, профессионального уровней), различных типов компьютерных технологий, чат-ботов с искусственным интеллектом и нейронных сетей, генерирующих музыку. Выявлены позиции педагогической деятельности студентов как методистов-сценаристов, конструкторов учебных средств, методистов-семиотехников и символогов, методистов-эпистемотехников, операционализаторов мышления и процедуризаторов, проектировщиков форм учебно-обучающей деятельности, методистов-культуротехников.
Лехмус, М. Ю. Практика разработки образовательных веб-квестов [Электронный ресурс] / М. Ю. Лехмус, О. Г. Старцева // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 11. – С. 39–44. – Библиография: 12 назв. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_54949714_87093484.pdf (дата обращения: 27.02.2024).
Описаны проектирование и разработка образовательного синтаксического веб-квеста на языке программирования JavaScript. Показано, что реализация представляет собой последовательную разработку встроенной системы управления контентом, организации структуры веб-квеста и средств прохождения и контроля результатов веб-квеста. Отмечено, что описанный алгоритм прохождения образовательного синтаксического веб-квеста иллюстрирует последовательность формирования маршрута, а вместе с тем и итоговой оценки его прохождения обучаемым. Определено, что разработка образовательного синтаксического веб-квеста, кроме оригинальных программных модулей, привлекает возможности встроенных средств автоматической компиляции, которые являются неотъемлемой частью стандартных операционных систем или средствами специального системного программного обеспечения, поддерживающими необходимый (изучаемый) язык программирования (в случае изучения синтаксиса языка программирования). Указано, что оценка результатов прохождения веб-квестов определяется параметрами сложности выбранного маршрута, количеством попыток прохождения уровня, успешностью прохождения уровня, временем, затраченным на прохождение уровня, и сложностью маршрута в целом. Выявлено, что использование скриптовых ключей позволяет систематизировать процесс прохождения маршрута и формирование итоговой оценки.
Оськин, Д. А. Образовательная аналитика как метод искусственного интеллекта для цифровой трансформации образования / Д. А. Оськин // Веснік Беларускага дзяржаўнага эканамічнага ўніверсітэта. – 2023. – № 5. – С. 74–83. – (Аналитические прогнозы и предложения). – Библиография: 22 назв.
На основе отчетов ИИТО ЮНЕСКО, сообщества EDUCASE, а также Концепции цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь описаны преимущества и выгоды от цифровизации и цифровой трансформации образования, технология искусственного интеллекта для нужд цифровой трансформации учреждений высшего образования (УВО). Приведена шкала уровней зрелости цифровой трансформации УВО и в соответствии с ней определен уровень зрелости ведущих УВО Беларуси. На основе отчета Всемирного банка проанализированы трудности перехода к цифровым процессам в образовании, выявленные по итогам перехода на дистанционную форму обучения в первую волну пандемии COVID–19. Обоснованы роль и место применения образовательной аналитики как одного из методов искусственного интеллекта в контексте преодоления трудностей перехода к дистанционной форме обучения и достижения преимуществ и выгод для УВО от цифровизации и цифровой трансформации. Представлены лучшие практики применения образовательной аналитики в УВО. Проанализированы методы образовательной аналитики и их практическое применение; инструменты образовательной аналитики. Разработана схема аналитического решения УВО для нужд образовательной аналитики. Даны рекомендации успешного внедрения образовательной аналитики в УВО и намечены шаги последующих исследований.
Павличева, Е. Н. Использование платформ виртуальной реальности для поддержки принятия решений в многоуровневых образовательных системах / Е. Н. Павличева, В. А. Жильцов // Научные и технические библиотеки. – 2023. – № 7. – С. 64–81. – (Современные информационные технологии). – Библиография: 30 назв.
Рассмотрена разработка подхода к проектированию цифровых теней и двойников вузов для реализации концепции рационального управления образовательным процессом при обучении специалистов в режиме реального времени и для поддержки принятия стратегических и оперативных решений. Предложена модель для непосредственного управления многоуровневыми образовательными процессами и формированием индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) с использованием цифрового двойника (ЦД) в образовательном процессе на 3–4 курсах, в магистратуре, а также в рамках дополнительного профессионального образования. Разработана общая концепция использования ЦД в образовательной организации: студентоцентричная модель, ядром которой является ИОТ. Рассмотрены вопросы формирования ИОТ как инструмента мобильного и оперативного реинжиниринга образовательных процессов с учетом потребности экономики и текущего заказа работодателей, а также общие подходы к обеспечению ИОТ, в том числе за счет дистанционных образовательных технологий, с использованием виртуальных образовательных платформ и ресурсов. Освещены вопросы использования платформ виртуальной реальности как элементов дистанционного обучения при формировании ИОТ в многоуровневых образовательных системах. Приведено сравнение ряда платформ виртуальной реальности, метавселенных, их инструментария и использования в образовательном процессе. Названы элементы метавселенной и подходы к формированию ее архитектуры.
Стреналюк, Ю. В. Разработка интерактивных моделей обучения с использованием клиент-серверных технологий / Ю. В. Стреналюк, А. И. Левин, А. А. Тетерина // Двойные технологии. – 2023. – № 2. – С. 44–47. – (Информатика, вычислительная техника и управление). – Библиография: 10 назв.
Описан прием кластеризации обучающихся на основе первоначального тестирования. Приведена архитектура интеллектуальной системы дистанционного обучения, обеспечивающая взаимодействие с пользователем по технологии «клиент-сервер». Показано, что данная архитектура строится на основе схемы MVC, которая предполагает разделение модели данных приложения, пользовательского интерфейса и бизнес-логики на три части, причем так, что изменение одного из компонентов оказывает минимальное влияние на другие компоненты. Определено, что использование интерактивных моделей обучения с использованием клиент-серверных технологий позволяет повысить качество профессиональной подготовки и снизить временные затраты на разработку новых курсов за счет более полного использования уже имеющихся ресурсов.
Тугульчиева, В. С. Конструирование практико-ориентированных заданий средствами математического инструментария в профессиональной подготовке студентов в вузе [Электронный ресурс] / В. С. Тугульчиева // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 12-1. – С. 171–176. – Библиография: 13 назв. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_59499436_77393929.pdf (дата обращения: 27.02.2024).
Раскрыта роль математического инструментария, включающего математическое моделирование и задачный метод, отбор которых осуществлен на основе анализа обобщенных трудовых функций и общепрофессиональных компетенций, соответствующих профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов, для формирования профессионально значимых умений студентов естественно-научных направлений. Представлены модель конструирования профильных учебных заданий, определены этапы конструирования, функции математического инструментария как средства конструирования практико-ориентированных заданий, а также возможности компьютерной поддержки результатов конструирования. Показана роль взаимосвязанной системы приемов образовательных технологий: приемов конструирования задач по технологии укрупнения дидактических единиц П. М. Эрдниева, контекстному обучению А. А. Вербицкого, с помощью конструктора задач Л. С. Илюшина. Подчеркнуто, что научная новизна исследования заключена в предложенном алгоритме конструирования практико-ориентированных заданий студентами в активной продуктивной деятельности. Отмечено, что применение информационных технологий студентами происходит как на этапе самообразовательной деятельности, так и на занятиях, проводимых в традиционной форме.
Челомбитко, С. В. Технологии виртуальной реальности в образовательной деятельности Кемеровского государственного института культуры / С. В. Челомбитко, С. И. Гусев, Е. И. Боброва // Научные и технические библиотеки. – 2023. – № 8. – С. 141–165. – (Библиотечное образование). – Библиография: 20 назв.
Показаны возможности применения технологий виртуальной реальности (VR) в образовательной, воспитательной, творческой и профессиональной деятельности Кемеровского государственного института культуры (КемГИК). Рассмотрены VR-проекты, разработанные для основных направлений обучения в КемГИК. Представлено описание дисциплины «VR-технологии» для обучающихся на образовательных программах различных направлений подготовки. Приведены примеры применения VR-технологии в профессиональной и внеучебной деятельности образовательного учреждения высшей школы. Показано, что применение VR-технологий в образовательном процессе дает возможность сохранить объекты культурного наследия в цифровой форме, представить их привлекательными для других пользователей. Отмечено, что содержание дисциплины «VR-технологии» обеспечивает формирование актуальных навыков создания современных продуктов с использованием 3D-моделей. Сделан вывод, что дальнейшая разработка VR-проектов с учетом возможностей применения VR-технологии в образовательном процессе КемГИК является перспективным направлением дальнейших исследований.
Шарыпова, Н. В. Использование цифровых датчиков при изучении общей химии в вузе [Электронный ресурс] / Н. В. Шарыпова, А. Л. Соловьева, Я. А. Батенева // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 11. – С. 230–234. – Библиография: 10 назв. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_54949759_46165292.pdf (дата обращения: 27.02.2024).
Указано, что в исследовании приняли участие студенты первого и третьего курсов, обучающиеся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Биология» и «Химия» на базе Педагогического кванториума им. А.П. Рымкевича ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет». В учебную дисциплину «Общая химия» включены практические работы, при проведении опытов которых используются цифровые датчики по химии. В ходе анкетирования студентов показано, что большей части респондентов уже приходилось работать с цифровыми лабораториями, однако только половина студентов могла отметить возможности цифровых датчиков и привести методику использования их в учебном процессе. Выявлено, что у третьекурсников задания с применением цифровой лаборатории включены в дисциплину «Практикум по химии», в рамках которой студенты учились разрабатывать проекты мероприятий и мастер-классов для школьников с использованием цифровых лабораторий. Установлено, что применение цифровой лаборатории в итоговой работе по химии повышает качество знаний студентов, отмечены положительные возможности датчиков, точность количественных показателей, наглядность, сокращение времени эксперимента. Исследование выполнено при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов-партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2023 году по теме «Формирование предметных компетенций у студентов посредством использования цифровых датчиков по химии» (№ 16-339 от 26 мая 2023 г.).
Шевцов, А. В. Искусственный интеллект: проблема и перспектива его использования в образовании / А. В. Шевцов // Право. Экономика. Психология. – 2023. – № 2. – С. 51–60. – (Психология). – Библиография: 10 назв.
Представлен анализ различных подходов исследователей к вопросу о влиянии программ с искусственным интеллектом на самосознание личности, в особенности представителей нынешнего подрастающего поколения. Подчеркнута важность того, что, несмотря на упрощение различных сфер человеческой жизнедеятельности, с их появлением необходимо создание определенных условий и в образовательном процессе для сочетания искусственного интеллекта с естественным интеллектом. Изучено применение конструктивного потенциала программ с искусственным интеллектом на примере организации совместной деятельности учащихся, обусловленной сочетанием искусственного интеллекта с естественным интеллектом самих субъектов. Отмечено, программы с искусственным интеллектом могут способствовать как деформации личности человека, так и улучшению навыков работы с большим количеством информации, а также способствовать самообучению. Также указано, что в результате совместной деятельности, в основе которой лежит познавательный мотив, при работе с программами искусственного интеллекта в среде подростков может сформироваться новый тип субкультуры.