Продвижение РНТБ в социальных медиа
Федотова М.А., заведующий сектором отдела коммуникаций и информации по устойчивому развитию РНТБ
Без преувеличения можно сказать, что социальные сети в настоящее время стали одним из основных источников не только развлечения, но и получения информации, а кроме этого, еще и самым простым и популярным способом коммуникации с фактическими и потенциальными пользователями библиотеки.
В современных реалиях сложно представить серьезную организацию без социальных сетей. Сегодня любой пользователь Интернета может в два клика узнать контактную информацию, предоставляемые услуги, чем живет организация, чем она может быть полезна.
Именно поэтому Республиканская научно-техническая библиотека ведет три социальные сети: с 2011 года – «ВКонтакте» и Facebook, с 2017 года – Instagram. Это позволяет наладить коммуникацию и быть всегда на связи с разной аудиторией пользователей.
Если говорить про основные цели нашего присутствия в медиапространстве, то это, в первую очередь, создание позитивного имиджа организации, реклама и продвижение ресурсов и услуг библиотеки.
Важно отметить, что на пути продвижения услуг библиотеки, так называемых «товаров», основной преградой является то, что наш «товар» – это информация, а «продавать» информацию в интернете довольно сложно.
Во-первых, она неосязаема, и, соответственно, ее «покупают» реже, так как нет возможности визуально оценить реальную нужность предложения; во-вторых, нужно очень постараться, чтобы потенциальный потребитель понял наши намерения и возможности ему помочь. Поэтому очень важно подобрать способ подачи информации в социальных сетях таким образом, чтобы простой пользователь мог заинтересоваться предлагаемыми ресурсами.
Для того чтобы обозначить основной вектор развития и продвижения социальных сетей, важно определить, кто является реальным пользователем нашей библиотеки в Интернете, до кого особенно важно донести рекламу такого специфического продукта, как научно-техническая информация.
На сегодня приоритетными являются две группы потребителей, для которых работают социальные сети Республиканской научно-технической библиотеки: это предприятия и организации, обслуживающие реальный сектор экономики Республики Беларусь, и физические лица – наши потенциальные и реальные читатели, которые каждый день приходят за информацией в библиотеку или наблюдают за нашей деятельностью на портале и в социальных сетях.
Республиканская научно-техническая библиотека насчитывает более 2 тысяч коллективных абонентов, из них 492 в городе Минске. В результате нашей индивидуальной информационной рассылки партнерам было установлено тесное сотрудничество с ними в социальных сетях. Если наш коллективный абонент представлен в соцсетях, то мы с ним виртуально «дружим»: подписываемся друг на друга, ставим лайки, ведем активную переписку.
Для потенциальных и реальных читателей мы ежедневно создаем интересный, уникальный и познавательный медиапродукт. Важно понимать, что в эпоху визуального контента, когда традиционные формы передачи информации уходят на второй план, лента социальной сети должна, в первую очередь, цеплять взгляд пользователя и, если удастся, задерживать его внимание на публикации. Тогда высока вероятность, что его заинтересует и текст. Поэтому для нас очень важно поддерживать статус уникального аккаунта. Для этого все фотографии и картинки, которые мы публикуем, создаются сотрудниками библиотеки, а не заимствуются из просторов Интернета, каждый видеоролик мы тщательно планируем, расписываем сценарий, снимаем и монтируем, и все это для того, чтобы пользователь по ту сторону экрана среди миллиардов аккаунтов подписался именно на наш.
Не стоит забывать и о текстовой составляющей постов. Аккаунт библиотеки не имеет права публиковать недостоверную или устаревшую информацию, кроме этого, очень непросто держать баланс между тем, чтобы донести максимум полезных сведений, и тем, чтобы не утомить пользователя.
Необходимо отметить, что каждый наш подписчик, вне зависимости от того, представляет он частное лицо или организацию, имеет возможность беспрепятственно находить нужную информацию во всех трех социальных сетях.
Для удобства во всех шапках профиля наших социальных сетей есть ссылка на особое меню, которое позволяет пользователям в один клик перейти на портал библиотеки, задать нам вопрос, совершить виртуальную прогулку по РНТБ, узнать о наших услугах.
Контент наших социальных сетей также систематизирован для быстрого поиска с помощью хэштегов-рубрик, кликнув на которые, можно просмотреть весь архив публикаций по выбранной теме. На данный момент существует шесть хэштегов-рубрик. Фото 6. Список хэштегов РНТБ в «ВКонтакте»
#45РНТБ. Юбилейная рубрика, которая была запущена в начале 2022 года и будет пополняться до конца года. Под хэштегом выходят материалы по нескольким направлениям:
Мини-интервью с сотрудниками библиотеки. Воспоминания первого рабочего дня, курьезные случаи в работе, немного информации о себе, пожелания библиотеке – на все эти вопросы коллектив РНТБ ответил очень честно и интересно. Любопытно было проследить сходство и различие мнений ветеранов библиотеки и молодых специалистов. Радует, что последующие поколения сотрудников через десятки лет смогут больше узнать о своих старших коллегах.
Фотопроект «Было/стало». Сотрудники библиотеки попытались повторить фотографии из архива РНТБ, подчеркнув при этом то, что с каждым годом наша библиотека стремительно растет и развивается.
Фотопроект «Из будущего в прошлое». На старые фото с помощью фоторедакторов мы добавили объекты современности: людей, технику и т.д. Это уникальная форма работы с фотографией, и подписчики уже отметили, что идея путешествия во времени по-настоящему восхищает и завораживает.
#чтоикакРНТБ. В данной рубрике можно найти ответы на часто задаваемые вопросы о нашей библиотеке. Например, как записаться в РНТБ и какие услуги мы предоставляем.
#коллективРНТБ. По тегу представлены сведения о сотрудниках РНТБ, особенностях их профессиональной деятельности, увлечениях и читательских предпочтениях. Исходя из статистических данных, можно сделать вывод, что эта рубрика нравится нашим пользователям больше всего. Запущена она была с целью создания атмосферы доверия к библиотекарям. Некоторые читатели отмечали, что благодаря фото из этой рубрики они узнавали сотрудников непосредственно в залах РНТБ.
#комната603_РНТБ и #чтопочитатьРНТБ – полки новых поступлений, литература из нашего фонда.
#какойсегодняденьРНТБ. Под этим хэштегом мы публикуем контент о знаменательных датах и как мы их отмечаем. Рубрика является своеобразным календарем: здесь можно найти знаменательные даты из области науки и техники, устойчивого развития, информацию о республиканских праздниках, а также всемирно значимых днях.
#УРРНТБ. Публикации, посвященные Целям устойчивого развития (ЦУР). Цель рубрики – информирование широких слоев населения о деятельности РНТБ по популяризации ЦУР в Республике Беларусь. В этой рубрике мы говорим о значимости устойчивого развития, участвуем в экологических акциях, рассказываем о выставках и мероприятиях нашего Информационного центра по устойчивому развитию.
Кроме вышеперечисленных рубрик, наши страницы пополняются ситуативным контентом. Например, мы узнали о каком-то новом флешмобе, получили приглашение поучаствовать в акции или произошло какое-нибудь событие, которое мы не могли заранее предвидеть, создавая контент-план, – все это мы, конечно же, освещаем на своих страницах, так как стараемся быть актуальными в информационном пространстве.
Для нас очень важно показать пользователям, что Республиканская научно-техническая библиотека – это не просто организация, а самостоятельный организм, который живет активной жизнью, празднует дни рождения, проводит мероприятия, участвует в международных выставках, хочет и может помочь людям в вопросе информационного просвещения.
В заключение хочется сказать, что в вопросе продвижения интересов организации при помощи социальных сетей нет предела совершенству. Ведь социальные сети – это не просто создание аккаунта и наполнение его картинками и подписями, а в первую очередь – самостоятельный инструмент формирования позитивного имиджа библиотеки и коммуникации с нашими пользователями. Мы каждый день пробуем новые формы работы, стараемся удивить, заинтересовать и вдохновить подписчиков и случайных посетителей страницы.
Анализируя проделанную работу, все использованные методы и осуществленные идеи, можно смело сказать, что каждая рубрика, каждая публикация в социальных сетях библиотеки принесла положительный результат. Благодаря грамотному составлению контент-планов, постоянному анализу читательских потребностей, умению предлагать услуги библиотеки и аргументировать их нужность, социальные сети РНТБ вышли на новый уровень. Мы добились расположения к себе, нам стали доверять и прислушиваться: мы регулярно получаем новые комментарии от наших подписчиков, приглашения от партнеров и коллективных абонентов поучаствовать в акциях и инициативах, поддержать их разработки и начинания. Благодаря социальным сетям Республиканская научно-техническая библиотека обрела большое количество виртуальных пользователей, друзей и единомышленников.
Ознакомиться с аккаунтами РНТБ в социальных сетях можно перейдя по QR-коду.