УДК 378
Вишняков Р.В., магистр педагогических наук, исследователь в области педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина
e—mail: vishniakov@bk.ru
Информационно-образовательная среда научно-технической библиотеки как средство развития профессиональных компетенций будущих учителей (на примере Брестской ОНТБ)
Согласно Концепции развития педагогического образования в Республике Беларусь на 2021-2025 годы (далее – Концепция) современное состояние педагогического образования характеризуется как общемировыми, так и национальными тенденциями, среди которых все большую значимость обретают следующие: усиление социальной ответственности учреждений образования, создание условий для гражданско-патриотического воспитания обучающихся; реализация компетентностного подхода в подготовке педагогических работников; усиление практикоориентированности образовательного процесса; подготовка педагогических работников, способных к созданию и развитию информационно-образовательной среды для обучающихся, работе в условиях цифровизации образования; реализация идей в области образования для устойчивого развития [1]. В Концепции отмечается: «Важным условием развития системы педагогического образования для устойчивого развития общества является признание взаимосвязи и взаимозависимости между различными сферами человеческой жизнедеятельности. Создание развивающей образовательной среды, развитие личности обучающегося, будущего педагогического работника, практико-ориентированное обучение невозможно без участия социальных партнеров» [1, с. 28]. Именно социальному партнерству, реализуемому через «установление партнерских отношений с разными представителями системы образования… а также с другими учреждениями, государственными органами и организациями (Министерством культуры, Министерством здравоохранения, Министерством спорта и туризма, Министерством экономики, Министерством внутренних дел и подведомственными им организациями; предприятиями, общественными организациями, органами опеки и попечительства, социальной защиты, комиссиями по делам несовершеннолетних и т.д.)» отводится ведущая роль в формировании «универсальной развивающей образовательной среды, которая расширяется и обогащается за счет новых субъектов образовательного процесса, а обучающиеся – будущие педагогические работники – приобретают социальный опыт и социальную компетентность» [1, с. 28-29].
Обратимся к сути понятия «информационно-образовательная среда» для более точного выявления потенциала современной библиотечной информационно-образовательной среды (на примере Брестской областной научно-технической библиотеки, далее – Брестская ОНТБ). В самом общем смысле под «средой» принято понимать «окружение», совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов [2]. Ученые сходятся во мнении о статусе образовательной среды как подсистемы социокультурной среды, являющей собой совокупность природных, экономических, социальных, политических, духовных условий существования индивида, в которых происходит развитие личности. Исходя из определения образовательной среды рядом исследователей, среди которых В.И. Панов, С.В. Тарасов, В.А. Ясвин и др., библиотечная информационно-образовательная среда в собственно педагогическом аспекте может быть охарактеризована как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в библиотечном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление ее личности, ее мировосприятия [3]. Сама функция библиотечной информационно-образовательной среды, а именно развитие личности индивида, подсказывает, что педагогический, развивающий характер данной подсистемы является ее сущностным признаком, что обуславливает значимость для науки достижения цели исследования – выявления педагогического, развивающего потенциала современной информационно-образовательной среды научно-технической библиотеки.
Необходимо отметить, что создание и функционирование информационно-образовательных сред библиотек, в том числе научно-технических, происходит в контексте гуманитаризации образования как общемирового тренда. Осознание аксиологических приоритетов научной и образовательной деятельности, в фокусе которых примат формирования общечеловеческих и гражданских ценностей, гармонизация отношений обучающегося и окружающего мира, предполагает «очеловечивание» образования, его «человекомерность» (Е.М. Бабосов) и «человекоразмерность» (М.К. Мамардашвили, М.К. Петров), призывает к преодолению технократизма, бездуховности и формализма. Гуманитаризация образования, в том числе в контексте информационно-библиотечной деятельности, направлена на его поворот к целостному миру и, прежде всего, – миру культуры, миру человека, на очеловечивание знания, на формирование гуманитарного мироощущения на основе нравственной ответственности человека перед другими людьми, обществом, природой.
В обывательском сознании достаточно распространенным является восприятие библиотеки, особенно научно-технического профиля, как некоего хранилища, «хаба» (hub – англ. средоточие, узел, центр), источника информационных ресурсов (печатных и цифровых), точки доступа к базам данных, правовой, технической и др. документации и т.д., чья ценность во многом определяется величиной фондов и ресурсными мощностями, что, безусловно, так, но чем в то же время не исчерпывается потенциал библиотеки. Подобное сравнение рисует ее образ как некоего социо-культурно-образовательного объекта, выступающего в «пассивной» роли, продуктивность взаимодействия с которым зависит от активности читателя, его пользовательской грамотности, исследовательской культуры. В условиях же гуманитарного подхода к организации библиотечной информационно-образовательной среды безотлагательным принципом становится субъектность образовательного процесса (в контексте информационно-библиотечной деятельности), характеристиками которого выступают интерактивность, творчество, самостоятельность, открытость и вариативность образования, информационно-исследовательской деятельности. Субъектность подразумевает отношение вышеназванных качеств также ко всем участникам информационно-библиотечного процесса – как читателям, так и персоналу библиотек. Обыватель иной раз и не задумывается о гуманитарной сущности библиотечно-образовательной среды, воспринимая ее словно имманентную, заданную по умолчанию, характеристику. Конечно, это не может соответствовать действительности, ведь «яркость» или «приглушенность» данного признака зависит от его декомпозиционных коммуникационных, организаторских, управленческих и других «человекомерных» характеристик.
В педагогической науке принято выделять три основных взаимосвязанных параметра образовательной среды, которые в обобщенном виде можно представить как «физическое окружение», «человеческий капитал» и «информационные ресурсы» [3]. Если представить педагогический результат взаимодействия обучающегося с библиотечной информационно-образовательной средой как сумму вышеназванных параметров, то логично заключить, что его величина будет прямо пропорциональна величинам переменных-слагаемых – чем больше их значения, тем выше результат. Но если изменения «физического окружения» (материально-пространственных, технически-инструментальных составляющих образовательной среды) и «информационных ресурсов» зависят в большей степени от объективных внешних (финансовых, административных, хозяйственных, инфраструктурных, технических) причин и в меньшей степени вероятны на микроуровне среды (коллектива библиотеки), то фактор «человеческого капитала» может сыграть решающую роль в формировании социально-гуманитарного потенциала библиотеки.
Основываясь на общепризнанных моделях образовательных сред, считаем, что структура библиотечной информационно-образовательной среды Брестской ОНТБ может быть представлена следующими компонентами: пространственно-техническим, содержательно-информационным и человеко-ресурсным. Приведем лишь некоторые примеры, характеризующие названные компоненты и наглядно демонстрирующие педагогический потенциал информационно-образовательной среды Брестской ОНТБ в процессе подготовки будущих учителей.
Пространственно-технический компонент представляет собой пространственно-техническую (материальную, инфраструктурную, архитектурно-эстетическую) организацию библиотечно-образовательного пространства, его дизайнерские, эргономические характеристики, наличие элементов стиля, символики и т.д. Брестская ОНТБ отличается выгодным расположением в центре города, на пересечении улиц Пушкинской и Советской (главного городского променада) – пешеходных «артерий», по которым потоки учащихся, студентов, деловых людей и туристов стремятся к учебным заведениям, офисам или достопримечательностям города. В близости к ОНТБ находится Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина, где происходит обучение будущих учителей математики, физики, информатики, биологии, химии, географии, русского, белорусского и иностранных языков, физической культуры и других педагогических работников. Рядом железнодорожный и автотранспортный вокзалы, здания Брестских областного, городского и районного исполнительных комитетов, множество кафе, торговых центров, гостиниц и иных важных элементов инфраструктуры города.
Стоит обратить внимание на сами помещения ОНТБ, в которых происходит обслуживание читателей и библиотечно-образовательные мероприятия: читальный зал, представляющий собой просторный «опенспейс» (open space) общей площадью более 200 кв. метров и возвышающийся на небольшом подиуме Интернет-центр, отгороженный от читального зала прозрачной стеклянной перегородкой. Оба пространства имеют хорошее дневное освещение. В читальном зале две стены имеют широкие окна, при этом высота стен – около 4 метров, что обеспечивает высокие инсоляционные и вентиляционные характеристики. Обе локации оснащены компьютерной техникой, мультимедиа, мобильными стендовыми телевизионными экранами, комфортной мебелью и имеют возможность трансформации пространства. С учетом удобного доступа для читателей расположены стеллажи с изданиями открытого фонда, расставленными в алфавитном порядке по тематическим рубрикам: от «Автоматизации» до «Языкознания». Особенностью интерьерной организации читального зала библиотеки, наделяющей ее собственными стилистическими характеристиками, является экспонирование научно-технической литературы и документов, предметов культурного наследия, техники, графического искусства, самодеятельного (hand made) художественного творчества. Так, примером уникального историко-культурного экспоната служит факсимильный экземпляр (738 с., 14 гравюр, ил.) Брестской (Радзвилловской) Библии 1563 года, изданной в рамках совместного проекта Национальной библиотекой Беларуси и ЗАО «Белнефтестрах» к 1000-летию города Бреста.
Информационно-содержательный компонент образовательной среды Брестской ОНТБ предлагает широкие возможности для обучения, организации продуктивной исследовательской, творческой деятельности студентов. Так, обучающиеся имеют возможность обращаться к фондам библиотеки, которые представлены фондом научно-технической литературы, фондом технических нормативных и правовых актов, фондом патентных документов и другими. Среди востребованных студентами БрГУ имени А.С. Пушкина информационных ресурсов, доступ к которым представлен в читальном зале Брестской ОНТБ – электронно-библиотечная система издательства «Лань», универсальная база данных ИВИС, научная электронная библиотека eLibrary.ru, электронно-библиотечная система Znanium, академическая библиотека SAE Mobilus, информационно-правовая система «Эталон». В Брестской ОНТБ открыт бесплатный доступ к Евразийской патентно-информационной системе (ЕАПАТИС), проводится консультирование по вопросам авторского права и интеллектуальной собственности. Особую ценность для обучающихся (студентов, выполняющих дипломную работу, магистрантов, аспирантов) представляет уникальная возможность бесплатного доступа из читального зала библиотеки к полным текстам Электронной библиотеки диссертаций из фонда Российской государственной библиотеки. Немаловажным является и то, что в Брестской ОНТБ созданы условия для информационного обеспечения развития компетенции в области образования для устойчивого развития, также включенной в Концепцию, в список «новых, востребованных временем компетенций, удовлетворяющих ожидания социума и нанимателей» [1, с. 12]. Проводятся экологические выставки, акции, круглые столы, открытые лекции по данной проблематике. Обучающимся доступны такие информационные ресурсы, как базы данных: «Устойчивое развитие», «Знаки экологической маркировки», «Энергосбережение», «Пилотные туристские дестинации Брестской и Гродненской областей», что находит отклик в особенности у студентов специальностей «Природоведческое образование», «Урбанология и сити-менеджмент», «География» и не только.
Необходимо отметить и удобство информационного обеспечения всех сервисов и услуг библиотеки. К услугам посетителей: виртуальная справочная служба, удаленное обслуживание пользователей, возможность регистрации онлайн для удобства пользователей, наличие индивидуальных рабочих мест за персональными компьютерами с доступом в Интернет, наличие зоны для командной работы. Перечисленные особенности информационно-образовательной среды библиотеки, наряду с ее открытостью к реализации социального партнерства как необходимого условия создания развивающей образовательной среды [1, с. 28], доказывают то, что в Брестской ОНТБ созданы благоприятные условия для включения обучающихся в ряд научно-образовательных и социокультурных активностей: тренингов, семинаров, конференций, круглых столов, вебинаров, воркшопов и т.д. Все это способствует не только получению и усвоению знания по исследуемой тематике, но и овладению личностными и метапредметными компетенциями обучающихся, включая компетенции, необходимые для работы в цифровой образовательной среде, о которых также говорится в Концепции [1].
И, наконец, характеризуя человеко-ресурсный компонент Брестской ОНТБ, автор статьи свидетельствует о высоком профессионализме библиотечного коллектива, всегда готового оказать квалифицированную помощь читателю, более того читателю – обучающемуся (школьнику, студенту, магистранту, аспиранту) и педагогу и, досконально изучив запрос (порой сложный и нестандартный), предложить наиболее продуктивное решение. Такие понятия, как открытость, гостеприимство, гибкость, способность и стремление учиться, пунктуальность, ответственность, трудолюбие, – все это реальные характеристики профессиональной компетентности библиотечного коллектива Брестской ОНТБ. Автор статьи выражает безмерную благодарность команде профессионалов Брестской ОНТБ и считает своим долгом назвать поименно ее нынешних и прошлых участников: Кулик С.И. (зав. филиалом), Бахур Т.А., Дацкевич Г.Д., Лукашик Т.И., Маслов Р.А., Сафонова С.А., Лызо О.В. (предыдущий зав. филиалом), Веремчук А.П., Ломянская И.В.
Брестская ОНТБ заслуженно пользуется популярностью у студентов Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина. В течение последних лет на базе библиотеки был проведен ряд научно-образовательных, социокультурных мероприятий, организованных сотрудниками Брестской ОНТБ, преподавателями БрГУ имени А.С. Пушкина, социальными партнерами библиотеки. Назовем некоторые из них: выставки «Брестчина гостеприимная», «Устойчивое развитие: проблемы и перспективы», «Брест Симбиосити – концепция зеленого города», «Счастливый посткроссинг», «ТехноАрт в стиле стимпанк», тренинг по формированию умений поисково-исследовательской и публикационной деятельности в современных научно-сетевых ресурсах, тренинг по обучению работе с репозиториями библиотек.
В заключение можно сделать вывод о том, что информационно-образовательная среда научно-технической библиотеки является продуктивным средством развития профессиональных компетенций будущих учителей. Брестская областная научно-техническая библиотека служит примером грамотной и творческой организации такой информационно-образовательной среды, которая предлагает обучающемуся быть не пассивным «потребителем контента», пусть интересного и нужного, но и пробуждает в нем стремление стать его создателем, быть инициативным, заниматься исследованием, дает возможность и учит делиться своими достижениями, давать им оценку и формировать траекторию дальнейшего саморазвития, что и позволит обучающимся на педагогических специальностях университета стать в полном смысле компетентными учителями.
Список использованных источников
- Концепция развития педагогического образования в Республике Беларусь на 2021–2025 годы : [утв. приказом М-ва образования Респ. Беларусь от 13 мая 2021 г. № 366]. План мероприятий по реализации концепции развития педагогического образования в Республике Беларусь на 2021–2025 годы. – Минск : БГПУ, 2021. – 55, [1] с.
- Ожегов, С. И. Словарь русского языка : ок. 53 000 слов / С. И. Ожегов ; под общ. ред. Л. И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М. : Оникс : Мир и образование, 2007. – 640 с.
- Тарасов, С. В. Образовательная среда и развитие школьника / С. В. Тарасов. – СПб. : ЛОИРО, 2003. – 139 с.