Кризис библиотек
Солодков А.Т., главный инженер РНТБ
Все ли хорошо и спокойно в библиотечном мире? Библиотечные аналитики и специалисты признают, что есть некоторые обстоятельства, омрачающие настоящий день, но в целом все благополучно. Библиотека крепко стоит на ногах, востребованность библиотеки высока, библиотека – непременный атрибут развития цивилизации, и никуда человечество от библиотеки не денется. Вот только финансирования бы добавить. На самом деле наметился глубокий кризис в существовании библиотеки в современном виде. Есть целый ряд предпосылок к критическому уменьшению количества библиотек, уменьшению количества пользователей, переформатированию работы, подготовки библиотечных кадров, технического обеспечения.
В XV веке Гутенберг сделал переворот в создании и обеспечении человечества информацией. Его изобретение подвижных литер для печати сделало книги массовым продуктом, а библиотеки – распространенными и доступными. Новый прорыв в информационном обеспечении произошел всего лишь через 500 лет. Появление процессора с миллионами транзисторов, оперативной памяти и запоминающего магнитного устройства позволили переместить библиотеку в карман читателя. Электронные книги начали свое победное шествие. В настоящее время печатные книги занимают около 25% от общего количества изданий. И в большинстве своем это специальная и образовательная литература. Пока это соотношение стабилизировалось. Печатным изданиям в какой-то мере способствует существующее правило издания научных трудов и монографий для получения ученой степени.
Появление электронных библиотек и возможности свободных публикаций инициировало возросшее количество пишущих людей. Вал литературы всевозможных направлений обрушился на читателя. Такая литература или появляется в электронном виде, или печатается очень малыми тиражами. Старая проблема библиотек – полнота фондов – превратилась в неразрешимую. Но стоит ли эту проблему решать? Художественная литература и большая часть литературы по гуманитарным наукам имеет тенденцию стареть и представлять интерес лишь для узкого слоя исследователей и любопытных. Кто сейчас обращается к сверхпопулярным в свое время книгам «Страдания юного Вертера», «Кандид» или стихам Тредиаковского? Нужно ли сохранять подобные произведения или потоки современного писательского зуда в библиотеке? Большой вопрос. Может ли современная библиотека через свои фонды обеспечить равный доступ для всех к информационным богатствам и наследию человечества, даже уже отобранного и отфильтрованного? Нет, не может. Но издания в электронной форме могут попытаться добиться максимально возможного. Однако и здесь таится серьезная опасность. Какую информацию надо хранить, к какой информации надо осуществлять доступ, какую информацию надо считать информацией? Как относиться к информации во Всемирной сети? По статистике, объем цифровой информации удваивается каждые восемнадцать месяцев. До 95 % этот поток состоит из неструктурированных данных. Что делать библиотеке с точки зрения информационного наполнения? Какие критерии и методики комплектования фондов надо использовать? И главный вопрос: кто будет потребителем этих богатств? Появились самодостаточные информационные потоки, генерируемые владельцами «айфонов», и они превышают библиотечные ресурсы в сотни раз. Глобальные информационные сети, как инструмент этих потоков, уже созданы. Атомизация человечества идет полным ходом. Я и компьютер, больше ничего не надо. Мыслительные функции мозга деградируют. Зачем запоминать? Посмотри в устройство! Зачем думать и анализировать? Посмотри в Интернете! Таблица умножения? На калькуляторе можно умножить. А как же библиотека? «Не мешайте, у нас своя жизнь». Этой многочисленной части населения библиотека, скорее всего, не понадобится. А кто же будет пользователем информационных богатств библиотеки? Кем будут востребованы печатные и электронные ресурсы? Скорее всего, эти ресурсы понадобятся довольно узкой прослойке двигателей прогресса человечества. И желающим учиться и развиваться самостоятельно. Остальные будут на подкормке информационным контентом, который они сами же и создают через личные коммуникационные устройства. И такой процесс уже начался. Фантастика братьев Стругацких об излучающих башнях преобразовалась в повсеместное наличие «айфонов» у подавляющего большинства населения планеты. Следует ожидать, что следующим шагом «окормления» человека информацией будет внедрение в тело коммуникационного устройства. До библиотек ли будет тогда? До больших читальных залов, до вместительных книгохранилищ, до творчества в стенах библиотеки? Количество библиотек радикально сократится, а сама библиотека «усохнет» до специализированного зала, справочной службы и специалистов по получению и размещению новой информации. Где-то удаленно будет существовать глобальное хранилище информации.
Информационные технологии и цифровизация развиваются неумолимо. Перемещение большинства библиотечных фондов в электронную форму неизбежно. Часть фондов будет сохраняться в печатном виде с мемориальными функциями и как резервная копия наследия человечества. Здесь приоритет будет отдан научной, технической, сельскохозяйственной литературе, историческим исследованиям и философским трудам. Часть резерва займет и художественная литература. И стоит серьезно озаботиться самим хранением. Испытание временем пока отдает первенство бумаге. Магнитное поле Земли нависает угрозой для всех электронных носителей. Так что консервация и сохранение информационного наследия человечества не имеет сейчас решения в расчете на тысячелетия.
Еще одна проблема – это подготовка библиотечных специалистов, требующая существенного изменения. Существующая подготовка библиотечных работников не может предоставить обществу библиотекаря-аналитика, библиотекаря-поисковика, библиотекаря, связывающего навыки своей профессии с техническими, культурными, социальными потребностями общества. Как генералы учатся на опыте прошедшей войны, так и библиотечные специалисты не могут оторваться от времен Н.К. Крупской. Одна из ключевых работ в библиотеке – это каталогизация литературы, в дальнейшем – поиск и нахождение ее пользователем. Может ли библиотекарь подобрать достоверные поисковые ключевые слова? Очень приблизительно. Так стоит ли поручать библиотекарю эту работу? Более правильно вменить в обязанность автору прописать ключевые, поисковые термины. Как дополнительный вариант, можно предложить включать в библиографическое описание оглавление книги и поиск по этому оглавлению. А само библиографическое описание? Давно пора реформировать эту «священную корову» библиотечных процессов. Пора переходить от сакральности формата библиографического описания к укороченному описанию, заточенному только на поисковые смыслы. Не забывать, что главное – это удобство для пользователя, а не таинства черточек и запятых. К этому настоятельно подталкивают тенденции сокращения библиотек, количества библиотечных работников и трудозатрат, необходимость конверсии огромных библиотечных запасов, лежащих в неизвестности. И, конечно, возрастающий с каждым годом поток информации.
Библиотека должна осваивать различные направления своей деятельности для укрепления устойчивости. Одно из важнейших – участие в инновационном развитии общества. Настоящее время требует, чтобы библиотеки, опираясь на сконцентрированные у себя информационные фонды, кроме социальных задач, развернули серьезную работу по теоретическому ознакомлению и практической деятельности в области инновационного развития и цифровизации. Проводили на своих площадках обучение и семинары, вовлекали молодежь по темам изобретательства и интеллектуальной собственности. Использовали идеи теории решения изобретательских задач для практических занятий. И в качестве важных элементов своей работы – просвещали население о достижениях отечественной и мировой науки, путях развития научно-технического прогресса. С такой задачей библиотекари могут вполне справиться, если будут вовлекать в свою работу Национальный центр интеллектуальной собственности, Белорусское общество изобретателей и рационализаторов, Белорусское общество «Знание».
Сохранится ли библиотека как сегмент развития общества или превратится в мемориальный центр хранения информации и истории цивилизации, покажет время. Но несомненно, что книжную библиотеку в космос не возьмешь. Одно из фундаментальных достижений развития человечества – библиотека – в настоящем виде уходит в историю. Как она может трансформироваться или что может прийти на ее место, сегодня решать нам.