Школьный патент – мир возможностей
Лемешева Н.С., ведущий библиотекарь Витебской ОНТБ
Работа с детьми и молодежью – одно из важных направлений деятельности Витебской областной научно-технической библиотеки.
Библиотека активно поддерживает проекты в области науки, образования, просвещения и интеллектуального развития подрастающего поколения через конкурсы, олимпиады. Развитие любознательности, умения мечтать, фантазировать и изобретать для ребенка очень важны – ведь позже именно наши подросшие дети будут двигать мир к новым великим свершениям. В этом мы видим еще одну очень важную и нужную миссию нашей библиотеки – буквально вырастить наших будущих читателей.
Детский пытливый ум идеально подходит для придумывания чего-то нового и воплощения этого нового в реальное изобретение. Ежегодно огромное количество детей и подростков что-то изобретают, создают, модифицируют. Перечислять детские изобретения можно бесконечно: тут вам батут и калькулятор, перчатки без пальцев и пакет с квадратным дном, снегоход, пластилин и многие другие вещи, окружающие нас.
Нужно всегда радоваться изобретательности юных гениев и по достоинству оценивать значимость их многочисленных изобретений – ведь поощряя тягу к созданию нового у детей, мы воспитываем будущих изобретателей.
Как заинтересовать школьников изобретательством? Почему рисунок на бумаге тоже может быть запатентован? Зачем молодежи защищать произведения интеллектуального труда?
Важным звеном выявления у школьников творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создания условий для интеллектуального развития стал проект «Школьный патент – шаг в будущее!» (далее – Конкурс), в котором Витебская ОНТБ впервые приняла участие в 2020 году. Решением оргкомитета Конкурса на базе нашей библиотеки создано Представительство конкурса по Витебской области в Республике Беларусь.
Проект инициирован и проводится Фондом «Центр международного сотрудничества «Кадуцей» и Ассоциацией ЦПТИ Российской Федерации при поддержке Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) и в сотрудничестве со Всемирной организацией интеллектуальной собственности, Евразийским патентным ведомством, Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре Федерального Собрания Российской Федерации, Управлением интеллектуальной собственности, военно-технического сотрудничества и экспертизы поставок вооружения и военной техники Министерства обороны Российской Федерации, вузами, научными организациями, бизнес-сообществом, общественными и профессиональными объединениями. Конкурс направлен на распространение знаний по интеллектуальной собственности среди школьников, приобщение ребят к деятельности в сфере интеллектуальной собственности, развитие творческих и интеллектуальных способностей школьников. Главная цель – содействие повышению творческой активности детей школьного возраста.
Конкурс проводится ежегодно в несколько этапов. Торжественное мероприятие по случаю награждения победителей финального этапа приурочено к празднованию Международного дня интеллектуальной собственности (26 апреля) и проводится в Санкт-Петербурге. Участниками могут быть граждане любой страны и лица без гражданства от 7 до 18 лет. На рассмотрение компетентного жюри представляются работы (проекты) в научно-технической сфере (изобретения и полезные модели) и в сфере дизайна (промышленные образцы), а также работы, имеющий творческий характер и соответствующие представленным ниже номинациям:
- «Мастер дизайна» (рисунки на заданную тему: «Портрет изобретателя», «Машины и летательные аппараты XXII века» и др.);
- «Мастер слова» (сочинение на заданную тему, например, «Моя интеллектуальная собственность», «Известные изобретатели: жизнь и творчество» и др.);
- «Изобретение» (направления: робототехника, экологические проекты и др.);
- «Научно-исследовательская работа»;
- «Промышленный дизайн» (шаблон сайта, этикетка и упаковка, ювелирное украшение, настольные игры и прочее);
- «Режиссерский взгляд» (мультипликация, короткометражное кино, реклама, музыкальный клип);
- «Интервью о профессии» (видео-интервью или статья с изобретателем или патентным поверенным об их опыте профессиональной работы);
- «Миллион за идею»;
- «Самый креативный» (номинация для учащихся, подавших заявку на регистрацию своего интеллектуального права или получивших охранный документ на результат своей интеллектуальной деятельности).
В каждой из номинаций финала Конкурса предусмотрены 4 уровня награждения: Гран-при, дипломы 1-ой, 2-ой и 3-ей степеней. По решению оргкомитета Конкурса возможно введение дополнительных поощрительных призов.
Кроме дипломов и подарков, победители Конкурса имеют возможность получить авторские свидетельства на свои изобретения, а также всестороннюю помощь в защите своей интеллектуальной собственности.
13 апреля 2021 года стали известны итоги XII сезона Конкурса. Из 9 отправленных для участия в финале работ 4 заняли призовые места: Гран-при и три диплома 1-ой степени.
XIII сезон Конкурса (2021-2022 гг.) был не менее удачным. Выросло количество участников, расширилась и география. В финале было представлено 20 заявок из Витебска и Орши и 1 заявка из Гомеля. В итоге – 11 призовых мест в серьезных номинациях.
16 июня 2022 года в стенах нашей библиотеки состоялась церемония вручения наград победителям Конкурса и почетных грамот наставникам. Награды одаренным ребятам и их педагогам вручил Председатель Витебского областного исполнительного комитета Александр Субботин.
Впереди нас ждет очередной, XIV по счету сезон Конкурса. Очень надеемся, что в этом году участников станет еще больше, а представленные работы будут не менее актуальными.
Талантливые дети – богатство любой страны, залог ее будущих достижений и свершений!