Федорова И.П., заведующий Витебской ОНТБ
Растим гениев и ученых
Наука должна быть веселая, увлекательная и простая. Таковыми же должны быть и ученые.
Петр Леонидович Капица – физик, инженер и инноватор, лауреат Нобелевской премии
Идея создания информационного центра «Витебск-ТРИЗ-ИНФО» в Витебской областной научно-технической библиотеке (ОНТБ) для работы по продвижению информационных ресурсов по изобретательству возникла не сразу и не на пустом месте. Среди новых поступлений в книжный фонд библиотеки внимание сотрудников привлекло несколько книг с загадочной аббревиатурой «ТРИЗ» в заглавиях. Коллектив Витебской ОНТБ молодой, любознательный и, столкнувшись с малознакомым, стал изучать…
В середине прошлого века в СССР была представлена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Ее разработчик, Генрих Альтшуллер, известный также как автор фантастических рассказов Г. Альтов, придумал систему, которая позволяет с успехом выходить из трудных ситуаций.
Теория решения изобретательских задач существует около 70 лет, а изобретения люди делают несколько тысячелетий.
В чем тогда ее ценность?
Первоначально ТРИЗ была разработана как инструмент совершенствования мышления изобретателей на основе развития творческих способностей, вооружения их знаниями о законах и правилах развития технических систем (объектов, созданных руками человека), опоры на многовековой опыт изобретательства со всеми его удачами и ошибками. Причем это мышление должно было давать не только правильные, но и быстрые результаты. Этого, по словам самого Г. Альтшуллера, требовала научно-техническая революция, темпы которой все ускорялись, а выдвигаемые задачи становились все сложнее и сложнее.
Любую задачу можно решить, главное – подойти к ее решению с умом. Для этого нужно правильно определить ее суть, использовать правила логического мышления, творческий подход и понимать, что подобные проблемы уже возникали раньше, а решения были найдены.
Так вкратце можно сформулировать смысл теории решения изобретательских задач Г. Альтшуллера. Автор работал над ТРИЗ, занимаясь преимущественно технической тематикой. В процессе разработки были проанализированы тысячи изобретений, химических, физических, биологических эффектов. ТРИЗ уже давно вышла далеко за рамки своего первоначального применения. Реклама, искусство, IT – во всех этих отраслях используют принципы теории.
Некогда популярная в Советском Союзе теория решения изобретательских задач была забыта в девяностые годы. Однако после периода забвения ТРИЗ вернулась и начала уверенно завоевывать свое место в сфере обучения детей. Теперь эта теория изучается в мировых высших учебных заведениях и постепенно внедряется в отечественное образование.
ТРИЗ в наше время стала очень популярной технологией в педагогике и активно используется на практике. Ведь, независимо от того, кем станет ребенок в будущем, «технарем» или «гуманитарием», быстрота и правильность принятия решений в современной жизни ему обязательно пригодятся.
ТРИЗ – не просто система игр и увлекательных заданий. Это замечательный инструмент для тренировки интеллекта, развития творческих способностей, а также для активного изучения, осмысления и преобразования окружающего мира. Цель – развитие творческого подхода, стремление научить детей нестандартно думать, изобретать.
На мероприятиях в центре «Витебск-ТРИЗ-ИНФО» мы знакомим заинтересованных педагогов дошкольного образования и учителей младшей школы с основами технологии развития творческого мышления детей на базе ТРИЗ, с детским алгоритмом решения изобретательских задач.
Со временем «Витебск-ТРИЗ-ИНФО» обрел партнеров, среди которых:
Александр Иванович Скуратович – руководитель проекта по оптимизации бизнес-процессов в ОАО «АМКОДОР», консультант и тренер по совершенствованию продуктов, процессов, услуг с помощью ТРИЗ, ФСА и инструментов бережливого производства;
Наталия Эдуардовна Чижевская, член Международной Ассоциации ТРИЗ, сертифицированный специалист – преподаватель ТРИЗ, консультант по ТРИЗ, психолог, культуролог;
Екатерина Львовна Пчелкина, сертифицированный специалист по ТРИЗ, преподаватель-методист РА ТРИЗ;
Марат Семенович Гафитулин, бизнес-консультант, мастер ТРИЗ, кандидат педагогических наук, изобретатель, основное направление деятельности – разработки и консалтинг в сфере инноваций для промышленности и образования.
Благодаря нашим партнерам пользователи имеют возможность принимать участие в семинарах и курсах, получать консультации, иметь доступ к авторским курсам и разработкам. А благодаря участию в Международной научно-методической конференции «ТРИЗ в образовании» (РФ) мы получили в дар методическую литературу, возможность пользоваться электронными информационными ресурсами РА ТРИЗ.
Конференции Международной общественной организации «Саммит разработчиков ТРИЗ», собирающие специалистов из Европы, Азии, Африки, Америки и Австралии, России, Беларуси, Германии, Польши, Казахстана, Латвии, Израиля, Нидерландов и США, дают нашим пользователям возможность участвовать в традиционных секциях: «ТРИЗ в технике и IT», «ТРИЗ в бизнесе», и «ТРИЗ в образовании и творческая личность».
Систематическая творческая деятельность меняет самого человека. Поэтому изучение и продвижение теории решения изобретательских задач совершенствует не только наших читателей, но и нас самих.
Каким будет следующее поколение, кем вырастут наши дети – это большой вопрос не только для педагогов. Хотелось бы помочь в выборе, но как? Каждый ребенок рано или поздно говорит о том, что хочет стать актером, певцом, телеведущим, музыкантом или спортсменом, потому что ему доступны фильмы, музыка, искусство, спорт. А что с наукой? Как обратить внимание ребенка на науку? Может, именно там его призвание?
Вопросы «почему?» и «отчего?» появляются у детей приблизительно в три года. У некоторых они не заканчиваются всю жизнь. Главное – помочь развиться этой тяге к знаниям. Есть масса энциклопедий, книг, атласов – мы покажем, насколько увлекателен поиск ответов. Возможно, тогда книги никогда не будут пылиться на полке.
Но не стоит ждать долго. Понаблюдайте за ребенком и ответьте на вопрос, свойственно ли ему следующее:
*Любопытство и достаточно долгий интерес ко всему и особенно к мелочам.
*Желание докопаться до самой сути, проверить, увидеть своими глазами, чтобы убедиться.
*Стремление понять, запомнить, рассказать об этом.
*Обилие деталей усиливает интерес.
*Если нет ответа – фантазирует и придумывает свое объяснение.
*На все есть свое мнение.
Если все это про вашего ребенка, ученика – поздравляем! У вас есть шансы вырастить настоящего ученого! Вам – в Витебскую областную научно-техническую библиотеку! Центр «Витебск-ТРИЗ-ИНФО» ждет вас!