Положение о виртуальной справочной службе РНТБ
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Виртуальная справочная служба (ВСС) – онлайновая справочно-библиографическая служба Республиканской научно-технической библиотеки (РНТБ), предназначенная для справочно-библиографического обслуживания удаленных пользователей.
1.2. Основной задачей ВСС является максимально оперативное и полное удовлетворение информационных потребностей удаленных пользователей.
1.3. ВСС выполняет разовые запросы удаленных пользователей, включающие поиск и предоставление информации в соответствии с Положением о службе.
1.4. ВСС функционирует на некоммерческой основе и доступна всем пользователям.
1.5. ВСС размещается на сайте РНТБ в сети Интернет
- ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ
2.1. ВСС РНТБ осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:
— общедоступность;
— бесплатность;
— оперативность;
— конфиденциальность (по критерию сохранения персональных данных заказчика);
— корректность взаимного общения.
- КАТЕГОРИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
3.1. Обслуживаются все пользователи, обратившиеся в ВСС, независимо от возраста, уровня образования и места проживания, а также не зависимо от того, являются ли они читателями библиотеки.
- РЕСУРСНАЯ БАЗА
4.1. При выполнении запросов удаленных пользователей используются:
— традиционный справочно-поисковый аппарат РНТБ;
— электронный каталог РНТБ;
— справочные издания из фонда РНТБ;
— библиографические, полнотекстовые, реферативные и фактографические БД РНТБ;
— архив выполненных справок.
- ТИПЫ ПРИНИМАЕМЫХ ЗАПРОСОВ
5.1. К выполнению принимаются:
— запросы о наличии конкретного документа в фондах РНТБ;
— тематические запросы (справки, содержащие перечень документов по определенной теме), выполнение которых не влечет за собой сложного библиографического поиска, с предоставлением библиографического списка, включающего не более 10 названий. Тематические запросы, требующие сложного библиографического поиска, выполняются РНТБ на платной основе;
— фактографические запросы (сведения о конкретном событии, организации, знаменитом человеке, определение термина по справочникам, энциклопедиям и т.д.). На данный запрос пользователь получает справку с указанием источника информации;
— уточняющие запросы (уточнение элементов библиографического описания документов, имеющихся в фонде РНТБ).
5.2. ВСС РНТБ обеспечивает приоритет в выполнении тех запросов, которые не могут быть выполнены на базе других библиотек.
- ОТВЕТЫ НА ЗАПРОСЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
6.1. Ответы на запросы пользователей ВСС РНТБ предоставляются в следующем виде:
— текстовый ответ, дополненный ссылками на источники информации;
— ссылки на источники информации в сети Интернет;
— библиографический список (не более 10 названий);
— отрицательный ответ с обоснованием.
6.2. В функции ВСС РНТБ не входит предоставление удаленным пользователям электронных и полнотекстовых документов из фондов библиотеки.
6.3. Выполнение запросов и предоставление объективных ответов является обязательным условием даже в случаях отсутствия требуемой информации.
6.4. Не рассматриваются запросы:
— выходящие за рамки тематической направленности деятельности РНТБ;
— требующие разъяснения и толкования законов и нормативных актов;
— связанные с необходимостью предоставления информации обучающего характера (решение математических, физических, химических и иных задач, написание текстовых работ – рефератов, курсовых, дипломных и пр., перевод текстов);
— связанные с предоставлением информации развлекательного характера (разгадывание кроссвордов, участие в викторинах, интеллектуальных играх и др. конкурсах);
— касающиеся коммерческой или посреднической деятельности;
— требующие исследовательской работы или сложного библиографического поиска;
— некорректно сформулированные.
- ПОРЯДОК РАБОТЫ
7.1. Запросы принимаются в течение всех рабочих дней библиотеки и выполняются в порядке их поступления. В выходные, праздничные и санитарные дни запросы не принимаются.
7.2. Ежедневно принимаются к выполнению 5 запросов. В последующем библиотека оставляет за собой право назначать фиксированное количество запросов, принимаемых к исполнению в течение дня.
7.3. Количество запросов от одного пользователя, принимаемых к исполнению, ограничивается одним в день. В случае если запрос включает несколько вопросов, специалист ВСС по собственному усмотрению отвечает на один из них.
- СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАПРОСОВ
8.1. О наличии изданий в фондах РНТБ – 1 день;
8.2. Тематические, фактографические, уточняющие запросы – 1-2 дня.
- КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ
9.1. Координатором виртуальной справочной службы является отдел справочно-информационной работы и маркетинга (ОСИРМ). Запросы выполняют как сотрудники ОСИРМ, так и специалисты других отделов библиотеки.
9.2. Техническая и программная поддержка ВСС возлагается на отдел автоматизации (ОА).
9.3. Замечания и предложения от пользователей о работе ВСС РНТБ принимаются по электронной почте.