Российские библиотеки на «удаленке»: проблемы и находки
Автор: Гоманова Е.В., главный библиотекарь отдела научно-организационной и методической работы РНТБ
Два десятка лет на библиотечных конференциях шло обсуждение перехода к информационному обществу и места в нем библиотек. И вот внезапно форс-мажор вынудил библиотеки сделать резкий скачок в этом направлении. Пандемия 2020 года и меры социального дистанцирования, связанные с коронавирусом COVID 19, поставили перед библиотеками новую задачу: в короткие сроки перевести всю свою работу в онлайн-среду.
Ограничительные противоэпидемиологические меры привели к массовому переходу россиян на удаленную работу в условиях изоляции.
Библиотеки частично тоже были переведены на дистант, в результате удаленно работающие библиотекари искали возможности взаимодействия с удаленно работающими читателями.
Данный обзор познакомит вас с некоторыми наработками российских коллег по функционированию библиотек в онлайн-среде в период пандемии.
Основные направления дистанционной работы, которые развивали библиотеки последние десятилетия, включают:
- организацию доступа к электронным ресурсам;
- информирование о составе собственных фондов;
- справочное обслуживание;
- социокультурную деятельность;
- методическое обеспечение других библиотек.
Но если до пандемии библиотеки могли постепенно расширять онлайн-услуги, ориентируясь на имеющиеся технические и кадровые ресурсы, то в условиях изоляции всю библиотечную работу в рекордно сжатые сроки потребовалось перевести в дистанционную форму.
Самой серьезной проблемой, которую выявила работа библиотек в условиях изоляции, стала невозможность предоставить читателям доступ из дома ко многим подписным базам данных. К большинству таких ресурсов по условиям договора с поставщиками предоставляется доступ по IP-адресу на ограниченном количестве компьютеров, находящихся в библиотеке. Даже к базе данных диссертаций РГБ и закрытой части Национальной электронной библиотеки (НЭБ) библиотеки-подписчики не могут предоставить читателям доступ вне своих стен. Но некоторые агрегаторы предложили библиотекам расширенный пакет коллекций и услуг, например, издательский дом «Гребенников», ЭБС «Лань», ЭБС «БиблиоРоссика», «ЛитРес», к которым библиотеки могли предоставить читателям доступ из дома. Воспользоваться этими ресурсами в некоторых библиотеках можно через виртуальный абонемент. «Пройдя регистрацию на портале, – пишет в своей статье Наталья Диская, директор Челябинской областной универсальной научной библиотеки, – читатель становится удаленным пользователем библиотеки, получает возможность читать книги и периодику из полнотекстовых баз данных, приобретенных библиотекой, и работать с ними онлайн с личных устройств вне библиотеки». Новые условия работы требуют от библиотек искать поставщиков информационных ресурсов с возможностью предоставлять своим читателям доступ к подписным ресурсам из дома, а от поставщиков – пересмотреть свою политику предоставления ресурсов библиотекам-подписчикам и их читателям.
Другой проблемой стала удаленная запись читателей. В последнее время многие библиотеки ввели онлайн-запись через свои сайты, когда читателю присваивается предварительный номер билета, по которому он может заказать литературу из каталога до первого посещения библиотеки, но для идентификации читатель все равно должен прийти в библиотеку и предъявить документ. Только после этого он может получить полный доступ к библиотечным услугам. Иркутская областная государственная научная библиотека имени И.И. Молчанова-Сибирского быстро среагировала на ситуацию и внедрила сервис удаленной регистрации читателей через портал «Госуслуги», решив таким способом проблему идентификации читателя без посещения им библиотеки.
Основным методом работы в период пандемии, несомненно, стал вебинар. Лекции, курсы, семинары, которые библиотеки традиционно проводили в своих стенах, были переведены в онлайн-формат. Об одном таком проекте рассказала в своей статье директор Белгородской государственной универсальной научной библиотеки Надежда Рожкова: «Проект «Умный город», который начинался у нас как традиционный лекторий, затем приобрел смешанный формат, сейчас выходит только онлайн и очень востребован. Спикеры предлагают важные темы: здоровый образ жизни, психологические проблемы, родители и дети, взаимосвязь и взаимоотношения в семье. Встречи проходят в прямом эфире с возможностью задать вопрос и получить ответ». Библиотека получила лицензию на образовательную деятельность, сейчас перед ней стоит задача развивать такие проекты и соответствующее программное обеспечение, чтобы проводить онлайн-обучение с выдачей сертификата государственного образца.
Омские муниципальные библиотеки перевели в режим онлайн прием юриста Центра правовой информации. Директор Наталья Чернявская отмечает, что эти онлайн-консультации стали очень востребованы: «Запущены актуальные юридические лекции: куда обращаться с проблемами, какие службы поддерживают население, какие антикризисные меры предусматривает государство и т.д. Фактически библиотека стала юридическим навигатором».
С первых дней карантина Омские муниципальные библиотеки были включены в региональный проект «Культура дома». Это единая навигационная афиша всех городских онлайн-мероприятий, и в повестке этой афиши библиотеки присутствовали постоянно.
В Челябинской областной универсальной научной библиотеке за время вынужденной изоляции был проведен ряд онлайн-мероприятий с привлечением специалистов разных областей: от вебинара по вопросам сезонной аллергии до онлайн-зарядки с тренером боксерского клуба и художественного мастер-класса по нейрографике. В онлайн-режиме прошла «Библионочь», которая включала 28 мероприятий и транслировалась в социальных сетях и на You Tube.
При огромном тематическом разнообразии социокультурной онлайн-деятельности библиотек следует отметить главную тему этого периода – 75-летие Победы.
В рамках всероссийской акции «Библионочь» был организован онлайн-марафон «75 слов Победы», в котором приняли участие известные актеры, писатели, деятели культуры и спорта, а также более 3500 библиотекарей. Для участия в марафоне предлагалось записать короткое видео с чтением военной корреспонденции, личной переписки солдат, а также отрывков из любимых на фронте и в тылу книг времен Великой Отечественной войны и выложить в любую социальную сеть с хэштегами #библионочь2020 и #75словПобеды.
Свердловская областная универсальная научная библиотека имени В.Г. Белинского в рамках акции «Библионочь» организовала телемост «#ВРЕМЯ 9 МАЯ», в котором приняли участие около трехсот библиотек Свердловской области.
Челябинская областная универсальная научная библиотека организовала народный волонтерский проект памяти «Полевая почта – Южный Урал» (письма с фронта 1941–1945 годов), в ходе которого на платформе «ЛитРес. Самиздат» было опубликовано 518 писем, множество открыток и два дневника фронтовиков – жителей Челябинской области.
Среди библиотечных мероприятий просветительского и культурно-досугового характера можно было увидеть не только видеозаписи проведенных лекций, презентаций, литературных композиций, концертов, но и специально снятые буктрейлеры, подкасты, видеоролики, выложенные на страницах библиотечных сайтов, в аккаунтах социальных сетей, библиотечных каналах YouTube, TikTok и других интернет-платформах. Библиотекари читали детям сказки, проводили литературные конкурсы, мастер-классы, викторины, квесты. К примеру, Центральная городская библиотека г. Мурманска разработала квест-тур «PROМурманск» с использованием мобильного аудиогида платформы izi.travel, Юношеская библиотека Республики Коми запустила интернет-радио через приложение Discord, сотрудниками Челябинской областной универсальной научной библиотеки было создано мобильное приложение «Нескучные путешествия по Южному Уралу», Омские муниципальные библиотеки организовали тревел-квесты с использованием Google-карт.
Самыми распространенными формами поддержки населения в период пандемии со стороны библиотек в социальных сетях стали флешмобы и акции-челленджы. Взяв на вооружение акцию-челлендж Публичной библиотеки Vega la Са-mocha в Испании, участники которой выполняли задания, связанные с атрибутами коронавирусной эпидемии, к примеру, читателям предлагалось снять веселое видео, где они моют руки, или задания с книгами: пародировать литературного персонажа, сделать красивую башню из книг и т.д., библиотекари стали придумывать свои варианты флешмобов и челленджей. Например, МЦБС имени М.Ю. Лермонтова Санкт-Петербурга запустила флешмоб «Лермонтовка заботится о вас», где работники библиотечной системы призывают соблюдать самоизоляцию на разных языках мира. Заинтересовавший библиотеки и читателей многих городов и регионов России анти-паник флешмоб «Корона-мемос» был организован московской библиотекой-медиацентром № 129. Участникам предлагалось сфотографироваться с книгой, которая внесет позитивный, остроумный или умиротворяющий настрой в информационный поток.
Невзирая на особый режим функционирования, российские федеральные и региональные библиотеки продолжали выполнять функции методических центров: проводили мониторинги и размещали в Интернете обзоры библиотечной работы, информировали о новых публикациях профессиональной литературы, разрабатывали и размещали на сайтах методические рекомендации, организовывали вебинары, тренинги, конференции и другие профессиональные мероприятия.
В научно-практической конференции «Наука, технологии и информация в библиотеках (LIBWAY-2020)», которую проводила Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, и в заочной научно-практической конференции «Предоставление услуг по МБА и ЭДД» Российской государственной библиотеки приняла участие и РНТБ.
Несмотря на впечатляющее количество успешных библиотечных онлайн-проектов, кризисная ситуация выявила кадровые проблемы работы в виртуальной среде: нехватку в библиотеках специалистов по информационным технологиям, психологическую неготовность большинства библиотекарей публично работать онлайн, недостаточный технологический опыт у библиотекарей. «Они не знают платформ для проведения видеоконференций, сервисов для организации онлайн-обучения, – отмечает Лариса Магазевская, директор Астраханской библиотеки для молодежи имени Б.М. Шаховского. – Очевидно, что в библиотеке должны быть специалисты, владеющие такими инструментами, прикладными программами для общения и сотрудничества, и они могли бы стать не только организаторами, но и кураторами онлайн-проектов, обучать других сотрудников и пользователей». И если федеральные и региональные российские библиотеки задолго до пандемии оказывали многочисленные онлайн-услуги, то многие муниципальные библиотеки нужно было еще научить работать в виртуальном пространстве. «Выстраивая свою работу, мы одновременно учили наших коллег из муниципальных библиотек работать онлайн. Не все у всех получалось, но, видя опыт коллег и новые форматы взаимодействия, они активно подключались», – отмечает Наталья Диская. Портал Челябинской областной универсальной научной библиотеки, который был недавно модернизирован, по сути является корпоративным и в период пандемии стал информационным хабом для всех библиотек Челябинской области.
Пандемия заставила библиотеки переосмыслить подходы к своей деятельности. Вопреки сложности ситуации, когда библиотекам пришлось закрыть свои двери перед читателями, а некоторым уйти на дистанционную работу, многим библиотекам удалось доказать свою состоятельность в сфере виртуальных коммуникаций. За время карантина библиотеки нашли новые возможности для работы с удаленными пользователями, показали способность в период форс-мажора быстро перестраиваться и учиться новому, работать в современных форматах и творчески подходить к решению непростых задач. Вскрывшиеся проблемы, как и удачные находки, определили направления дальнейшего развития библиотечной сферы, а также профессионального развития библиотекарей.
Список использованных источников
- Библиотеки в изоляции (по страницам периодической печати) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.libsoub.ru/delovoe-chtenie-bibliotekarya/3265-biblioteki-v-izolyatsii.html. – Дата доступа: 06.10.20.
- Диская, Н. И. Пандемия: какие возможности для развития библиотек она открывает? / Н. И. Диская // Унив. кн. – 2020. – № 5. – С. 30-33.
- Кучеренко, И. Discord как красивый аккорд / И. Кучеренко, К. Третьяков // Соврем. б-ка. – 2020. – № 5. – С. 72-73.
- На полных парусах… Библиотечный ренессанс или его иллюзия? / Л. Сулейманова [и др.] // Унив. кн. – 2020. – № 6. – С. 30-34.
- Тикунова, И. П. Обзор деятельности федеральных и центральных региональных библиотек России в условиях пандемии [Электронный ресурс] / И. П. Тикунова. – Режим доступа: https://www.rsl.ru/ru/2professionals/biblioteki-v-period-borbyi-s-covid-19/obzor-tikunova. – Дата доступа: 06.10.20.
- Чернова, К. Д. «PROМурманск»: нескучный способ познакомиться с городом / К. Д. Чернова // Соврем. б-ка. – 2020. – № 5. – С. 16-17.