Этикет онлайн
Мончик, Е.П., заведующий отделом научно-организационной и методической работы РНТБ
Ежедневно на работе, дома, в магазине, в транспорте и даже на прогулке мы следуем определенным правилам этикета. Мы стремимся выглядеть достойно и не вызывать неловкости у окружающих нас людей. Соблюдение этих правил – обязательное условие комфортного общения. Однако в ХХ веке благодаря Интернету возможности наших коммуникаций расширились практически до размеров земного шара. Так, в 1977 году число пользователей Интернета составляло 100 человек, в 1984 году – 1000, в 1986 году – больше 5000, в 1989 году – более 100 000. В 1991 году был реализован проект World Wide Web (WWW), и в 1997 году насчитывалось уже 19,5 миллионов пользователей сети Интернет. О состоянии цифровой сферы в 2021 году говорят статистические данные из отчета Global Digital:
— Интернет. В январе 2021 года Интернетом пользуются 4,66 миллиарда человек во всем мире, что составляет 59,5% населения планеты;
— социальные сети. Сейчас в мире насчитывается 4,2 миллиарда пользователей социальных сетей. За 2020 год эта цифра выросла на 490 миллионов, что означает рост более чем на 13 % в годовом исчислении. Социальными сетями в 2021 году пользуются 53,6 % мирового населения.
Таким образом, более 50% жителей планеты ежедневно проводят в сети около 7 часов и 100 дней в году вовлечены в онлайн-общение. И задача сетевого этикета – обеспечить безопасность, комфортность и удобство интернет-коммуникаций сегодня. Сетевой этикет, сетикет, нетикет, цифровой этикет, онлайн-этикет, digital-этикет – все это современные понятия, обозначающие правила поведения, общения в сети Интернет, а также традиции и культуру интернет-сообществ.
История этикета в online начинается с середины 80-х годов XX века. На эхоконференциях сети FIDO (разновидность телеконференций), появилось новое на то время понятие – сетевой этикет. Обусловлено это тем, что участники сетевых сообществ осознали, что излишняя свобода и отсутствие каких-либо сдерживающих механизмов мешают комфортному общению.
В 1994 году американский программист Вирджиния Ши, работавшая в Силиконовой долине, написала книгу «Netiquette». Так появился первый свод правил по сетевому этикету. В нем автор ставит в центр внимания комфорт и безопасность человека, несмотря на то, что все общение происходит в киберпространстве.
В 1995 году принят документ под названием Request for comments 1855 (RFC 1855). В нем закреплены некоторые положения нетикета. Request for comments – пронумерованный информационный документ Интернета, который содержит различные технические спецификации и стандарты, применяемые в Интернете. Публикацией RFC занимается Инженерный совет Интернета. В RFC 1855 речь идет об уважении пользователями других участников интернет-процессов, описываются такие понятия нетикета, как игнорирование, некорректный ответ, флейм, флуд, спам, офтоп, хотлинк и оверквотинг.
В наше время работа по изучению цифрового этикета продолжается, так как из-за стремительного развития рынка гаджетов и постоянной смены информационных технологий появляются все новые вопросы применения онлайн-этикета при переписке, телефонных звонках, общении в социальных сетях. В данной статье рассматривается более узкое направление цифровой культуры – деловой этикет на видеоконференциях, ставших для нас необходимой частью рабочего процесса. Онлайн-формат конференций еще не настолько плотно вошел в нашу жизнь, чтобы мы, будучи организаторами, спикерами или участниками, имели единое понимание того, что допустимо, а что нет. И в этом случае соблюдение норм цифрового этикета поможет нам прийти к общему знаменателю и повысить эффективность работы, улучшить деловую репутацию и сделать взаимоотношения с коллегами комфортными.
На видеоконференциях мы выступаем в одной или нескольких ролях: организатора, докладчика (спикера) или слушателя. Следовательно, и правила этикета для той или иной роли будут отличаться.