Некоторые размышления библиотекаря
Автор: Сухорукова Р.Н., директор РНТБ
Вот решили мы разнообразить содержание нашего бюллетеня, добавив раздел «Очевидные и неочевидные мысли о библиотеке». В нем можно просто поделиться своими наблюдениями, идеями спорными и бесспорными. Здесь каждый может высказаться. Отзывы как одобряющие, так и возражающие приветствуются. Изложение вольное. Системный подход не обязателен. Попробую положить начало.
Пандемия внесла много изменений в жизнь общества. Не осталась в стороне и библиотека как общественный институт. Обострились дискуссии о будущем библиотек. На эту тему появилось множество публикаций, различных прогнозов. Хотя прогнозы вообще дело неблагодарное, они редко сбываются. А еще отмечают, что лучшие прогнозы, сами того не ведая, сделали фантасты. Но если без шуток, то мало кто не заметил, что кризис библиотек как последствие кризиса традиционного чтения наступает уже на пятки. Иногда полезно вспомнить прописные истины: каждый знает, что никакое даже самое лучшее профессиональное образование не сделает человека высокообразованным, эрудированным. Это может сделать только дальнейшее самообразование, которое сложно представить без знакомства, а еще лучше изучения содержательной литературы, пополняющей копилку наших знаний. И не суть важно печатные ли книги или электронные, а важно, что в них написано, чему они учат. Хотя нынешние, да и вчерашние подростки уже не хотят читать печатные книги, предпочитая электронную информацию, которую легко и удобно стало получать в любое время и в любом месте на смартфоне. Никуда не надо ходить, ничего не надо заполнять, все быстро и просто. И язык не повернется сказать, что это плохо. Но у читателей исчезает потребность и необходимость обращаться в библиотеку. Существует реальная тенденция перехода к чтению электронной информации, и библиотекам надо учитывать это при формировании своих ресурсов и предоставлении пользовательских услуг.
Чем же может привлечь библиотека, особенно научная? Вот здесь и возникает другой вопрос – что же размещают и читают в Интернете? Никто не спорит, что там много полезного, но есть и свое «но». И главное – это, порой, недостоверность информации. Часто даже опасная. Например, информация о лекарствах со всеми необходимыми официальными утверждениями, печатями и подписями, которая не имеет ничего общего с реальностью. Специалисты Республиканской научной медицинской библиотеки представили на эту тему доклад на одной из конференций с такими фактами. Следует учитывать, что размещаемая в Интернете информация может быть намеренно искаженной. Все ли об этом задумываются? Поэтому есть необходимость разъяснения пользователям о возможной недостоверности информации, размещенной в Интернете, что особенно важно для деловой, профессиональной информации. Вот тут как раз кроется преимущество библиотеки, которая является источником получения наиболее достоверной информации из ее документального фонда и баз данных, приобретая издания авторитетных издательств, базы данных у проверенных поставщиков, связанных с библиотекой договорными обязательствами. Необходимо шире просвещать об этом пользователей, ориентируя их на использование достоверной информации, содержащейся в разнообразных по направлениям работы библиотеках страны, не только предостерегая, но и расширяя информационные горизонты для каждого пользователя.
Еще один важный момент – библиотека должна научить, где и как можно найти нужную информацию. То, что когда-то называли руководством чтением, не отмерло, а приняло другую, более демократичную форму – ориентирование пользователей в новых потоках и методах получения нужной информации, в многообразии библиотек разного назначения.
Иногда даже такое хорошее дело, как вузовские репозитории, приносит не только лучшие плоды, невольно замыкая студентов на ограниченном количестве материала, достаточного для написания курсовых, дипломных работ и сдачи экзаменов, но не для расширения знаний по будущей профессии. Когда вузовские библиотекари проводят занятия для студентов, это обычно сводится к знакомству только со своей библиотекой и основами библиотечной грамотности. Став специалистами, бывшие выпускники не знают, что есть система библиотек разного назначения, где они могут почерпнуть нужную информацию, уже придя на работу. Как-то в Республиканскую научно-техническую библиотеку пришла читательница, кандидат технических наук, и долго восхищалась, как много здесь информации по ее специальности, а она не знала об этом и «всю жизнь ходила в «Ленинку», теперь «Националку». А если бы в вузе рассказали, что есть специализированные библиотеки, она бы об этом знала.
Для более качественного образования студентов и их самообразования в дальнейшем вузовским библиотекам необходимо информировать их о системе библиотек в целом, знакомить с профилями деятельности отраслевых библиотек, мотивируя их не ограничиваться только репозиториями и вузовской библиотекой, а шире использовать информационные ресурсы и других библиотек. Ведь библиотеки – не конкуренты, у них одна цель – дать больше информации, используемой как в процессе обучения, так и в дальнейшей профессиональной деятельности. Перед ними стоит задача – раскрыть конкретные источники и возможности получения необходимой информации в библиотеках разных типов и видов. Это не только расширит возможности для дальнейшего развития людей, их самосовершенствования, профессионального роста, но и сделает библиотеки более необходимыми.
Это некоторые размышления в целом о том, что лежит на поверхности, а теперь хотелось бы перейти к проблемам научно-технических библиотек.
Тенденция снижения количества библиотек не обошла и научно-технические библиотеки. В последние годы их становится все меньше, неуклонно уменьшается число работающих в них профессионалов. И это, конечно, плохо, потому что их роль намного выше, чем иногда считают их учредители. Ведь в условиях конкурентной борьбы, когда на белорусский рынок поставляется все больше продукции зарубежных производителей, отечественные предприятия и организации должны постоянно улучшать качество и расширять видовое разнообразие выпускаемой ими продукции. Но, к сожалению, не всем пока понятно, что важнейшее значение в этом играет научно-техническая и экономическая информация. Не зная о новейших достижениях в сфере своей деятельности, о том, что делается на мировом рынке вообще и на предполагаемых рынках сбыта в частности, очень сложно добиться успеха. А вот наши успешные предприятия и организации хорошо это понимают. За рубежом практически в каждой уважаемой компании есть или специальные подразделения или сотрудники, занимающиеся анализом деловой информации, в том числе особая роль отводится патентной информации.
У нас же это не всегда так. В процессе общения на различных мероприятиях с руководителями предприятий приходилось слышать и такие ответы, которые приведу ниже, на вопрос, почему они не пользуются богатейшим потенциалом научно-технической и экономической информации, который сосредоточен в РНТБ. Замечу, что я не виню их в таких ответах и далее поясню почему. Один руководитель ответил, что все есть в Интернете, хотя за рубежом уже, наверно, все давно знают, что там много непроверенной, а часто намеренно искаженной информации, чтобы увести конкурентов на тупиковый путь, а самим вырваться вперед. Не случайно крупнейшую в Германии Техническую информационную библиотеку, расположенную в Ганновере, дополнительно финансируют крупнейшие немецкие корпорации, среди которых и «Фольксваген», чтобы получать новейшую достоверную информацию. Другой руководитель сказал, что он ездит на выставки и там все, что ему нужно, видит своими глазами. Хотя даже специализированная выставка не даст всю необходимую информацию, не говоря уже о том, что большое внимание продвижению своего товара часто уделяют как раз не самые успешные фирмы. И все познается в сравнении. Порой мировые лидеры в подобной рекламе уже не так и нуждаются. Еще один руководитель сказал, что не знает, где и как такую информацию можно получить, а главное – ее у него некому проанализировать. Вот если бы кто-нибудь точно сказал, что им надо делать. И это, к сожалению, не единственные примеры. Это следствие того, что их не учили этому в вузах, что на их предприятии нет квалифицированных информационных и библиотечных сотрудников, а то и вообще информационной службы или библиотеки. Библиотекари существующих научно-технических библиотек должны выполнять более активную роль на своих предприятиях и в организациях, подтверждая своей работой значение использования научно-технической и экономической информации для успешной деятельности и предоставляя актуальную информацию своему руководству.
Кроме личной активной позиции, современному библиотекарю необходимо постоянно повышать свою квалификацию, используя как возможности методических и учебных центров, так и путем самообразования. Не говоря уже о том, что библиотекарь сегодня должен владеть новыми компьютерными технологиями, используя их для поиска и предоставления необходимой информации. Сегодня время высоких технологий, и библиотекарь, не владеющий компьютером, – это уже просто нонсенс. А устраиваться на работу в РНТБ неоднократно приходили библиотекари с немалым стажем работы, но так и не научившиеся работать на компьютере. И, конечно, мы их не смогли принять. У нас просто не осталось рабочих мест, где бы можно было работать без таких навыков. Уже достаточно давно, целых два десятилетия, в Интернет-центре РНТБ можно было бесплатно получить необходимые умения и развить их. Надо помнить простую истину: не стыдно чего-то не знать, стыдно не стремиться узнать. А мы всегда готовы вам в этом помочь. Почти самый посещаемый раздел нашего портала – это «Методический кабинет». В нем размещено много полезных материалов, включая методические рекомендации. Присоединяйтесь к его посетителям, среди которых много наших коллег и из других библиотечных систем. И еще вы всегда получите квалифицированный ответ и самым простым способом, если позвоните методистам по телефону +375 17 203 30 97.
Кроме того, РНТБ активно проводит и сама участвует в видеоконференциях и вебинарах. За три квартала 2020 года библиотека провела и помогла в организации 79 видеоконференций, из них 26 международных. В 2019 году эти цифры составляли соответственно 19 и 10. Сейчас мы как раз изучаем, с кем в сети научно-технических библиотек и информационных служб можно проводить удаленные семинары, кто имеет такую возможность. Мы знаем, что, к сожалению, многие НТБ и информационные службы плохо оснащены компьютерной техникой и не имеют доступа в Интернет. Когда окончится эпидемия, мы возобновим с вами более тесное общение на очных семинарах, конференциях, круглых столах и других мероприятиях. Но и в нынешних условиях наша с вами работа не должна замереть. Звоните, спрашивайте, предлагайте.
Важный момент заключается и в том, что любым библиотекам надо больше информировать пользователей, в том числе потенциальных, о своих информационных ресурсах и услугах, их разнообразии и полезности для решения научных и производственных задач.
Республиканская научно-техническая библиотека старается многое делать для этого. Создан новый портал РНТБ, на котором много новых материалов, возможностей использования богатейшего информационного потенциала библиотеки. Более активно стали использоваться возможности социальных сетей, ведется регулярная работа по раскрытию информационных ресурсов библиотеки на различных промышленных выставках, идет постоянный поиск новых форм выполнения запросов пользователей, особенно в связи с необходимостью удаленного общения ввиду эпидемии.
Подводя итог, следует сказать, что это только некоторые размышления о том, что же нужно, чтобы библиотеки не просто продолжали существовать, а становились бы более полезными и более востребованными, соответствующими потребностям общества, для которого и существуют.