Ежегодно в день рождения французского тифлопедагога Луи Брайля (4 января 1809 г.) отмечается Всемирный день азбуки Брайля.
Именем Брайля называется тактильная система письма, шрифт, основанный на комбинации выпуклых точек на бумаге, который позволяет слепым и слабовидящим людям читать и писать с помощью осязания.
Брайль стал общепризнанным мировым стандартом, и сегодня практически каждый язык имеет соответствие в шрифте Брайля.
Революционное изобретение Луи Брайля изменило жизни миллионов слепых и слабовидящих людей, облегчив им коммуникацию, доступ к информации, образованию и культуре, предложив большую степень независимости.
Луи Брайль (фр. Louis Braille) родился 4 января 1809 года в небольшом французском городке Кувре (Coupvray) в 40 километрах от Парижа в семье Симона-Рене Брайля и Моник Барон и был самым младшим из четырех детей в семье, а две его сестры и брат были значительно старше его. Его отец, шорник и мастер по изготовлению изделий из кожи, владел мастерской и держал лавку, где продавал свою продукцию. Помимо дома, семье Брайля принадлежала ферма, расположенная напротив дома, а также два соседних дома.
Отец часто приводил юного Луи в свою мастерскую – ребенок любил там играть, вырезая куски кожи с помощью ремесленных инструментов.
В трехлетнем возрасте с Луи произошел несчастный случай, изменивший его судьбу. Играя с инструментом, мальчик получил травму правого глаза. Травма вызвала инфекцию, которая распространилась и на другой глаз, и к пяти годам Луи ослеп на оба глаза.
Однако благодаря родителям, которые окружили Луи своей заботой и лаской, мальчик рос и развивался наравне со своими здоровыми сверстниками. Он выучился плести бахрому для конской упряжи, шить домашние туфли, играть на скрипке. Помогая матери, накрывал на стол и приносил воду. Его родители прекрасно осознавали важность хорошего образования для такого серьезного инвалида, как их сын Луи. Они поставили перед собой цель научить ребенка крепко стоять на ногах и дать ему хорошее образование, чтобы он мог прожить максимально счастливую жизнь, а не влачить нищенское существование на милостыню.
С шести лет с Луи стал заниматься местный священник, который учил его истории и музыке, давал первые знания о науке. В 1816 году, когда Луи исполнилось семь лет, его приняли учеником в местную деревенскую школу. Он посещал занятия вместе со зрячими детьми, воспринимая информацию на слух, был прилежным и внимательным учеником, отличавшимся острым умом и хорошей памятью. Отец научил его алфавиту, используя гвозди, вбитые в деревянную доску, в форме латинских букв – так Луи осваивал основы грамоты.
Благодаря стараниям отца 15 января 1819 года, в десятилетнем возрасте, Луи был зачислен в специализированную школу для слепых детей – Королевский институт для слепой молодежи (Institution Royale des Jeunes Aveugles), основанный доктором Валентином Гаюи (фр. Valentin Haüy) в Париже в 1785 году. Это было первое в мире образовательное учреждение для незрячих детей.
В институте дети изучали предметы, преподаваемые в традиционных школах, музыку, а также различные ручные промыслы, чтобы они могли зарабатывать на жизнь после окончания учреждения. Методика обучения строилась на восприятии информации на слух. Для занятий были и специальные книги, в которых использовался рельефно-линейный шрифт. Однако таких книг на всех не хватало, и учебники по ряду предметов отсутствовали. Слепые ученики учились читать и писать рельефными римскими буквами по системе, изобретенной Валентином Гаюи. На практике этот процесс был неэффективным: буквенные символы были расположены очень близко друг к другу, их трудно распознать на ощупь, поэтому чтение было крайне медленным даже для такого способного ученика, как Брайль, хотя Луи был замечательным учеником, преуспевал по всем дисциплинам и получил все награды, будь то за физический или интеллектуальный труд.
Доктор Пинье, сменивший доктора Гаюи, позже говорил о Луи Брайле:
«Обладая живым умом и, прежде всего, замечательной прямотой ума, он вскоре стал известен своими успехами и успехами в учебе. …Его литературные или научные сочинения содержали только точные мысли; они отличались большой ясностью мыслей, выраженных ясным и правильным стилем. В них признавалось воображение, но оно всегда направлялось суждением». Личность Брайля его друг Кольта описывал так: «Интеллигентный вид, фигура, лицо, которое довольно часто озаряла приятная улыбка, но никогда не смущала безумная жизнерадостность, – все в физиономии молодого Брайля предвещало самые счастливые настроения и свидетельствовало о самых добрых качествах».
Особенно нравились Луи классы музыки. Он освоил не только фортепиано, но и орган, и в 16 лет получил оплачиваемую должность органиста в маленькой церкви Сен-Николя-де-Шан возле учебного учреждения.
В 1821 году Королевский институт посетил отставной военный, офицер-артиллерист и криптограф Шарль Барбье де ла Серр (Charles Barbier de la Serre), который продемонстрировал учащимся одну из придуманных им для военных целей систем, названную «ночной азбукой» или сонографией.
Для записи данных в куске картона были проколоты отверстия. Считывание осуществлялось путем прикосновения к перфорированной поверхности. Изобретение представляло собой код, который позволял расшифровывать звуки (отсюда и термин – сонография), используя 12 выпуклых точек, размещенных по шесть в двух столбцах. В основу своей системы Барбье положил принцип стенографии, а не алфавита, как делали его предшественники. Та или иная комбинация отверстий соответствовала определённым звукам, то есть слова записывались не по правилам языковой грамматики, а транскрипционно, так, как они произносились. Система Барбье была предназначена для военного ведомства Франции в качестве языка составления и чтения донесений в тёмное время суток, а также для передачи сообщений на поле боя в темноте, и позволяла солдатам общаться без необходимости говорить или зажигать свечи. Однако символы Барбье были громоздкими и неудобными для чтения. По этой причине «ночная азбука» не прижилась и в армии.
Вместе с другими студентами 12-летний Луи Брайль протестировал систему, предложенную Шарлем Барбье. Институтом система принята не была, но Брайля заинтересовала, поскольку была гораздо проще, чем использовавшееся в институте рельефное письмо. Он был вдохновлен сложной системой и решил упростить ее для удобства слепых людей. Система обладала рядом недостатков: была построена на фонетической основе, что затрудняло соблюдение правил орфографии; в ней отсутствовали комбинации для знаков препинания, нот, цифр, математических символов. Над системой, несовершенной, но инновационной, Луи Брайль начал неустанно работать с двенадцатилетнего возраста. Так как дневное время было занято учебой, он работал в основном по вечерам, ночью и дома во время каникул, в кругу семьи.
Луи понял, в чем недостаток идеи Барбье: чтобы охватить пальцем такой символ, палец надо подвигать. Он упростил систему Барбье, используя вместо 12-ти лишь 6 выпуклых тактильных точек, чтобы все они помещались под подушечку указательного пальца и их было легче и быстрее читать.
Каждая буква и каждый знак были представлены в виде определенного набора выпуклых точек – шеститочия. В высоту оно имело около шести миллиметров, расстояние между точками – два миллиметра. Решение Брайля было одновременно простым и изящным: ячейка из двух вертикальных рядов по три выпуклые точки в каждом. Это давало 64 возможные комбинации, что позволяло изобразить значками буквы, цифры и нотные знаки. На нотах Луи настаивал особо: он сам был талантливым музыкантом.
Брайль работал над своей системой долгие годы. Первый вариант системы совет Королевского института рассмотрел в 1829 году, но поддержки он не нашел. Один из главных аргументов – шрифт не удобен для зрячих преподавателей. По настоянию слепых институт вновь вернулся к рассмотрению этого вопроса лишь в 1837 году.
Луи Брайль продолжал много учиться и был одним из самых способных учеников, получив множество наград во всех областях: грамматика, арифметика, алгебра, геометрия, история, география, риторика, виолончель, фортепиано, бас, орган. Брайлю еще не исполнилось пятнадцати лет, когда ему уже были поручены некоторые преподавательские обязанности, в частности в мастерской по кромке и плетению тапочек. В 1828 году он был назначен репетитором и руководил общеобразовательными и музыкальными классами для ясно видящих и слепых. Кажется, он был таким же хорошим учителем, как и хорошим учеником. «Среди [его учеников], – писал его друг Кольта, – целью соперничества было не только уравнять и превзойти друг друга, но и угодить учителю, которого они любили как достойного начальника, как мудрого и просвещенного друга, щедрого на добрые советы». Помимо устного преподавания, Брайль сочинял трактаты. Его трактат по арифметике, напечатанный рельефно, представляет собой образец точности и краткости. «Наши процессы письма и печати, – говорил Брайль, – занимают много места на бумаге, поэтому необходимо сжать мысль в как можно меньше слов».
Этот первый алфавит Брайля был не совсем тем, который используют сегодня, но его основная часть – первые четыре ряда – была такой же.
Несмотря на свои ранние недостатки, система Брайля уже превосходила систему Барбье: это был алфавит, созданный по образцу видящих. Его было гораздо легче расшифровать, потому что его знаки были вдвое ниже и их можно было понять, при небольшой практике, не двигая пальцем.
Второе издание книги «Способ написания текстов…» появилось в 1837 году. Новое издание было более полным, чем первое, и отличалось значительным нововведением: оно ввело пунктуированную нотную запись, которая сегодня стала тем, что мы называем «международная нотная запись Брайля».
В 1829 году Луи Брайль сконструировал прибор для одностороннего письма рельефно-точечным шрифтом с грифелем, в 1834 году – прибор для двухстороннего межстрочного письма рельефно-точечным шрифтом.
В 1832 году на состоявшейся в Париже Международной выставке систем рельефного письма для слепых шрифт Брайля был признан лучшим из 22 представленных проектов европейских стран.
В 1834 году тексты, набранные шрифтом Брайля, были лично представлены изобретателем на Выставке промышленных товаров на площади Согласия в Париже, где их увидел король Франции Луи-Филипп I. Однако ни решения о присвоении шрифту Брайля официального статуса системы письменности для слепых, ни выделения средств на издание книг для слепых по системе Брайля не последовало.
Брайль продолжал создавать новые книги, пособия и учебники, где рассказывал о применении рельефно-точечного шрифта в преподавании музыки, математики и географии, переписывал обычные книги для слепых.
И хотя Шарль Барбье де ла Серр всегда отказывался менять свое мнение, он, тем не менее, признавал ценность метода Брайля, о чем свидетельствует записка, адресованная Королевскому институту в 1833 году. В ней он выражался следующим образом: «Это г-н Луи Брайль, молодой студент, сегодня репетитор Королевского института в Париже, которому первому пришла в голову счастливая идея свести пунктуированное письмо к использованию линейки, полосатой из трех строк; в этом двойном отношении это важная услуга, для которой мы обязаны … Г-н Брайль также предпринял другие применения своего метода, которые достаточно рекомендуют его в учреждении, где мы заботимся обо всем, что касается образования слепых детей…».
В 1837 году Королевский институт вернулся к вопросу о шрифте Брайля. Было принято решение напечатать в типографии института книгу «История Франции» в трех томах. С выходом этой книги новая система письменности, основанная на рельефном шеститочии, официально обрела право на жизнь, и в 1838 году вышел учебник арифметики для слепых.
Как всегда, когда инновационное изобретение набирает обороты, иногда случаются и неудачи. Фактически оставалась одна важная проблема, которую Брайль не решил: проблема общения между слепыми и зрячими людьми, которая была также одной из главных проблем Валентина Гаюи. Применив свое воображение и интеллект, Брайль придумал еще один шрифт, который могли читать как слепые, так и зрячие, назвав его «декапойнт» или рафиграфия. Этот формат был очень удобен для тех людей, родные которых были незрячими.
Это устройство, впервые названное Фуко «поршневой доской», позже было названо «рафиграфом» и долгое время использовалось в Королевском институте. Фуко фактически создал предшественницу пишущей машинки, которая при нажатии на клавишу делала чернилами оттиск обычной буквы, и одновременно эта буква приобретала рельеф. Такой текст могли прочесть и слепые, и зрячие.
Рафиграф не пережил изобретения пишущей машинки, которой слепые быстро научились пользоваться, несмотря на ее существенный недостаток – невозможность для слепых перечитывать написанное.
Между 1840 и 1850 годами произошел своего рода «кризис Брайля», который последовал за увольнением и преждевременным выходом на пенсию доктора Пинье. Его преемник Дюфау начал с попытки ограничить использование шрифта Брайля музыкой. Ему это не очень удалось и, наконец, с 1847 года шрифт Брайля возобновил свой подъем.
Однако здоровье Луи Брайля было слабым и продолжало ухудшаться. Еще обучаясь в школе Валентина Гаюи, где помещения были холодными, сырыми и антисанитарными, Луи заразился туберкулезом. Первые серьезные признаки болезни в виде регулярных приступов кашля появились у него в 1835 году в возрасте 26 лет. Из-за этого его преподавательские обязанности постепенно сокращались, и с 1840 года он оставался только на уроках музыки.
В дополнение к своему преподаванию он продолжал руководить органным корпусом в различных парижских церквях, в частности в церкви Сен-Николя-де-Шан с 1834 по 1839 год, а затем в часовне главного дома миссионеров-лазаристов на улице Севр с 1830 года до своей смерти.
Последствия болезни потребовали, чтобы в 1844 году он переехал в Кувре на три года отдыха. Оставив преподавание, Брайль продолжил работу над своим изобретением и в 1847 году создал первую печатную машинку для своего шрифта.
Незначительное улучшение здоровья позволило Луи возобновить преподавание в 1847 году, но длилось оно недолго. В последние месяцы 1851 года он все больше времени проводил в лазарете. В ночь с 4 на 5 декабря 1851 года сильное кровотечение в легком заставило его прекратить всякую деятельность.
Прикованный к постели и все более ослабленный кровоизлияниями, Луи Брайль умер от туберкулеза 6 января 1852 года в возрасте 43 лет в присутствии своих друзей и брата в лазарете Национального института для молодых слепых на бульваре Инвалидов. По желанию семьи был похоронен на деревенском кладбище в родном городе Кувре 10 января 1852 года.
Студенты института в знак благодарности собрали сумму, необходимую для исполнения бюста Луи Брайля, который был открыт в учреждении 25 мая 1853 года.
При жизни Луи Брайль не стал свидетелем успеха своего изобретения. Через два года после его смерти система была принята во Франции. И только в 1878 году в Париже во время Всемирного конгресса по улучшению участи слепых и глухонемых после долгих дискуссий шрифт Брайля получил окончательное и безоговорочное признание. Широкое распространение шрифта Брайля относится к началу XX века, когда он стал универсальной системой чтения и письма для слепых.
Русскоязычный вариант азбуки Брайля был впервые разработан в 1861 году князем Денисом Оболенским, также потерявшем зрение ещё ребёнком. За границей Оболенский освоил азбуку Брайля на трех языках – французском, английском и немецком. Вернувшись в Россию, Оболенский самостоятельно разработал систему письменности с русским алфавитом. Но составленный им русский рельефно-точечный шрифт использовался только самим создателем.
В 1881 году в России была открыта первая школа для слепых – Санкт-Петербургское Александро-Мариинское училище слепых. Преподаватель училища Екатерина Трумберг адаптировала шрифт Брайля к русскому языку.
Первая русская книга, набранная шрифтом Брайля, – «Сборник статей для детского чтения, изданный и посвященный слепым детям Анною Адлер» (1885 г.).
Анна Адлер впервые в России начала издание книг для слепых по системе Брайля, для чего основала на собственные средства в селе Троицком Подольского уезда Московской губернии типографию рельефно-точечного шрифта и собственноручно набирала текст, корректировала его и работала на печатном прессе.
Сегодня шрифт Брайля продолжает свое развитие и совершенствование. Несмотря на другие способы представления информации для незрячих людей, например, текст на рельефных дисплеях, аудиокниги, цифровые говорящие книги, которые одновременно генерируют текст Брайля, шрифт изобретателя по-прежнему остается неотъемлемой частью жизни незрячих людей. Современные технологии позволяют создавать шрифт Брайля на компьютере с помощью специальных сканеров и принтеров.
Таким образом, незрячие люди имеют доступ к информации в цифровом формате, могут печатать документы на брайлевской печатной машинке, использовать электронные устройства с дисплеями, заменяющими книги Брайля. Существует ряд методов печати Брайля как на бумаге, так и в цифровом формате, включая простые инструменты, такие как «рамка и стилус», которые вставляют точки на бумагу, блокнот Брайля «точка-точка», который похож на пишущую машинку. Имеются и более сложные устройства, например, принтеры Брайля или принтеры для тиснения, которые подключаются к компьютеру так же, как и текстовые принтеры. Электронные блокноты и брайлеры обеспечивают речевую обратную связь и создают шрифт Брайля, поднимая и опуская штифты на дисплее в ответ на электронный сигнал.
Сегодня маркировку шрифта Брайля можно найти на продуктах питания, кнопках лифтов, картах метро, бюллетенях для голосования, кассовых аппаратах, в банкоматах. Обязательной является маркировка фармацевтической продукции шрифтом Брайля во многих странах мира. Она имеет самое широкое современное применение, что позволяет незрячим людям быть более самостоятельными и независимыми.
В 1953 году в Кувре, в доме, где родился и провел детство Луи Брайль, на улице, носящей его имя, был открыт мемориальный музей.
Дом сохранил аутентичный внешний вид крестьянского особняка XVIII века. 8 декабря 1966 года место рождения Луи Брайля было включено в дополнительный список исторических памятников Франции, благодаря чему и сохранило свой первоначальный облик. Музей открыт для посещения и бережно сохраняется усилиями Всемирной организации слепых совместно с муниципалитетом Кувре. Здесь можно познакомиться с жизнью и изобретениями Луи Брайля и совершить увлекательное путешествие в мир чтения и письма, используемого слепыми людьми. Коллекции музея насчитывают около тысячи предметов, связанных с историей изобретения материалов для обучения слепых чтению и письму, их эволюцией. Среди экспонатов – первые таблички Брайля, пишущая машинка, книги и дисплей Брайля, книги с рельефным тиснением, рафиграф, планшеты, перфораторы, а также личные вещи изобретателя. Знаковая часть музея – мастерская отца, поскольку именно здесь произошел несчастный случай, изменивший судьбу маленького Луи.
Сад пяти чувств музея (Jardin des Cinq Sens) приглашает посетителей исследовать свои органы чувств (обоняние, вкус, осязание, зрение и слух) пройдя через беседку, которая образует туннель, символизирующий ночь и потерю зрения. Когда посетители идут по туннелю, их чувства стимулируются различными элементами, такими как ароматные растения, съедобные травы, тактильные поверхности и визуально привлекательные пейзажи. Сад был спроектирован техническими службами Курве и насчитывает множество разновидностей растений, которые можно нюхать, есть, трогать и слушать. Звук текущей воды и шелест листьев добавляют звукового разнообразия этому опыту.