Погосская Н.В., ведущий инженер-программист отдела автоматизации РНТБ
Белорусские имена в истории: Сергей Михин. Крупицы истории
Беларусь всегда славилась своими изобретателями. Известны целые династии, в которых талант к новаторству передавался из поколения в поколение. Стремление поделиться информацией об их жизни, открытиях, достижениях и инновациях послужило толчком к созданию базы данных «Белорусские имена в мировой науке и технике».
Проект посвящен выдающимся личностям, внесшим значительный вклад в развитие мировой научной и технической мысли, жизнь и деятельность которых связана с нашей страной.
Поиск информации об изобретателях ведется в различных источниках: изучаются книги, энциклопедии, статьи из журналов и газет, архивы, музеи, интервью и воспоминания родственников, коллег, различные интернет-ресурсы, специализированные форумы и сайты, интервью с экспертами, работы ученых и историков. Источниками начальных сведений для нашей базы данных стали документы патентного фонда РНТБ – царские привилегии конца XIX – начала XX столетия, архивные материалы, периодические, книжные и электронные издания, а также открытые интернет–ресурсы.
Биографический поиск о персоне – это разновидность генеалогического исследования, при котором архивный поиск сосредоточен на сборе информации о человеке. К такой информации можно отнести дату рождения и смерти, состав семьи, образование, работу, участие в организациях, уровень дохода и место жительства. Этот поиск всегда индивидуален, имеет ценность любая информация. В каждом сохранившемся документе может содержаться то, что позволит установить неизвестные ранее факты биографии и помочь раскрыть личность. После сбора сведений необходимо тщательно проверить новую информацию в официальных источниках и проанализировать.
Личность Сергея Михина, инженера-практика, технолога Полесских железных дорог и талантливого изобретателя, вызвала у нас особый интерес во время работы с базой данных. Десять лет ушло на поиск более полной информации о нем: новые сведения собирались по крупицам из разных источников, и порой это были лишь предположения, основанные на уже имеющихся данных.
Изначально о Сергее Михине было известно совсем немного: начальник мастерских в Пинске, талантливый изобретатель. На выставке 1896 года в Нижнем Новгороде получил серебряную медаль «За остроумные приборы для передачи работы сжатого воздуха и за удачные улучшения в частях подвижного состава» [1]. Но не было никаких его личных данных, даты рождения, информации о семье и образовании. То, что Михин был директором правления общества заводов «Сормово», соавтором лучшего отечественного паровоза «Сормовского» типа 1–3–1, директором Общества Алтайской железной дороги, успешным предпринимателем – владел недвижимостью и акциями различных прибыльных компаний, – выяснилось гораздо позже…
В справочнике «Россия. Министерство путей сообщения. Список личного состава… 1896 г.», где представлен весь начальствующий состав [13, с. 627], мы обнаружили данные о дате рождения, семейном положении и некоторые другие сведения о Сергее Ивановиче. Эта информация и стала отправной точкой нашего исследования.
В результатах поиска в разных поисковых системах открытых интернет-ресурсов обнаружено множество людей с фамилией Михин, однако инженер-технолог Михин среди них был только один, и информации о нем было крайне мало.
На «Архитектурном сайте Петербурга» [7] была найдена информация о том, что известный инженер-архитектор Самсон Григорьевич Бродский совместно с инженером-технологом Михиным С.И. спроектировал и построил в 1912-1913 годах доходный дом по адресу наб. Черной речки, 15 [2]. Участок Михина был сквозным и довольно длинным. В архивах сохранились чертежи этого дома [20]. Там же, на сайте, в комментариях была приведена ссылка на страницу базы данных РНТБ «Белорусские имена в мировой науке и технике» 2011 года и высказывалось предположение, что это может быть один и тот же человек. Таким образом мы узнаем, что Сергей Михин, являясь директором правления заводов «Сормово» и директором правления частных Алтайских железных дорог, был еще и домовладельцем. Это было вполне обычным для того времени, когда в расписание штатов министерств входили должности в правлениях частных компаний. Управляющие частными железнодорожными обществами числились по штатам Министерства путей сообщения, будучи владельцами земель, недвижимости и держателями ценных бумаг и акций [10, c. 54]. Подтверждение этому нашлось в книге Боханова «Деловая элита России 1914», где в перечень лидеров делового мира России включены лица, имевшие не менее двух должностей в акционерно-паевых компаниях. В ней отмечено: «Михин С.И. – инженер-технолог, статский советник. Директор Общества Алтайской железной дороги, кандидат в директора Общества Николае-Павдинского горного округа» [6, с. 184].
В книге, посвященной семидесятилетию Санкт-Петербургского практического технологического института, можно найти подтверждение информации, что Михин окончил механическое отделение этого учебного заведения в 1884 году, получив степень инженера-технолога [15, c. 221].
Ежегодно, с 1894 по 1917 год, в Санкт-Петербурге А.С. Сувориным издавалась адресная и справочная книга «Весь Петербург». В этих книгах публиковалась информация о жителях города: имя, адрес, телефон, чин, звание, место службы, наличие имущества. Такой справочник – просто кладезь информации, по нему можно проследить часть жизненного пути и службы Сергея Ивановича Михина:
1904 – Ковенский переулок, 22. Тлф. 1747. Начальник службы подвижного состава и тяги Николаевской железной дороги. По этому же адресу проживает Михина Евгения Ивановна, жена титулярного советника.
1905 – надворный советник, инженер-технолог. Ковенский переулок, 22. Тлф.1747. Нач. службы тяги подвижн. сост. Никол. ж. д.
1906 – коллежский советник, инженер-технолог. Ковенский переулок, 22. Тлф.1747. Нач. службы тяги подвижн. сост. Никол. ж. д.
1907 – статский советник, инженер-технолог. Ул. Жуковского, 30. Тлф. 5263.
1908 – 1910 – статский советник, инженер-технолог. Знаменская, 21. Тлф. 5263. Директор правления общества железоделательных и механических заводов «Сормово». Домовладелец.
1911 – 1912 – статский советник, инженер-технолог. Директор правления акционерного общества «Сормово». Проживает в собственном особняке Каменный остров, 1-я Березовая аллея, 5. Тлф. 5263. Домовладелец [4, c. 600].
1913 – статский советник, инженер-технолог, председатель правления общества «Братьев Бромлей», директор правления общества Алтайских железных дорог. Домовладелец.
1914 – 1916 – к вышеперечисленным званиям добавляется кандидат в члены правления акционерного общества Николае-Павдинского горного округа: эта уральская компания была образована для эксплуатации золотых и платиновых приисков, медных, никелевых, железорудных месторождений и залежей других полезных ископаемых, а также обработки лесных материалов, состояла в числе ведущих российских предприятий лесной и деревообрабатывающей промышленности. Домовладелец.
1917 – Директор правления общества Алтайской железной дороги, член совета съезда представителей металлообрабатывающей промышленности. Домовладелец [3].
Независимо от места работы, Сергей Иванович Михин стремился внедрять что-то новое, использовать прогрессивные разработки, применять передовые технологии, совершенствовать ремонтную базу, создавать школы для обучения мастеров и рабочих, улучшать условия их труда и быта.
Жизненный путь Сергея Ивановича привел этого активного и выдающегося человека в Пинск. Михин работал на Полесских железных дорогах: с 5 марта 1891 г. – помощником начальника службы тяги и подвижного состава, а с июня 1893 г. – помощником начальника главных мастерских Полесских железных дорог, которые размещались в Пинске. С 4 мая по 18 июля 1892 Михин был командирован в Америку по инициативе министра путей сообщения для ознакомления с железнодорожной практикой в Северо-Американских Штатах, «для уяснения системы обслуживания паровозов сменными бригадами и для изучения условий пользования ими» [12]. Этот опыт он использовал в работе мастерских и обучал других, как заставить работать сжатый воздух. Во многом благодаря Сергею Ивановичу Михину были открыты дополнительные трехгодичные вечерние классы для мастеровых и учеников Главных мастерских. В этих классах, помимо общеобразовательных предметов, изучали механику, технологию металлов и железнодорожное дело, готовили младший технический персонал. По объему производства, технической оснащенности и количеству работников они входили в число лучших мастерских Российской империи.
Полесские железные дороги в лице Михина С.И. и других инженеров активно участвовали в выставках. Целую серию оригинальных технических новинок предлагал Михин на российских и международных выставках. На Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде он был награжден серебряной медалью, а на Всемирной выставке 1900 г. в Париже – почетным отзывом.
Царь Николай II наградил Михина С.И. орденом Святого Станислава 3-й степени Указом от 14 мая 1896 года: «По засвидѣтельствованію Министра Путей Сообщенія объ отлично-усердной службѣ и особыхъ трудахъ нижепоименованныхъ чиновъ вѣдомства путей сообщенія, Всемилостивѣйше пожаловали Мы кавалерами Императорскихъ и Царскихъ Орденов Нашихъ Святаго Станислава третьей степени начальнику мастерскихъ Полѣсскихъ желѣзныхъ дорогъ, инженеръ-технологу Сергѣю Михину» [14]. Немного позже, Указом от 16 мая 1897 года, Сергею Ивановичу был пожалован орден Святой Анны 3-й степени.
Будучи начальником службы тяги Екатерининской железной дороги (1898–1900 гг.), Сергей Михин инициировал строительство новых вагонных мастерских в Нижнеднепровске, которые впоследствии стали вагоноремонтным заводом имени Кирова. В 1905 г., уже занимая пост начальника дороги, он построил Александровские мастерские (позже – Запорожский электровозоремонтный завод), а «старые» мастерские в Екатеринославе переоборудовал под обслуживание паровозов.
С 1907 года статский советник, инженер-технолог Сергей Иванович Михин уже технический директор правления общества железоделательных и механических заводов «Сормово». В 1908 году под его руководством построены новые вагоностроительные корпуса, разработана электрическая печь для производства высококачественной стали, внедрена термическая печь, вагонный отдел завода переоборудован, судомеханический цех пополнился современными станками. За 10 месяцев 1908–1909 годов со стапелей судомеханического цеха завода сошли на воду 26 судов. В 1907 году Сормовский завод организует паровозотехническое бюро. В 1908 году председатель правления Михин предложил Министерству путей сообщения начать на заводе разработку мощного и быстроходного пассажирского паровоза на угле [22]. В 1909 году Сергей Иванович в соавторстве с Брониславом Малаховским построил знаменитый паровоз «Гончая Малаховского» – лучший отечественный паровоз «Сормовского» типа 1–3–1. «12 марта 1911 под председательством Щукина в поезде на Николаевской ж/д, во время пробной поездки с паровозом 1–3–1 происходило заседание Комиссии подвижного состава и тяги. …была выражена благодарность его строителям – Б.С. Малаховскому, С. И. Михину и Г. Соколову, много потрудившимся над созданием этого типа паровоза…» [9].
В 1911 году Сергей Михин был руководителем проекта постройки землесосного каравана для засыпки Биби-Эйбатской бухты Каспийского моря. Сормовичи построили мощный технический караван, состоявший из двух плавучих трубопроводов, четырех землесосов, четырех буксирных пароходов и десяти железных шаланд, разливной понтон и 400 саженей плавучего трубопровода.
Другая нить расследования позволила восстановить сведения о семье Сергея Ивановича Михина. В сборнике законодательных актов Российской империи нашелся Высочайше утвержденный Устав № 37193 от 1 июля 1861 г. Совместного «Товарищества Костромской мануфактурных изделий» 2-й гильдии купцов Апполинария Васильевича Брюханова и Михина Ивана Савельевича. Мы предположили, что Сергей Иванович и Иван Савельевич могут быть родственниками. Стали собирать информацию в открытых интернет-ресурсах об Иване Савельевиче, его семье, жене, детях и нашли его фотографию, размещенную на сайте «Большой Русский альбом» [8]. Фотография была опубликована некой Строгановой Ириной Владимировной. Чуть позже это имя «всплыло» на другом ресурсе – информационном портале «Мир Петербурга» библиотеки им. Маяковского. На форуме портала Ирина Владимировна задавала вопрос сотрудникам Центра петербурговедения о Сергее Ивановиче Михине [19]. Оказалось, что она – правнучка его брата Ивана Ивановича. После изучения сообщений Ирины Владимировны на разных сайтах и форумах, мы убедились, что Иван Савельевич и Сергей Иванович – являются родственниками, а именно – отцом и сыном [17]. А Михина Глафира Апполинарьевна (урожденная Брюханова, дочь компаньона Ивана Савельевича) – матерью Сергея Ивановича. В 1860 году Иван Савельевич был купцом, владел в Костроме фабрикой и несколькими домами. Это позволило предположить, что Сергей Михин родился в этом городе.
Так одна ниточка тянула за собой другую, и наши знания о Сергее Ивановиче Михине обогащались.
До революции 1917 года Михин был состоятельным человеком: занимал должность директора правления общества Алтайской железной дороги (владел не менее чем 200 акциями), был членом совета съезда представителей металлообрабатывающей промышленности, имел собственность в Санкт-Петербурге, акции акционерного общества «Сормово» (не менее 100 акций) и акции общества Николае-Павдинского горного округа (не менее 100 акций).
После революции в 1918 году инженер-технолог, действительный статский советник Сергей Михин служил в Вооруженных Силах Юга России по ведомству Министерства путей сообщения [21]. Он вместе с женой Евгенией Ивановной, дочерью Людмилой (1914 г.р.), приемной дочерью Евгенией (1904 г.р.) и племянницей через Новороссийск попадает на греческий остров Лемнос, потом – в Константинополь, а затем через Югославию – в Германию [5]. В эмиграции четыре с половиной года Михин служил инженером на заводе Steffens & Nölle, далее – старшим инженером по проектированию металлообрабатывающих заводов в Шарлоттенбургском политехническом институте в Берлине. Он был первым председателем правления Общества русских инженеров в Германии в 1921–1924 гг. Это общество помогало эмигрантам найти работу на предприятиях Германии, организовывало экскурсии на заводы и фабрики, выпускало журнал «Русский инженер», руководило русской технической школой в Вюнсдорфе, проводило научные лекции и принимало активное участие в съезде русских инженеров за границей [16]. В октябре 1927 г. Сергей Иванович Михин с семьей вернулся в Ленинград.
В 2020 году через форум портала Ярославского историко-родословного общества [18] мы связались с Ириной Строгановой, и у нас завязалась переписка. Ирина Владимировна поделилась с нами настоящим сокровищем – биографией Михина, написанной им собственноручно в 1931 году. Мы были приятно удивлены и обрадованы, когда, благодаря этому документу, получили подтверждение правильности наших исследований и выводов.
К сожалению, сведения о его жизни, которые нам удалось найти, заканчиваются 1933 годом.
Исследовательская работа продолжается постоянно.
Совместный проект компании «Яндекс», Национальной электронной библиотеки, Российской государственной библиотеки и архивов сделал доступными обширные оцифрованные генеалогические данные, справочники и некоторые периодические издания. Нейросети «Яндекса» позволяют быстро идентифицировать имена, фамилии и другие слова в рукописных документах XVIII – начала XX века. Сервис работает на базе технологии оптического распознавания текста. Используя этот сервис, во время работы над статьей мы нашли новые интересные материалы. В Метрической книге «Сретенский сорок г. Москва Церковь св. Иоанна Предтечи на Лубянке» от 1 января 1885 – 31 декабря 1889 обнаружились сведения о «бракосочетавшихся» Сергее Ивановиче Михине и Евгении Ивановне Петровой: «Потомственный Почетный Гражданинъ Инженеръ Технологъ Сергѣй Ивановъ Михинъ, православнаго вѣроисповѣданія, первымъ бракомъ (25 лет) и Дочь подпоручика 2-го Флотскаго экипажа Корпуса Флотскихъ Штурмановъ Ивана Васильева Петрова, дѣвица Евгенія Иванова, православнаго вѣроисповѣданія (21 год)». Одним из свидетелей был брат Сергея Михина, потомственный почетный гражданин Николай Иванович Михин.
Также был найден интересный документ под названием «Обыскъ Брачный» (письменный акт, содержащий определенные сведения о людях, собирающихся венчаться в церкви, и устанавливающий отсутствие препятствий к совершению их брака), в котором среди поручителей были брат и отец Сергея Михина – Николай Иванович и Иван Савельевич Михины.
Приводим текст с сохранением оригинальной орфографии и пунктуации.
«ОБЫСКЪ БРАЧНЫЙ № 4.
1886 года, мѣсяца Февраля двѣнадцатаго дня. По Указу ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА Московской, Срѣтенскаго сорока, Iоанно – Предтечевской, на Лубянкѣ, церкви
Священно–и–церковнослужители производили обыскъ о желающихъ вступить въ бракъ, и оказалось слѣдующее:
1) Женихъ потомственный почетный гражданинъ инженеръ технологъ Сергѣй Ивановъ Михинъ, православнаго вѣроисповѣданія.
жительствуетъ
2) Невѣста дочь Подпоручика 2-го Флотскаго экипажа Корпуса Флотскихъ штурмановъ Ивана Васильева Петрова, дѣвица, Евгенія Иванова, православнаго вѣроисповѣданія
3) Возрастъ къ супружеству имѣютъ совершенный, и именно: женихъ двадцати пяти /25/ лѣтъ; а невѣста двадцати одного /21/ лѣтъ, и оба находятся въ здравомъ умѣ.
4) Родства между ними духовнаго, или плотскаго родства и свойства, возбраняющаго по установленію Св. Церкви бракъ, никакого нѣтъ.
5) Женихъ холостъ, а невѣста дѣвица.
6) Къ бракосочетанію приступаютъ они по своему взаимному согласію и желанію, а не по принужденію, и на то имѣютъ позволеніе.
7) По троекратному оглашенію, сдѣланному въ означенной Церкви, сего 1886 года мѣсяца Февраля 1–го, 8–го и 9–го числа препятствія къ сему браку никакого никѣмъ не объявлено.
8) Для удостовѣренія безпрепятственности сего брака представляются писменные документы: а) дипломъ жениха отъ Учебнаго Комитета С. Петербургскаго Практическаго Технологическаго Института о дарованіи ему степени инженеръ технолога отъ 1884 г. 13 іюля за № 1408мъ, б) свидѣтельство жениха на свободное жительство во всѣхъ городахъ и селеніяхъ Россійской имперіи изъ Костромской городской Управы отъ 23 янв. 1884 г. за №191мъ, прилагаемое въ копіі, в) свидетельство о рожденіи жениха изъ Костромской Духовной консисторіи отъ 1862 г. 28 Февраля за №2781мъ прилагаемое в копіи, г) о каждогодном бытіи жениха у исповѣди отъ свящ. г. Костромы Власіевской церкви Владиміра Лебедева, д) послужной список отца невесты в копіи составл. 27 мая 1875 г. отъ командира 2 Флотского экипажа 1 ранга Строшілова, е) аттестатъ невѣсты изъ Павловскаго Института об успехахъ и поведеніи ея въ ономъ отъ 1882 г. 2 Іюня за № 251м, ж) свидетельство о рожденіи невесты в 1864 г. 21 Декабря отъ Главн. Свящ. Армиі и Флота Петра Покровскаго отъ 23 Дек. 1871 г., з) свидет. о исповеди невесты ежегодно, прилаг. во подлиннике
9) Посему бракосочетаніе означенныхъ лицъ предположено совершить въ вышеупомянутой Іоанно–Предтечевской, на Лубянкѣ, Церкви, сего двѣнадцатаго Февраля, въ узаконенное время, при постороннихъ свидѣтеляхъ.
10) Что все показанное здѣсь женихѣ и невѣстѣ справедливо, въ томъ удостовѣряютъ своею подписью какъ они сами, такъ и по каждомъ поручители, съ тѣмъ, что если что окажется ложнымъ, то подписавшіеся повинны за то суду, по правиламъ церковнымъ и по законам гражданскимъ.
Женихъ Инженеръ –Технологъ Сергѣй Иванов Михинъ руку приложилъ
Невѣста Дочь Подпоручика Евгенія Иванова Петрова руку приложила
Поручители по женихѣ Московскій цеховой руку приложилъ Алексей Федеровъ Лобановъ
Пототомственный Почетный Гражданинъ Николай Ивановъ Михинъ руку приложилъ
Почетныйъ Гражданинъ Иванъ Савельевъ Михинъ руку приложил
– по невѣстѣ Отставной поручик Иванъ Васильевъ Петровъ
Потомственный Дворянин Августин Петров Блюммер руку приложилъ
Прусскій Подданый Генрихъ Карловичъ Демъ руку приложилъ
Производили обыскъ Священникъ Владимірь Добронравовъ
Діаконъ Іоанъ Соколовъ
Псаломщикъ Сергій Померанцевъ
Псаломщикъ Василій Ховскій» [11].
Хочется верить, что это не последняя находка в исследовании.
Список использованных источников
- Альбом участников Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде в 1896 г. – СПб. : А. С. Шустов, 1896. – 468 с.
- Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX–начала XX века : справ. / под общ. ред. Б. М. Кирикова. – СПб. : Пилигрим, 1996. – 395, [2] с.
- Высшие чины Российской империи (22.10.1721–2.03.1917). Биографический словарь : в 3 т. / сост. Е. Л. Потемкин. – М., 2019. – Т. 3 : М–Р. – 606 с.
- Весь Петербург : адресная и справочная книга г. С.-Петербурга на 1912 год. – СПб. : А. С. Суворин, 1912. – 1209 с.
- Вооруженные силы на Юге России / сост., науч. ред., предисл. и коммент. С. В. Волкова. – М. : Центрполиграф, 2023. – 671 с.
- Боханов, А. Н. Деловая элита России 1914 г. / А. Н. Боханов ; Рос. АН, Ин-т рос. истории. – М. : ИРИ, 1994. – 272 с.
- Доходный дом С. И. Михина – Бизнес-центр PROFIT // Архитектурный сайт Санкт-Петербурга. – URL: https://www.citywalls.ru/house12444.html (дата обращения: 26.07.2024).
- Михин Иван Савельевич // Большой Русский Альбом. Семейный архив Ирины Строгановой. – URL: http://www.rusalbom.ru/photo/default/37722 (дата обращения: 26.07.2024).
- Никольский А. С. Исторический паровоз серии С и его реставрация / А. С. Никольский // Памятники науки и техники : [сб. ст.]. – М. : Наука, 1986. – С. 88–97.
- Общее росписание классных должностей в Империи / составлено инспекторским отделом собственной его императорскаго величества канцелярии, на основании ст. 839 Уст. служб. прав. (Св. зак. Т. III, изд. 1896 г.). – СПб. : Гос. тип., 1900–1910. – Т. 4, ч. 2 : Росписание классных должностей по ведомству Министерства путей сообщения : по 1 марта 1910 г. – 1910. – 60 с.
- Сретенский сорок. Церковь Иоанно-Предтечевская на Малой Лубянке. Книга брачных обысков. Обыск Брачный № 4 // Центральный государственный архив города Москвы (ЦГАМ). – Ф. 212. Оп. 3. Д. 83.
- Российский государственный исторический архив. – Ф. 265. Оп. 1. Д. 397. Л. 36.
- Россия. Министерство путей сообщения. Список личного состава Министерства путей сообщения : центральные и местные учреждения. – Петроград, 1894–1916. – Т. 24. – 1896. – 1513 с.
- Сенатские ведомости : [газета] / Правительствующий Сенат. – СПб, 1893–1916. – 1899. – № 5 (15 янв.). – URL: https://yandex.ru/archive/catalog/935f84ab-efc4-439e-8ceb-a341cb511a45/4 (дата обращения: 06.08.2024).
- Федоров И. Ф. Семидесятилетний юбилей С.-Петербургского практического технологического института 28 ноября 1903 г. / И. Ф. Федоров, И. А. Евневич. – СПб. : Тип. П. Т. Ревина. – 1903. – 413 с.
- Общество русских инженеров в Германии. Берлин. 1921–1925 // Государственный архив Российской Федерации по истории белого движения и эмиграции (ГАРФ). – Ф. Р-5835. Оп. 1. Д. 1–19.
- Всероссийское Генеалогическое Древо : [портал]. – [Б. м.], 1998–2024. URL: https://vgd.ru (дата обращения: 26.07.2024).
- Ярославское историко-родословное общество : [сайт]. – [Б. м.], 2006–2024. – URL: http://www.yar-genealogy.ru (дата обращения: 26.07.2024).
- Мир Петербурга : портал Центра петербурговедения ЦГПБ им. В. В. Маяковского. – [СПб.], 2007–2024. – URL: http://mirpeterburga.ru/questions/index.php (дата обращения: 01.07.2024).
- Чертежи дома на участке, принадлежавшем С. И. Михину по Головинской ул., 18 и наб. Черной речки, 15 // Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИАСПб). – Ф. 513. Оп. 102. Д. 2626.
- Волков, С. В. Белое движение. Энциклопедия Гражданской войны / С. В. Волков. – СПб. : Нева ; М. : Олма-Пресс», 2002. – 672 с.
- Януш, Л. Б. Русские паровозы за 50 лет / Л. Б. Януш. – Л. : Машгиз, 1950. – 152 с.