Вторая жизнь изношенной покрышки
Автор: С. Михайловская
Источник: Веды. — 2008. — 26 мая (№ 21). — С. 6.
В наше время автомобильные пробки для крупных мегаполисов не редкость, а, скорее, закономерность. Минск не исключение. Сегодня столичный автопарк растет очень быстро. И соответственно, увеличивается число изношенных автомобильных шин. Вышедшие из эксплуатации, они являются стойким источником загрязнения окружающей среды, так как не подвергаются биологическому разложению, огнеопасны и создают при складировании великолепную среду для размножения грызунов и кровососущих насекомых, которые являются основными переносчиками инфекционных заболеваний. По мнению специалистов по охране природы, изношенные автопокрышки представляют угрозу для экологии и жизнедеятельности не только нынешних, но и последующих поколений.
Нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что автомобильные шины являются источником ценного сырья, потому что в их составе находятся металл, каучук, текстильный корд. Как использовать вторичные ресурсы с максимально эффективностью? Ответ на данный вопрос пытались найти ученые, экологи и представители предприятий страны — участники научно-практического семинара «Проблемы утилизации и вторичного использования автомобильных шин в Республике Беларусь». Организатором форума выступили Государственный комитет по науке и технологиям и Республиканская научно-техническая библиотека.
Большое внимание экологической стороне данного вопроса уделил во время своего выступления член Глобального альянса против сжигания отходов (Global Alliance for Incinerator Alternatives / Global Anti-Incinerator Alliance (GAIA)) Евгений Лобанов. Он затронул проблемы, связанные с охраной здоровья людей, которые работают на предприятиях по утилизации шин, а также тех, кто живет в непосредственной близости от такого производства. Е. Лобанов сделал акцент на одном из самых распространенных способов переработки автопокрышек — сжигании шин в цементных печах. Наиболее активно сегодня подобные технологии применяются в европейских странах. Что касается Беларуси, то у нас они, скорее, пока только апробируются. По словам докладчика, представителями Минприроды было заявлено, что если этот опыт окажется положительным, он будет востребован в нашей республике.
К слову, в СНГ сейчас накоплено более 50 млн. изношенных шин, в США — 130 млн. Самый распространенный метод их утилизации — это сжигание в цементных печах. Согласно новому закону об обращении с отходами, принятому в Беларуси, вторичные материальные ресурсы у нас в стране захоранивать запрещается. К примеру, вышедшие из эксплуатации автомобильные шины могут использоваться в качестве сырья для строительной отрасли.
Отработанные автопокрышки рассматривают сегодня и как вариант альтернативного топлива для цементных заводов. Тем самым сохраняются энергоресурсы, повышается рентабельность предприятия. И даже не загрязняется окружающая среда, так как высокая температура процесса при сжигании в цементных печах препятствует образованию стойких органических загрязнителей. Безусловно, существуют и иные способы утилизации шин. В частности, химическая переработка для производства строительных материалов, дорожного покрытия.
Позиция международных экологических организаций в этом вопросе такова: необходимо поставить во главу угла принцип предосторожности, и в процессе внедрения новых разработок в области утилизации отходов исключать потенциально опасные технологии. Под особый государственный контроль взята охрана окружающей среды и в нашей стране. Так, административная ответственность за нарушение закона обращения с отходами для юридического лица может обернуться штрафом до 1 тыс. базовых единиц.
Над решением проблемы поиска наиболее эффективного способа переработки автомобильных шин уже давно работают белорусские ученые. На семинаре технологии по утилизации твердых промышленных отходов, в том числе и автомобильных шин, представили заведующий лабораторией тепло-обменных процессов и аппаратов ИТМО НАН Беларуси доктор технических наук Г.Журавский, профессор БНТУ Г.Ляхевич, заведующий кафедрой материаловедения и ресурсосберегающих технологий Гродненского государственного университета имени Я.Купалы доктор технических наук В. Струк и другие. Наработанным опытом по использованию изношенных шин в качестве альтернативного топлива и переработке покрышек на крошку поделились директора Красносельского цементного завода и Могилевского регенератного завода.
Есть мнение
Виктор Большаков: «Мы топим печку деньгами!»
ОАО «Шиноремонт» (Бобруйск) — единственное в Беларуси государственное предприятие, которое использует технологию по восстановлению бывших в употреблении покрышек. Создано оно еще в 1982 г. и в те времена так называемого фондового планирования прекрасно существовало. Выработавшие свой ресурс автомобильные шины регулярно привозились на этот завод. Поставщики получали справку о том, что сдали покрышки на восстановление и взамен получали качественную продукцию. Однако сегодня ситуация изменилась коренным образом. Начальник отдела снабжения и сбыта ОАО «Шиноремонт» Виктор Большаков рассказывает:
— Решение по использованию покрышек в качестве альтернативного топлива для современных заводов существенно «подкосило» нашу сырьевую базу. Не далее как в апреле прошло совещание в Минприроды. Решался широкий круг проблем, но наша, к сожалению, выпала из внимания. Сейчас для госпредприятий доводятся определенные нормы сдачи изношенных автомобильных шин. Во главе этого процесса — ГО «Белресурсы». Более 20 предприятий страны отправляют отработавшие покрышки прямиком на утилизацию на цементные заводы. Весь вопрос в том, что, возможно, эти шины еще подлежат восстановлению. «Вторую жизнь» они получают у нас методом горячей вулканизации. Впоследствии покрышка может еще эксплуатироваться как минимум полтора года или от 30 до 32 тыс. км пробега в зависимости от типоразмера шины. Так в чем же заключается государственный подход? Несмотря на то, что мы могли бы еще вернуть покрышку в оборот, в экономику страны, все теперь огульно отправляется на сжигание.
На наш взгляд, было бы рациональней изношенные покрышки привозить сначала на ОАО «Шиноремонт». Кроме того, есть возможность после отбраковки не подлежащих восстановлению шин отправлять их вагонами на цементные заводы. А пока нехватка сырьевой базы и простаивание дорогостоящего оборудования заставляет нас самостоятельно искать по всей Беларуси изношенные покрышки.
Пытались преодолеть проблему иным способом. У нас уже скопилась целая папка переписки с различными министерствами и ведомствами. В частности, в Министерстве архитектуры и строительства нам было рекомендовано решать этот вопрос на местах с организацией «Белресурсы». Мы попробовали: побывали на цементных заводах и в Костюковичах, и в Красносельскстройматериалах, встречались с директорами и главными инженерами, но понимания не нашли.
ОАО «Шиноремонт» работает под эгидой концерна «Белнефтехим», а цементные заводы относятся к Министерству архитектуры и строительства. Наверное, поэтому мы в ответ получаем рекомендательные письма, которые не содержат целенаправленного указания. Так что пока, зациклившись на сжигании автомобильных шин и исключив процесс их восстановления, мы, образно говоря, топим печку деньгами. Хотя могли бы частично вернуть в экономику и очень четко и правильно выполнить Директиву Президента №3 об использовании вторичных ресурсов в более полном объеме.