Паб-квизы как способ сплотить коллектив в команду
Отюцкая В.И., библиотекарь 1-й категории отдела каталогизации документов РНТБ
Маруго С.В., заведующий сектором отдела каталогизации документов РНТБ
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»
«Мы – команда!» – так говорят обычно, желая подчеркнуть свое умение работать сообща. Это слово часто используется в переносном значении, когда речь идет о сплоченном и дружном коллективе. Однако в теории управления понятие команды разделяется с понятием коллектива и рассматривается в рамках проектной деятельности.
Команда – это группа сотрудников, участвующих в реализации проекта, в то время как коллективом называют структурное подразделение организации (в широком смысле – некое объединенное сообщество).
Чем отличается команда от коллектива?
Члены команды имеют общие задачи, в выполнении которых все заинтересованы в равной степени, и каждый вносит свой вклад в общую работу. Главный отличительный признак – наличие общей цели. В коллективе же у сотрудников, как правило, индивидуальные задачи [1].
Отдел библиотеки, в котором каждый сотрудник выполняет свои функции независимо от коллег, является коллективом. Ответственность за реализацию целей подразделения несет руководитель, в то время как сотрудники отвечают за результаты своей работы.
Группа, работающая над одним проектом (например, подготовка какого-либо мероприятия), в которой есть сотрудники самых разных отделов – это команда. Работники функционально зависимы друг от друга, при этом каждый осознает свою ответственность за общий результат.
Команды немногочисленны – от 5 до 20 человек, в зависимости от масштаба проекта. Они создаются на короткий срок или на длительный период, а в некоторых случаях – и на неопределенное время.
Подходы к формированию структурного подразделения (коллектива) и команды различаются. Подбирая сотрудников в коллектив, руководители и кадровики отталкиваются от профессиональных компетенций. При создании команды учитывается сразу целый комплекс факторов: навыки, знания, личные качества, умение конструктивно взаимодействовать и т.д.
В процессе своего развития «с нуля» команда проходит несколько этапов:
- этап проектирования – формулируются цели и задачи и расставляются приоритеты;
- этап формирования – происходит подбор участников и распределение ролей;
- стрессовый этап – начало деятельности, в ходе которой возникают дестабилизирующие ситуации, конфликты и ошибки;
- этап нормализации – устранение проблем, стабилизация работы, укрепление позиций участников;
- этап реализации – все силы направлены на активное решение рабочих задач [2].
Эффективная деятельность подразумевает способность к саморуководству. Лидер должен руководить подчиненными так, чтобы они «руководили собой» (такой управленец называется сверхлидером – его влияние основано не на статусе или положении, а на профессионализме и компетентности).
Большое значение имеет нематериальная мотивация, учитывающая личные потребности в признании, принадлежности к группе и самовыражении. В отличие от денежной, которая стимулирует к качественному исполнению обязанностей, нематериальная мотивация дает возможность осознать свою востребованность и увидеть перспективы профессионального роста. Эта мотивация также позволяет сформировать чувство сопричастности к успеху коллег и предприятия в целом – сотрудник воспринимает свою деятельность как вклад, который он вносит в развитие организации, и этот вклад, в свою очередь, вознаграждается по достоинству.
Слово «команда» все чаще и чаще можно увидеть на просторах Интернета, в программах бизнес-тренингов, корпоративном обучении, но реже всего – в реальности. Почему? Да потому что коллектив также может неплохо работать в конвейере из поставленных и четко определенных задач, но человеческое вовлечение в эту работу минимальное. Как результат – сотрудник отработал и ушел, а что будет дальше – его не волнует.
С другой стороны, если за процесс берется команда, выполняя те же задачи, работа делается лучше, качественнее, а люди трудятся с улыбкой и вовлеченностью. Они работают эффективней, потому что их всех объединяет одна цель.
Для так называемой «притирки» друг к другу многие руководители используют самые разные подходы и методы: совместное проведение каких-либо праздников (новогодние корпоративы – яркий тому пример), экскурсии и поездки (туристические – общие или тематические), всевозможные акции внутри коллектива (не касательно работы: например, выставки рукоделия, поэтические фестивали, различные конкурсы и т.п.).
Может показаться, что подобные мероприятия, не имеющие отношения к собственно профессиональным обязанностям, только отвлекают сотрудников от рабочего процесса. Однако, как показывает практика, при таких акциях люди лучше узнают друг друга, учатся взаимопониманию и, как результат, начинают работать эффективнее.
Мы предлагаем еще один способ совместного проведения досуга, который также способствует лучшему взаимодействию между коллегами, – паб-квизы.
Знакомая всем ситуация: после рабочего дня вы устроились удобно на диване или в кресле, а по телевизору идет передача «Кто хочет стать миллионером?». Участники, как часто бывает, допускают ошибку, а вы знаете правильный ответ и удивляетесь: «Ну как можно было ошибиться в таком легком вопросе? Вот я бы…».
Паб-квизы предоставляют возможность проявить себя и почувствовать участником подобной викторины, только не по телевизору, а в реальности.
Квиз (от англ. quiz) означает соревнование, в ходе которого один или несколько участников отвечают на поставленные им вопросы. В русском языке аналогом этого слова является всем знакомая «викторина». В последнее время нередко можно встретить и употребление упомянутого выше англицизма (английского варианта).
Паб-квиз (англ. pub quiz, также встречается термин «барная викторина») – разновидность викторины, проводимая в пабах или барах.
Первый паб-квиз был основан в Великобритании в 1970-х годах Шэрон Бернс и Томом Портером и стал частью британской культуры. Так, например, The Great British Pub Quiz проводится ежегодно. В Германии паб-викторины являются частым событием в ирландских пабах, где они обычно проводятся на английском языке наряду с различными деловыми встречами.
В 2010-х годах за пределами Великобритании появился целый ряд франшиз барных викторин.
Во многих странах данное развлечение переросло сначала в отдельные соревнования, а в дальнейшем – в чемпионаты.
Чаще всего такой тип викторин является еженедельным вечерним событием. Хотя конкретные форматы проведения викторин в баре различаются, большинство из них связаны с ответами на вопросы, которые могут быть заранее составлены самими участниками или анонсированы ведущим викторины.
Паб-квизы были представлены во многих британских телесериалах, например, «Офис». В американском телесериале «Управление гневом» в одном из эпизодов, вышедшем в январе 2013 года, герой в исполнении Чарли Шина участвовал в игре «Барные мелочи» от Brainstormer. В новозеландском телесериале Nothing Trivial (2011-2014 гг.) пять основных персонажей регулярно встречаются за игрой в паб-квиз.
Паб-квизы в Минске с каждым месяцем привлекают в ряды своих поклонников новых людей. Это игровое шоу обычно имеет около 7-8 туров, которые включают в себя вопросы из различных отраслей науки, культуры и общественной жизни. Задания транслируются на экранах (и параллельно озвучиваются ведущими) и часто подаются не в стандартном варианте вопрос-ответ, а в виде ребусов, логических головоломок, загадок, аудио- и видеовопросов. После каждого тура ответы собираются, подсчитываются результаты, а в конце игры определяется победитель.
Главное в таком развлечении то, что это командная игра. Она объединяет людей, которые порой интересуются абсолютно разными вещами. Здесь гуманитарии и технари отлично могут ладить между собой. Благодаря таким играм у коллег появляются общие интересы, и взаимодействовать становится легче и на профессиональной почве.
Самым первым паб-квизом в Минске стала «Мозгобойня» – квиз с достаточно сложными вопросами самой широкой тематики и редко проводящий что-то узкотематическое. По такому принципу проводятся несколько других квизов: «Квиз, плиз!», «Головоломка», «Ньютон», «Бернард». Все это викторины для любителей «пошевелить извилинами» и больше всего напоминают телепрограммы «Своя игра» и «Что? Где? Когда?», здесь многое решают именно знания.
На сегодняшний день одни из самых популярных квизов – «Шейкер» и «Смузи». Популярности этих франшиз способствует относительная простота вопросов и проведение, помимо общих игр, множества узкотематических, в которых любой человек может найти свою тему: кино и музыка самых разных эпох и направлений (советское, 90-х, современное, русское и иностранное, рок, эстрада, кино, мультфильмы и прочее), география, литература, отдельные игры по конкретным фильмам и сериалам («Гарри Поттер», «Властелин колец», «Клиника», «Назад в будущее» и др.).
У людей, незнакомых с квизами, часто возникают сомнения и опасения, стоит ли участвовать в таких мероприятиях. Разберем наиболее популярные из них.
- «Интеллектуальные? Это не про меня».
Надо оговориться, что квизы бывают разные по уровню сложности. Иногда это действительно очень серьезный уровень, игра для продвинутых, но, как правило, об этом предупреждается заранее. В основном же квизы достаточно простые, для любого уровня знаний. Несколько примеров вопросов, кстати, мы приведем в конце статьи, чтобы было понятнее, как это работает.
- «Я ничего не понимаю в кино, музыке или литературе. Поэтому не смогу играть».
Это опасение похоже на первое, но все же несколько отличается. Не бывает людей, вообще ничего не знающих о том же кино или музыке. Даже если вы знаете ответ всего на один вопрос из общего массива – возможно, этот вопрос окажется именно тем, ответа на который не знает больше никто из команды. Скажете, нереально? И ошибетесь! Таких случаев бывало немало, и иной раз этот один-единственный заработанный игроком балл приносит команде победу. Иногда речь идет даже о десятых долях баллов. У нас случались ситуации, когда разница между первым и вторым местом составляла буквально 0,2 балла: счет 66,1:66,3. К тому же организаторы зачастую специально расставляют подсказки, намеки в формулировках, чтобы игроки смогли логически раскрутить непонятный на первый взгляд вопрос.
- «А они же гуглят…»
Действительно, есть такой соблазн. Но организаторы всегда предупреждают о запрете на использование гаджетов с выходом в Интернет и строго следят за этим, а команда, замеченная в нарушении этого правила, штрафуется снятием баллов. Кроме того, большинство вопросов составляются так, что достаточно сложно сформулировать запрос в поисковике за те несколько секунд, что отводятся для ответа. Да, кстати, мы забыли упомянуть, что игра идет на время: на обсуждение и обдумывание ответа дается от 15 секунд до минуты.
- «Если это происходит в баре, значит, там напиваются, какая игра?»
Огромное заблуждение! Крепче пива никто спиртного не заказывает – люди пришли с определенными целями, в которые, как правило, не входят горячительные напитки. Возможно, кому-то и хотелось бы хорошенько выпить, но общество вокруг этому, мягко говоря, не способствует: в конце концов, команды собираются не на вечеринку, главная цель которой напиться, «чтоб весело было». К тому же в квизах, не ограниченных возрастным цензом, очень часто участвуют дети, организовываются даже чисто детские команды, и играют ребята ничуть не хуже взрослых.
Играть в квизы приходят люди самых разных возрастов и рода занятий, это прекрасный способ отдохнуть после напряженного учебного или рабочего дня. И число любителей такого досуга растет! Почему? Да все просто:
- Быть умным – модно!
- Это доступно – не нужно проходить никаких отборов, просто приходите в бар и играете.
- Это недорого: 8-10 рублей – вполне доступная цена. К тому же многие франшизы проводят различные акции, бонусом которых становится значительная скидка на игру, а то и вовсе бесплатное участие.
- Это очень эмоционально!
- Это совместное хобби для семей и элемент тимбилдинга для коллег.
- Любой игрок может быть полезным команде.
- Все любят играть. Кто-то больше, кто-то меньше, но приятные воспоминания из детства часто связаны с играми!
В любом случае, заряд положительной энергии и хорошее настроение гарантированы!
Примеры вопросов.
- Крылатая фраза из известного советского фильма потеряла все гласные буквы. Восстановив фразу, назовите фильм:
НШ ЛД В БЛЧН Н ТКС Н ЗДТ
Ответ: «Бриллиантовая рука»
(фраза «Наши люди в булочную на такси не ездят»
прозвучала именно там).
- По запросам в интернет-поисковике определите, кто мог их сделать:
а) плавающие в океане осколки ледника;
б) как спланировать новогодний корпоратив;
в) поющая женщина.
Ответ: Алла Пугачева
(песня «Айсберг», передача «Рождественские встречи»
и фильм о примадонне «Женщина, которая поет»)
- Все слова в названиях фильмов заменены антонимами. Какие фильмы загаданы?
а) Вперед из прошлого;
б) Черная луна болота;
в) Кошачий желудок;
г) Медная отмычка.
Ответ: а) Назад в будущее; б) Белое солнце пустыни;
в) Собачье сердце; г) Золотой ключик.
- ЭТО чаще всего видят якуты, чукчи и эскимосы. ЭТО ярче самой яркой неоновой рекламы. ЭТО бывает, только когда очень холодно. Что ЭТО?
Ответ: Северное сияние.
- Идея этой популярной программы пришла к Анатолию Лысенко, когда он посмотрел по телевизору американскую передачу Wheel of Fortune. Руководителем проекта был назначен Владислав Листьев.
Ответ: «Поле чудес».
- Часто бывают вопросы, в которых нужно выбрать вариант ответа (по аналогии с передачей «Кто хочет стать миллионером»):
Холодный суп на квасе, в состав которого входят различные съедобные травы.
а) Ботвинья; б) Холодец; в) Щи; г) Харчо.
Ответ: Ботвинья.
- Бывают и такие забавные задания: здесь смайликами (эмодзи) зашифрованы названия советских фильмов