Обслуживание пользователей: направления, проблемы, перспективы
Лукомская С.В., заведующий отделом научно-технической литературы и промышленных каталогов РНТБ
Основной задачей отдела научно-технической литературы и промышленных каталогов является обслуживание индивидуальных и коллективных пользователей, которое ведется по разным направлениям: в читальных залах отдела, посредством межбиблиотечного абонемента, через виртуальную справочную службу и др.
В читальных залах книжных и периодических изданий созданы все условия для комфортной работы читателей, сотрудники отдела всегда радушно и гостеприимно принимают пользователей.
В читальном зале книжных изданий, который любят и ценят наши читатели за уют и теплую атмосферу, предусмотрена возможность не только работы с литературой из фонда библиотеки, заказанной из электронного каталога, но и получения дополнительной информации из энциклопедий, словарей, справочников, которые находятся в открытом доступе. Также в открытом доступе находятся «Портреты белорусских предприятий» – уникальная коллекция книг и промышленных каталогов об истории создания и развития предприятий и организаций Республики Беларусь. Кроме того, в этом зале организована выставка «Новые поступления за неделю», где можно оперативно познакомиться с новыми приобретениями библиотеки. Выставка пользуется большой популярностью у наших постоянных читателей. В читальном зале можно поработать с правовыми базами данных «Эталон» и ilex, с электронной базой диссертаций Российской государственной библиотеки, с базой данных Информационного фонда каталогов промышленной продукции и технологий отечественных и зарубежных предприятий (ФКП). На платной основе можно сделать копию фрагментов документов.
В читальном зале есть доступ к Wi-Fi, поэтому к нам нередко приходят читатели со своим ноутбуком, чтобы поработать или просто почитать новости. Читальный зал – это также и рабочее пространство для фрилансеров.
В читальном зале периодических изданий к услугам читателей фонд отечественных и зарубежных журналов, белорусские и российские газеты, реферативные журналы ВИНИТИ, базы данных EBSCO, Scopus и Springer Journals. Кроме того, ежемесячно проводится выставка книг, журналов и промышленных каталогов по определенной теме, а также выставки новых поступлений изданий органов НТИ, отечественных изданий, изданий на иностранных языках.
Важным направлением деятельности отдела является обслуживание коллективных пользователей через систему межбиблиотечного абонемента (МБА). Получить издания из фондов РНТБ во временное пользование могут предприятия и организации (юридические лица), зарегистрированные в службе МБА. Основанием для открытия абонемента для предприятий и организаций г. Минска является Договор об оказании платных библиотечных и информационных услуг. От организации назначается ответственный за работу по межбиблиотечному абонементу сотрудник, который при обращении в службу МБА РНТБ получает и заполняет «Регистрационную карточку абонента». Регистрационная карточка заверяется печатью и подписью руководителя организации. Активно пользуются услугами МБА научно-технические библиотеки и специалисты служб стандартизации ведущих предприятий Республики Беларусь: Белорусский металлургический завод – управляющая компания холдинга «Белорусская металлургическая компания», ОАО «Гомельский химический завод», филиал «Инженерно-технический центр» ОАО «Газпром трансгаз Беларусь», Центр НТИ ГО «Белорусская железная дорога», РУП «Белнипиэнергопром» и другие.
Для абонентов г. Минска выдача литературы по МБА – услуга платная. Они получают заказанные издания самостоятельно. Для иногородних абонентов – бесплатная. Иногородние пользователи обслуживаются при направлении в службу МБА бланка-заказа. Заказанное издание отправляется по почте. Библиотека-заказчик оплачивает только почтовые расходы по возврату книг. Также принимаются заказы, поступившие по электронной почте, по телефону или при личном посещении библиотеки.
По МБА в РНТБ можно заказать:
- отечественные и зарубежные книги и журналы;
- промышленные каталоги, изданные в виде книг и брошюр;
- реферативные и библиографические издания.
Для обслуживания удаленных пользователей в 2010 году в РНТБ была создана Виртуальная справочная служба (ВСС). Она функционирует на некоммерческой основе и доступна всем пользователям. Виртуальная справочная служба библиотеки выполняет:
- запросы о наличии конкретного документа в фондах РНТБ;
- тематические запросы (справки, содержащие перечень документов по определенной теме), выполнение которых не влечет за собой сложного библиографического поиска, с предоставлением библиографического списка, включающего не более 10 названий. Тематические запросы, требующие сложного библиографического поиска, выполняются РНТБ на платной основе;
- фактографические запросы (сведения о конкретном событии, организации, личности, определение термина по справочникам, энциклопедиям и т.д.). На данный запрос пользователь получает справку с указанием источника информации;
- уточняющие запросы (уточнение элементов библиографического описания документов, имеющихся в фонде РНТБ).
Отдел занимается выполнением платных услуг. Наиболее востребованными услугами являются: распечатка документов из баз данных, выполнение тематических запросов для предприятий и организаций, поиск информации в базах данных и Интернете по запросу пользователей и др.
Огромную роль в библиотечном обслуживании играет личность библиотекаря. Современность требует от библиотекаря высокого профессионализма, способности быстрого обучения новым технологиям, творческого мышления. Библиотекарь должен владеть навыками работы на компьютере и в Интернете. Коллектив отдела – это опытные специалисты, обладающие всеми этими навыками.
Компьютерные технологии с каждым годом все глубже внедряются в процесс библиотечного обслуживания. В скором времени мы перейдем на новые формы обслуживания, позволяющие более оперативно и качественно предоставлять информацию пользователям. Одним из шагов в этом направлении будет введение в РНТБ электронного библиотечного абонемента.