Ярутич Д.А., заведующий отделом информационного сопровождения интернет-портала РНТБ, магистр педагогических наук, соискатель УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»
Перспективы развития содержания профессиональной подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы в области аналитической деятельности
Переход к цифровой экономике требует не только повсеместного внедрения цифровых технологий в деятельность организаций, но и глубоких профессиональных знаний, а также креативного и инновационного подхода к решению задач.
Одной из ключевых проблем перехода Беларуси к цифровой экономике является несоответствие между количеством подготовленных специалистов и потребностями рынка. Цифровизация требует больше квалифицированных ИТ-специалистов, этого можно достичь только через модернизацию системы высшего образования. В этой связи государство активно работает над созданием современной образовательной среды в вузах, которая способствует развитию цифровых компетенций. Для достижения этой цели реализуется проект «Электронный университет» в рамках Государственной программы «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы [1].
В профессиональной литературе специалисты разделяют цифровые компетенции на базовые и специальные. Базовые цифровые компетенции связаны с уровнем цифровой грамотности человека, а специальные – с применением информационно-коммуникационных технологий для решения профессиональных задач [4].
Информационно-коммуникационные технологии начинают активно закрепляться и в библиотечной сфере: использование веб-контента при обслуживании пользователей, использование искусственного интеллекта, оцифровка информационных ресурсов, развитие дистанционных коммуникаций с пользователем посредством веб-ресурса библиотеки, виртуальные справочные службы библиотек, применение системы избирательного распространения информации, использование элементов цифрового маркетинга при продвижении ресурсов и услуг библиотеки, создание кабинета пользователя и т. д.
Важно отметить, что о необходимости формирования цифровых компетенций библиотечно-информационных специалистов свидетельствуют многочисленные публикации российских авторов (Т.Я. Кузнецова, В.К. Клюев, В.В. Брежнева, Е.Л. Кудрина, К.В. Ивина и др.), а также зарубежные проекты: Skills for 21st-Century Librarians (проект Американской библиотечной ассоциации, ALA), Biblio (рассчитан на библиотечных специалистов в странах Европы) и др. Авторы считают, что библиотекари должны развивать цифровые компетенции и надпрофессиональные навыки для выполнения производственных задач и автоматизации библиотечных процессов.
Развитие цифровых компетенций библиотечных специалистов является ключевым фактором повышения эффективности информационной функции библиотек. В условиях повсеместного присутствия библиотек в сети Интернет использование современных цифровых инструментов и методов продвижения является необходимым условием для достижения максимальной результативности. Несмотря на обилие методов продвижения, библиотечная сфера все еще нуждается в разработке и внедрении эффективных стратегий продвижения своих ресурсов в онлайн-среде.
Эволюционные изменения в библиотечно-информационном обслуживании и интеграция библиотек в онлайн-среду требуют от специалистов в этой сфере владения цифровыми компетенциями, в первую очередь, аналитическими, так как их работа включает интеллектуальную деятельность по обработке и анализу контента. В своей профессиональной деятельности библиотекари используют инструменты для оценки эффективности работы веб-ресурсов, такие как вебометрия, веб-аналитика и элементы поисковой оптимизации (SEO).
Под веб-аналитикой сегодня понимается сбор, анализ и интерпретация информации о пользователях сайта для того, чтобы выявить и понять причины их действий, а затем оптимизировать и улучшить сайт с точки зрения функциональности, дизайна, юзабилити, контента и других параметров.
Анализ информационных потребностей и поведения пользователей на библиотечных веб-ресурсах – ключевой элемент создания эффективных онлайн-платформ. Как отмечает команда Техасского технологического университета, понимание поведенческих паттернов посетителей и удовлетворение их запросов критично для успешного функционирования библиотечных сайтов в цифровой среде [7]. Современный библиотечный сайт не только отражает имидж учреждения, но и обеспечивает доступ к информационным ресурсам и услугам, поддерживает постоянную связь с пользователями. В условиях большого разнообразия доступных ресурсов анализ пользовательских потоков необходим для эффективного продвижения этих ресурсов и оценки успешности библиотечного обслуживания, что важно для формирования стратегии его дальнейшего развития.
Эффективное продвижение сайта организации невозможно представить без регулярного мониторинга посещаемости ресурса. Этот процесс играет ключевую роль в принятии своевременных и обоснованных управленческих решений, направленных на корректировку стратегии его дальнейшего развития. При анализе сайта крайне важно использовать различные аналитические системы для получения релевантных статистическим данных. Выбор ключевых метрик позволяет экономить время и получать ценную информацию о реальной эффективности усилий по развитию сайта. Анализ статистики посещаемости и поведения пользователей помогает оптимизировать контент, улучшить навигацию и удобство использования ресурса, что приводит к росту лояльности посетителей и достижению целей библиотеки в цифровом пространстве.
Наиболее важными направлениями в работе с сайтом считаются: наполнение сайта (контент), индексация сайта и его продвижение в поисковых системах, размещение ссылок на сайт на информационных порталах, создание ссылок на аккаунты в социальных сетях, обеспечение обратной связи с пользователями, регулярное выполнение аналитики сайта [3].
Основной целью сайта библиотеки является привлечение большего числа пользователей, вследствие чего любой библиотечный сайт должен решать три основополагающие задачи: привлечение пользователей на сайт (реклама), конвертирование пользователей в читателей (посещение), удержание пользователей (повторное посещение) [6].
На основании вышеперечисленных задач и целей специалисты-аналитики используют определенные метрики для качественного отслеживания эффективности библиотечного сайта: метрики посещаемости, метрики вовлечения и лояльности, социальные метрики [5].
Эффективность библиотечного веб-ресурса напрямую зависит от его поисковой видимости. Аналитические данные, основанные на различных метриках, однозначно указывают на ключевую роль поисковой оптимизации (SEO) в привлечении целевой аудитории.
SEO представляет собой комплекс стратегических мер, направленных на повышение ранжирования сайта в результатах поиска по релевантным запросам пользователей. Отсутствие SEO-оптимизации неизбежно ведет к низкой посещаемости, а в некоторых случаях – к полному отсутствию трафика. Поисковые системы, такие как Google, Bing и Yandex, используют сложные алгоритмы ранжирования, которые определяют позицию веб-страницы в результатах поиска. SEO-оптимизация становится неотъемлемой частью стратегии развития любого библиотечного веб-ресурса, стремящегося к максимальному охвату и взаимодействию с пользователями.
SEO-продвижение сайта включает определение ключевых факторов ранжирования, создание семантического ядра, внутреннюю и внешнюю оптимизацию, улучшение поведенческих факторов и анализ статистики для внесения корректировок.
В профессиональной деятельности библиотечно-информационного специалиста SEO-продвижение включает в себя аудит сайтов конкурентов (других библиотек), технический анализ сайта (проверку работы его элементов, модулей и параметров, оптимизированных за счет технических настроек), анализ контента, нейминг, внутреннюю и внешнюю оптимизацию ссылок, а также адаптацию сайта для мобильных устройств. М. Карелина подчеркивает, что важным преимуществом библиотек является уникальный контент, грамотно его представить – значит создать мощный инструмент для продвижения библиотеки [2], с чем трудно не согласиться.
Благодаря поисковой оптимизации можно увеличить трафик на сайте и улучшить пользовательские метрики. Хотя социальные сети, включая мессенджеры, такие как Telegram, набирают популярность, поисковые системы остаются основным источником привлечения трафика.
Задача поисковых систем – предоставить пользователям максимально точные ответы на их запросы. В свою очередь, библиотекарю, отвечающему за SEO, необходимо создавать удобный и информативный ресурс с понятной структурой как для пользователей, так и для поисковых алгоритмов. Чем полезнее и информативнее сайт, тем больше шансов, что он займет высокие позиции в результатах поиска.
Данное направление также требует от специалиста библиотечно-информационной сферы наличия цифровых и аналитических компетенций, что подтверждает теорию о необходимости углубленного обучения цифровым компетенциям библиотечно-информационных специалистов в области аналитической деятельности при подготовке кадров на уровне профессионального высшего образования.
Таким образом, веб-аналитика и поисковая оптимизация становятся центральными компонентами оценки библиотечных веб-ресурсов, что соответствует современным тенденциям развития библиотековедения и обуславливает необходимость введения в библиотечно-информационное образование цифровых компетенций, выраженных в предельно конкретных ориентировках на прикладные задачи.
Список использованных источников
- Государственная программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы : утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь 02 февр. 2021 г. № 66 // Pravo.by. – URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C22100066&p1=1 (дата обращения: 04.09.2024).
- Карелина, М. Сайты юрского периода / М. Карелина // Независимый библиотечный адвокат. – 2017. – № 1. – С. 43–47.
- Малышева, Е. Н. Сайты федеральных библиотек: состояние и перспективы развития с точки зрения поисковой оптимизации / Е. Н. Малышева // Научные и технические библиотеки. – 2019. – № 11. – С. 44–62.
- Симарова, И. С. Цифровые компетенции: понятие, виды, оценка и развитие / И. С. Симарова, Ю. В. Алексеевичева, Д. В. Жигин // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – Т. 12, № 2. – С. 935–948.
- Ударцева, О. М. Использование инструментов веб-аналитики в оценке эффективности способов продвижения библиотечных ресурсов / О. М. Ударцева, А. Е. Рыхторова // Библиосфера. – 2018. – № 2. – С. 93–99.
- Ярутич, Д. А. Интернет-инструменты для анализа эффективности работы библиотечного сайта / Д. А. Ярутич // Информационный бюллетень РНТБ. – 2022. – № 2. – С. 6–15.
- Tracking user bananor with Goodie / A. Vecchione, Brown, E. Allen, A. Baschnagel // Journal of Web Librarianship. – 2016. – Vol. 10, № 3. – P. 161–175.