Восприятие информации в эру мобильных технологий
Автор: Мартысевич А.А., заведующий сектором отдела научно-организационной и методической работы РНТБ
Бурное развитие информационных технологий диктует нам тренды, за которыми все сложнее успевать. Самая заметная тенденция последнего десятилетия – все большее влияние мобильных технологий на особенности распространения и поглощения информации потребителями.
Цифровые технологии, мобильные устройства и социальные сети стали неотъемлемой частью повседневной жизни людей во всем мире. Мобильные устройства – смартфоны и планшеты становятся все быстрее и технологичнее и по некоторым параметрам не уступают в скорости обработки информации современным компьютерам. Мобильный Интернет давно перестал быть роскошью и становится доступнее все большему количеству людей, независимо от их возраста и социального статуса.
Согласно отчету о состоянии цифровой сферы Digital 2020, на начало 2020 года более 4,5 миллиарда людей пользовались доступом в сеть Интернет. Это примерно 60% мирового населения. Из них 3,8 миллиарда – пользователи социальных сетей. Среднестатистический пользователь проводит в Интернете 6 часов 43 минуты каждый день, что примерно соответствует 40% от всего времени бодрствования.
В третьем квартале 2019 года случилась знаковая веха – количество пользователей, выходящих в Интернет с мобильного телефона, перевалило за 50% от общего числа интернет-пользователей.
При этом техническая возможность выходить онлайн с мобильных устройств есть у 92% пользователей Интернета. Это означает, что компьютеры все еще играют важную роль в использовании Интернета, однако их значение постепенно падает.
Так, например, согласно статистике Statcounter, около 53% всех запросов в Сети делают с мобильных устройств и еще 3% – с планшетов. На компьютеры приходится 44% от общего числа. Из чего можно сделать вывод, что большинство людей используют несколько разных устройств для выхода в Интернет.
Такая тенденция объясняется не только значительным прогрессом, которого добились производители мобильных телефонов, но и успехами разработчиков программного обеспечения для мобильных устройств, которые за последнее десятилетие смогли построить интуитивно понятные интерфейсы, с помощью которых даже люди, никогда не имевшие дело с новыми технологиями, легко могут освоить базовые навыки пользования мобильными программами.
Также стало хорошо заметно, как операторы сотовой связи становятся полноценными интернет-провайдерами. Качество и скорость интернет-соединения теперь беспокоит потребителей гораздо больше, чем уровень сигнала для голосовой связи.
По данным на 2020 год, Беларусь занимает 57-е (среди 175 стран, участвующих в исследовании сервиса Speedtest) место в мире по средней скорости стационарного Интернета со средним показателем 64,4 Мбит/с. Но только 123-е из 138 стран – по скорости мобильного Интернета. Однако средняя скорость мобильного Интернета в 14,23 Мбит/с уже открывает широкие возможности для его использования. К сожалению, в основном только для жителей городских территорий, где есть инфраструктура для сетей 3G и 4G.
Общение между людьми все больше уходит в Интернет. Более того, стала заметна тенденция, особенно в молодежной среде, что телефонный звонок без предварительного согласования даже считается грубым вторжением в частную жизнь.
Самые популярные программы для смартфонов – мессенджеры. Теперь люди общаются не только тет-а-тет, но все больше в чатах. Чаты создаются для облегчения коммуникации в рабочих коллективах, в семье, с соседями по дому, с друзьями и даже как своеобразные «кружки по интересам». Согласно все тому же исследованию Digital 2020, примерно половина времени, которое люди тратят на пользование мобильным телефоном, проводится ими в мессенджерах и социальных сетях.
Мобильные версии сайтов перестали быть чем-то экзотическим и стали неотъемлемой частью любого интернет-сервиса, создателям которого важно, чтобы у него был читатель. В какой-то момент после большого распространения смартфонов и планшетов со встроенными браузерами существовала тенденция, по которой для сайтов не было принято разрабатывать отдельные мобильные версии, т.к. считалось, что современные мобильные устройства способны корректно отображать и полную версию сайта. Однако со временем такой подход ушел в прошлое, в угоду удобствам для пользователя, который хотел на небольшом экране быстро получить самую важную для него информацию.
Социальные сети, которые издавна рассматривались как элемент неформального общения, стали своеобразной витриной организации или предприятия. На это повлияли новые привычки в потреблении информации – многие пользователи не хотят выходить за рамки привычной им информационной среды в виде популярной социальной сети или информационных каналов мессенджера, где они привыкли получать новости и искать информацию. Так, например, чат-боты в популярных мессенджерах и личные сообщения в социальных сетях все чаще используются для общения с посетителями наравне с формами обратной связи на сайте организаций.
Даже трендовая в последнее время социальная сеть TikTok для обмена креативными видеороликами стала площадкой для ненавязчивой рекламы брендов, организаций, товаров и услуг в яркой видеообертке, привычной для пользователей этого сервиса с рекордной популярностью в современном мире.
Все больше сервисов для удобства пользователей обзаводятся своими мобильными приложениями. Это отдельные программы, которые можно установить на свой смартфон для удобства пользования определенным сервисом. Мобильные приложения сейчас существует практически для всех сфер нашей жизни – навигация в пространстве, расписание и отслеживание общественного транспорта, покупка всевозможных билетов, прогноз погоды, здоровье, компьютерные игры, интернет-банкинг, заказ продуктов и многое-многое другое.
По сведениям аналитической компании App Annie, на мобильные приложения приходится 10 из каждых 11 минут пользования мобильным устройством и только 9% времени уходит на просмотр веб-страниц.
Есть десятки удобных мобильных приложений и для чтения книг. К счастью, прогнозы, что повсеместное распространение Интернета отобьет у людей тягу к чтению, не оправдались. Персональные гаджеты просто предоставили для этого другой инструмент. Более того, электронные книги сделали литературу доступнее – не нужно идти в магазин, не нужно тратить много денег, т.к. цифровые копии книг или значительно дешевле или вообще бесплатны. Как раз развитие электронной литературы сделало ее доступнее и косвенно повлияло на то, что люди стали больше читать.
Свои мобильные приложения бывают у музеев и библиотек. Это могут быть приложения, облегчающие навигацию по зданию, а также приложения, предлагающие информацию о фонде и электронных коллекциях.
В качестве примера можно привести eRSL – приложение Российской государственной библиотеки, которое обеспечивает доступ к электронному каталогу и электронным коллекциям библиотеки. С помощью этого приложения читатель может найти библиографические описания книг, а также просматривать оглавления любых оцифрованных документов.
Еще одним заметным трендом последних лет стало распространение голосовых помощников. Давняя мечта человечества получить возможность любому человеку пообщаться с искусственным разумом реализовалась именно благодаря доступности мобильных технологий. Ведь рост популярности голосовых технологий связан не только с использованием умных колонок. Ежемесячно каждый третий интернет-пользователь в мире сегодня пользуется голосовым интерфейсом на своем смартфоне.
По данным GlobalWebIndex, голосовым поиском и голосовыми командами независимо от устройства пользуются 43% интернет-пользователей. Это почти 2 миллиарда активных пользователей в месяц, если применить эту цифру к общему числу пользователей Интернета в мире.
Республиканская научно-техническая библиотека не отстает от многих из вышеперечисленных трендов мобильных технологий. Отрадно, что, когда официальный портал РНТБ получил новый современный дизайн и наполнение, разработчики уделили значительное внимание и мобильной версии сайта, которая теперь соответствует высоким требованиям, которые нынче предъявляются к подобным страницам в Сети.
Сходу посетитель портала получает важную информацию – телефон для связи и ссылки на социальные сети РНТБ, на случай, если такой способ коммуникации ему более привычен.
Ниже на одно пролистывание экрана идет адрес и схема проезда к библиотеке, режим работы и короткие ссылки на самые актуальные разделы портала – электронный каталог, услуги РНТБ, удаленный заказ и получение услуг, правила работы, обучение и другие. Далее располагаются ссылки на филиалы РНТБ, лента новостей, виртуальные выставки, ссылки на другие ресурсы библиотеки.
Большинство страниц мобильной версии портала хорошо просматриваются с мобильных телефонов – имеют подходящий дизайн, форматирование и крупный шрифт текста.
Республиканская научно-техническая библиотека и ее областные филиалы хорошо представлены в самых популярных социальных сетях – ВКонтакте, Facebook и Instagram. Подробнее об этом читайте в статье заведующего отделом информационного сопровождения интернет-портала РНТБ Дарьи Ярутич «Работа с социальными сетями: от теории к практике», которая была опубликована в Информационном бюллетене РНТБ № 1(47) за 2020 г.
Читатели РНТБ имеют возможность пользоваться точками доступа к Wi-Fi в читальных залах, чтобы иметь возможность получать доступ в Интернет и к ресурсам библиотеки не только со стационарных компьютеров, но и с мобильных устройств.
В современном цифровом мире очень важно оставаться на связи с пользователем, учитывая все новые и новые появляющиеся тенденции в способах этой связи. Ведь пользовательские привычки в Интернете меняются: на предпочтения и ожидания интернет-аудитории влияют тенденции из разных частей света. Поэтому важно расширять горизонты и следить за интернет-трендами в разных частях земного шара, чтобы потом не наверстывать упущенное.