Шарук Д.Н., заведующий отделом коммуникаций и информации по устойчивому развитию РНТБ
Геймификация как метод привлечения пользователей (на примере участия Республиканской научно-технической библиотеки в Фестивале науки)
В условиях современного общества, где информационные технологии становятся неотъемлемой частью повседневной жизни, библиотеки сталкиваются с необходимостью поиска новых методов привлечения читателей. Одним из таких методов является геймификация – использование игровых элементов и механик в неигровых контекстах, в частности в библиотечном деле. Республиканская научно-техническая библиотека (РНТБ) стала использовать подход геймификации в работе Информационного центра по устойчивому развитию, который был открыт в 2004 году.
На протяжении 20 лет работа Информационного центра, направленная на популяризацию идей устойчивого развития и повышение интереса широкой общественности к проблемам экологического, экономического и социального благополучия населения, включает в себя формирование и систематизацию фонда отечественной и зарубежной литературы по устойчивому развитию, широкое информирование о ресурсах Информационного центра и о проводимых РНТБ мероприятиях по данной теме, обеспечение открытости и доступности информации по устойчивому развитию.
Геймификация – это новый подход к работе с пользователями. За последние несколько лет она стала мотиватором для привлечения молодежи к проблемам устойчивого развития, соединив традиционные библиотечные методы с игровыми элементами в работе Информационного центра.
В этом году появилась возможность использовать этот метод не только в стенах РНТБ, но и в ходе проведения Фестиваля науки, который состоялся 7 сентября в Ботаническом саду и в котором приняла участие библиотека.
Фестиваль науки – это крупнейшее научно-популярное событие в Беларуси, которое знакомит всех желающих с новейшими разработками ученых и помогает разобраться в новых знаниях из мира науки и технологий.
Подготовка РНТБ к участию в Фестивале науки длилась на протяжении полугода: важно было изучить целевую аудиторию и выявить тех, кому потенциально могут быть интересны наши ресурсы и услуги. Путем анализа работы прошлогоднего Фестиваля науки была определена возрастная группа – преимущественно молодежь (школьники и студенты).
Цель участия библиотеки в Фестивале науки – расширение горизонтов знаний в области устойчивого развития путем использования метода геймификации. Именно геймификация, по нашему предположению, может стать эффективным инструментом для привлечения новых читателей, особенно молодежи, которая привыкла к игровому формату взаимодействия.
Стоит также помнить, что неотъемлемой частью современной библиотечной деятельности является привлечение новых подписчиков в аккаунты РНТБ, реклама и событийный PR.
Исходя из поставленных целей и с учетом специфики выявленной целевой аудитории, для работы на Фестивале науки был выбран именно игровой формат.
Сотрудниками отдела коммуникаций и информации по устойчивому развитию РНТБ были разработаны настольные игры и конкурсы, с помощью которых в легкой и доступной игровой форме участник интерактива мог приобрести знания и навыки в области правильной сортировки мусора. В качестве контейнеров для мусора были предложены коробки, оклеенные цветной пленкой, на которые были нанесены аппликации с изображением различных видов бытовых отходов. В качестве «мусора» выступали стоковые изображения отходов, нанесенные на плотную бумагу и заламинированные.
С целью углубления знаний посетителей о полезных свойствах целебных растений библиотекарями за лето был собран гербарий. Все растения были помещены в корзину, из которой участник интерактива должен был выбрать растение, назвать его и раскрыть целебные свойства.
Посетителям стенда РНТБ предлагалось при помощи лэпбука самостоятельно составить «Устав леса» и установить правила посещения лесов.
Выполняя задания, участники расширили свои знания о редких видах животных, птиц и растений, их охране и причинах исчезновения.
За выполненное задание каждый участник мог получить приз, вытянув его из экочаши: бесплатный доступ к базам данных, читательский билет, стикер с изображением животного из Красной книги, магнитную закладку с логотипом РНТБ или сладкое угощение.
Сотрудниками библиотеки были также разработаны раздаточные материалы в виде листовок с информацией об Информационном центре по устойчивому развитию РНТБ, о базах данных «Знаки экологической маркировки» и «Устойчивое развитие», а также о других информационных ресурсах, которые освещают деятельность библиотеки по популяризации идей устойчивого развития.
Специально к Фестивалю науки подготовлены стикеры с изображением животных, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь. Используя стикеры в повседневной жизни, размещая их на предметах личного обихода, каждый напоминает себе об исчезающих видах животных, обитающих на территории Беларуси, о необходимости бережного отношения к природе. Для привлечения виртуальных посетителей полная версия стикерпака была размещена на портале Республиканской научно-технической библиотеки в разделе «Устойчивое развитие», где его можно скачать для личного пользования в удобном пользователю формате.
Важно оценивать привлекательность мероприятия для посетителей и понимать, с какой целью его посещают люди – чтобы получить яркие эмоции, найти ответы на свои вопросы, создать контент для соцсетей, поговорить с интересными людьми, выиграть приз.
Информация об участии библиотеки в Фестивале науки была размещена на страничках РНТБ в социальных сетях, а также в Telegram-канале Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь. Сотрудники библиотеки сняли видеоролик, освещающий работу РНТБ на Фестивале науки. При его создании и редактировании применили популярный звуковой трек и современные методы монтажа. Это позволило ярко представить участие РНТБ в значимом событии года, что вызвало резонанс среди аудитории – было получено множество положительных отзывов, лайков и репостов в сторис, увеличилось число подписчиков в социальных сетях. Кроме того, пост о Фестивале науки набрал более 1200 просмотров.
Опыт участия РНТБ в Фестивале науки продемонстрировал эффективность использования метода геймификации для популяризации богатого информационного ресурса по устойчивому развитию библиотеки в доступной игровой форме. Этот метод оказался полезным как для детей, так и для взрослых, которые благодаря ему познакомились с основами экологической грамотности. РНТБ и дальше будет использовать игровые методы для привлечения внимания своих пользователей к проблемам устойчивого развития.