Библиотека и мiр
Автор: Солодков А.Т., заместитель директора РНТБ
Историю сохранения памяти цивилизации до настоящего времени можно уложить в три этапа – письменность, печатание книги, создание библиотек. Были на этой дороге свои герои, известные и неизвестные: Цан Цзе эпохи императора Хуан Ди, Кирилл и Мефодий времен византийского императора Михаила III, Гутенберг, Скорина, Мстиславец, царь Ашшурбанипал, Ярослав Мудрый, Екатерина II. Множество имен по дороге создателей алфавитов, печатников и учредителей библиотек. Надо отдать должное в истории библиотек монашескому ордену Святого Бенедикта. В его уставе прямо была записана обязанность – «…перевод, толкование и изготовление книг, собирание библиотек». Благодаря библиотекам бенедиктинских монастырей было сохранено огромное количество античных, арабских, египетских книг и рукописей.
Созданию библиотек, в первую очередь, способствовало усложнение общества, понимание людьми важности накопленных знаний, которые уже не могли передаваться от поколения к поколению исключительно устным путем. Библиотеки возникали в период устойчивости и процветания общества. Они являлись не только хранительницами знаний, но и общественными учреждениями, выполняя различные культурно-просветительские и идеологические функции.
Книги на протяжении истории человечества имели различные облики. С приходом в нашу жизнь новых технологий появились электронные книги. И сразу же начались дискуссии о замене и вытеснении печатных книг. Но предсказания нулевых годов, что бумажная книга умрет в ближайшее время, оказалось ошибочным. В 2017 году тиражи электронных и бумажных книг стабилизировались в соотношении 75% на 25%. Причем четвертый год процент бумажной книги понемногу растет. В основном это детские книги, учебники и научная литература. И вскоре обнаружился грандиозный социальный сюрприз – электронные книги закрепились в информационном пространстве, но их информационные производные в виде блогов, коротких текстов, комиксов, картинок и прочего начали вытеснять и электронную, и печатную книгу. Навык чтения книги подвергся серьезному давлению. Для пользователей новых информационных потоков длинные и серьезные тексты стали слишком тяжелым испытанием для восприятия. Зато другой контент лился легко и свободно. Простота потребления и яркость картинки делают свое дело – по всему миру массово перестают читать. За кризисом чтения последовал кризис восприятия мира, кризис социальной оценки действий, простого умения думать и анализировать. Особенно это отразилось на детях и юношах. Чем сильнее увлечение гаджетами, тем меньше шансов открыть старую, затрепанную книгу с бумажными страницами. Бумажные и электронные книги, по реальной необходимости, становятся союзниками. И главной целью современной библиотеки должен стать лозунг: «Читайте книги, читайте в любом виде. Думайте над книгами, накапливайте знания и используйте опыт, заложенный в книгах». В противном случае будет обеспечен быстрый рост количества людей, которых можно повести толпой валить памятники Колумбу или Дзержинскому.
Если просматривать статьи в разных изданиях о самой библиотеке, о ее будущем, то можно сказать, что тексты переполнены «маниловщиной» и мелкотемьем. Убежденность, что библиотека в нынешнем виде останется стоять, как скала, не подвергается сомнению. Разве что потребуется добавить немного инноваций, нанотехнологий, да еще мебель переставить, да стены перекрасить. Может быть, это и в самом деле так, но существует неумолимое технологическое развитие общества. Реально количество библиотек будет уменьшаться с каждым годом. Одна из главных задач библиотек – помощь в борьбе с массовой безграмотностью выполнена. Ну а то, что появляется новая, вторичная безграмотность, на положение библиотек никак не повлияет. По оценке футурологов, к 2100 году 85% населения переместится в города. А оставшемуся населению провинции будет нужна, в первую очередь, не библиотека, а информация. И вот эту информацию крупные и немногочисленные библиотеки должны предоставить. И надо отдавать отчет, что количество читателей также резко уменьшится. Пожиратели информации удовольствуются, в большинстве своем, ими же создаваемым контентом. Что же потребуется тем, кто действительно будет нуждаться в библиотеке? Посмотрим на библиотеку глазами ретрограда. Давайте отбросим все пляски по улучшению сущности библиотеки. Библиотека запахов, библиотека экранов, библиотека-музей, место общений и пр. Сегодня три основные вещи нужны пользователю от библиотеки – это информация, квалифицированная помощь и компьютер с Интернетом. А библиотеке нужны печатные и электронные информационные ресурсы, интернет, желательно бесплатный, и квалифицированные кадры. Самые болевые позиции в этом перечне – библиотекари как информационные работники и аналитики, платность информационных ресурсов и, в какой-то степени, авторские права.
Ожидать бесплатного интернета от провайдеров не стоит. Пока существует государственное финансирование, для библиотек эта проблема не стоит. Здесь государственный интерес вполне очевиден. Через библиотеку государство решает социальные задачи по бесплатному доступу к информации и сервисам для значительной группы населения, переключает на библиотеку организацию доступа к сайтам государственных услуг, банковским, медицинским, торговым, образовательным онлайн-сервисам, общественно важной информации. Хотя населением такая бесплатность видится как очевидная данность, но реально здесь проявляется связь и забота государственных структур о населении.
Бесплатность доступа для библиотеки к информационным ресурсам внешней генерации весьма сомнительна. Большинство из них коммерческие и иностранного формирования. Пользование ими для библиотек решается с помощью государственного финансирования.
Пользователю требуется информация в полном объеме. И здесь возникают некоторые проблемы из-за законодательства по авторскому праву. Это одна из главных проблем для удаленного пользователя библиотеки. Есть частичное решение по доступу к электронной информации через личные кабинеты, но невозможно полное копирование печатного текста. Решить этот вопрос в благоприятном для библиотеки ключе в настоящее время не представляется возможным. Хотя информация по природе своей есть неотчуждаемое общественное благо. Попытка ее частного присвоения, как можно видеть на примере интеллектуальной собственности, вырождается в средство злоупотребления монопольным положением и ведет к блокированию развития и саморазрушению.
Пожалуй, самая большая проблема для работы библиотеки – это библиотечные кадры. И чем далее будут развиваться информационные технологии, изменяться принципы использования библиотек, тем эта проблема будет острее. Подготовка библиотекарей в основном сводится к обучению библиотечным технологиям уходящего времени. Не уделяется внимание ключевым сторонам информационного работника – поиску и анализу информации, коммуникационным навыкам, подготовке информации к использованию, поиску потребителей информации, расширению кругозора, риторике, наконец, простой грамотности. Может быть, самое негативное – в том, что библиотекарь в массовом порядке утратил качество быть посредником между человеком и книгой. Библиотека накопила огромные интеллектуальные богатства, но часто библиотекари уподобляются «собаке на сене». Чтобы предложить эти богатства населению, надо самим библиотекарям знать, что за богатства у них есть, и уметь показать возможным потребителям эти богатства. Библиотеке не хватает проводников во внешний мир. Человеческий поток обтекает библиотеку, выбрасывая на ее отмели лишь малую часть. А ведь информация сейчас – один из ценнейших ресурсов в мире. А через доступ к информации человеку открывается и путь к получению знаний. И есть один из наиболее простых и доступных путей получить информацию и знания – это воспользоваться библиотекой. В библиотеке есть важнейшие достоинства – систематизация информации, наибольшая достоверность и помощь в поиске информации. Квалифицированный библиотекарь отправляется в свой информационный лес по вашему запросу и доставляет из чащи необходимые данные.
Какая же судьба ожидает саму книгу? Библиотека наполнена книгами, и их ценность будет только возрастать со временем. Дороговизна издания книг, особенно специальной литературы, заставляет издателя подходить к контенту с большим вниманием к его достоверности, правильной структуре изложения и авторитетному рецензированию. Отсюда вытекает, что обучение по книжным изданиям создает платформу для хорошего образования, получения качественных знаний и успеха в жизни. В стремительно надвигающемся расслоении общества книги становятся принадлежностью даже не того самого золотого миллиарда, а избранного миллиона. Остальные пусть кушают «Тик-Ток» или Facebook большой ложкой и радуются при виде нового смартфончика. Населению предоставлено необременительное занятие – с помощью электронного устройства сообщить всему миру о своем существовании. Такой группе населения библиотека практически не нужна. Зачем упорный труд, получение знаний? Хватит начального навыка чтения и несложных технологических операций. И это уже проявляется в подаче массовой «пищи» для потребителя. В мир хлынуло множество текстов, но Пушкина и Достоевского не наблюдается. Музыка льется изо всех утюгов, но Чайковского не слышно. Вспышки фотокамер слепят глаза, но фотографий уровня Родченко не видно. Да и нужны ли такие авторы для массового потребителя? Пустая порода погребает редкие проявления мастерства. Подобные явления вызывают необходимость в подготовке нового библиотекаря: специалиста-собирателя, хранителя, аналитика и управленца потоками информации. Причем ценность такого специалиста будет расти с ростом ценности информации.
Есть еще одна стратегическая проблема в сообществе книга-библиотека-знания-человек. Это языковая проблема. В условиях глобализации информационное общество остро поставило вопрос о языках общения, распространения информации и знаний. Официальными языками ООН являются английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский. Если добавить немецкий и португальский, то эта группа из восьми языков является преобладающей по числу стран и количеству населения, их использующих. Специалисты прогнозируют возможное исчезновение примерно 90% всех существующих языков до конца XXI века. Тот, кто призывает к исключительному использованию местного языка, скатывается на позицию хуторянина. Кроме того, языковой фактор играет значительную роль в расширении разрыва между информационно богатыми и информационно бедными. Происходит маргинализация тех групп населения, представители которых не говорят на языках, употребляемых в науке, культуре, в сети Интернет, так как они не могут адекватно и равноправно участвовать в информационных обменах и развитии мирового информационного пространства, а значит, и в современной международной политической, экономической, научной и культурной жизни. Чтобы зацепиться за уходящий вагон, остается надежда на хорошие переводчики. И на хорошо подготовленного библиотечного, информационного работника.
На фоне таких грядущих перемен и проблем состояние наших библиотек выглядит попытками удержать уходящее время. И даже недавние технологические прорывы в виде создания электронных каталогов уже показывают стагнирование библиотечного дела. Как информационные ресурсы они не отвечает потребностям.
Информационная революция продолжит свое неумолимое продвижение. И, возможно, на повестке станет вопрос о приоритетности биологического или кремниевого разума. Но людям необходим отдых, необходимо общение, необходимо отрешиться на время от беспокойного внешнего мира. И библиотека с тихими залами, книжными стеллажами, приглушенным светом и отключенными информационными технологиями и следящими системами встретит их на первых ступеньках. А библиотекарь скажет: «Здравствуйте, мы рады, что вы к нам заглянули». А, возможно, в будущем библиотека возьмется за новую работу по преодолению безграмотности, обучая забытому навыку письменности.