КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ
Е.В. Лаппо, библиотекарь 2-ой категории отдела библиотечного маркетинга
Одним из методов массовой работы библиотеки является наглядная агитация и пропаганда литературы — работа, которая заключается в рекомендации книг путем непосредственного показа или через раскрытие их содержания в зрительно воспринимаемых формах. Цель наглядной агитации и пропаганды — привлекать людей к чтению, воспитывать культуру чтения, раскрывать библиотечные фонды.
В библиотечном обслуживании самым популярным и одним из базовых средств доведения информации до пользователей библиотек является книжная выставка.
Книжная выставка — это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати, а также других носителей информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и ознакомления.
Библиотечные выставки можно классифицировать по ряду признаков, а именно:
— по статусу — выставки бывают самостоятельные и сопровождающие массовое мероприятие. Это означает, что выставки могут использоваться самостоятельно (например, выставки новых поступлений), но чаще всего они становятся важными элементами группового и фронтального библиотечно-библиографического обслуживания;
— по содержанию — выставки могут быть универсальными, отраслевыми и персональными;
— по целевому назначению — в помощь профессиональной и образовательной деятельности, для повышения культурного уровня и др.;
— по времени публикации и поступления в библиотеку представленных на них материалов — новых поступлений, за разные годы, «забытых изданий». Например, в ряде публичных библиотек США организуются подобные выставки под названием «Spotlight book» («книги, заслуживающие внимания»): экспонируется 10-15 хороших книг, некоторое время не выдававшихся читателям;
— по месту экспонирования — организуемые в библиотеке и за ее пределами;
— по срокам функционирования — постоянные, длительные, периодические, краткосрочные;
— по используемым ресурсам — базирующиеся на фонде данной библиотеки (в том числе просмотровые, то есть обеспечивающие возможность ознакомления с большим массивом литературы, часто с подготовленным специальным образом разделом фонда; выборочные или локальные) или выставки, базирующиеся на фондах нескольких библиотек, библиотек и музеев, библиотек и любительских объединений, частных коллекций и т.д.;
— по видам изданий — книжные, других видов изданий (журнальные или газетные и др.), нескольких видов изданий одновременно (комплексные), новых носителей информации (CD-ROM, пластинки, микрофильмы, видеокассеты и др.);
— по конструкционным особенностям — витринные, внутристеллажные, внутриполочные, выставки-«развалы» на столах, передвижные, «кольцевые» и др.;
— по основанию для проведения — по инициативе библиотекарей, по предложениям читателей библиотеки, по заказу учреждений и предприятий;
— по степени доступности — бесплатные (каковыми должны быть практически все) и платные (из личных собраний, частных музеев и т. д.);
— по источникам финансирования — бюджетные, внебюджетные.
Библиотечные выставки также имеют свойства, к которым относятся комфортность, наглядность, доступность, оперативность.
Комфортность обеспечивает наиболее благоприятные возможности для работы с информацией. Необходимо так организовать рабочую среду, чтобы читатель не чувствовал неудобства в процессе ознакомления с документами выставки.
Наглядность предоставляет возможность непосредственного показа документов во фронтальном плане, демонстрации определенных частей материала и т.п. В зависимости от цели выставки и для привлечения внимания к определенным документам выбирается наиболее выгодный ракурс для обозрения и демонстрации. Наглядность способна обеспечить автономное восприятие документа в целостной конструкции.
Доступность заключается в предоставлении читателю возможностей ознакомления с содержанием документов. Беспрепятственный доступ к документу несовместим с выставками типа «за стеклом» и практикой прикрепления скрепкой карточки с библиографическим описанием публикации. Последнее продиктовано благими пожеланиями библиотечных работников. Однако не учитывается то неудобство, которое испытывает читатель при откреплении карточки, а некоторые пользователи могут чувствовать определенный страх повредить книгу.
Оперативность понимается двояко: как промежуток времени между выходом произведения из печати и отражением его на выставке и как возможность ознакомления читателей не только с библиографическими данными документов, но и с их содержанием.
Все вместе взятые свойства, реализованные на практике, создают гармонию в восприятии выставки.
Целевое назначение выставок связано с осознанием в библиотечном обслуживании установок на определенный вид информационных потребностей. Среди них выделяют профессиональные и непрофессиональные.
К профессиональным относятся отраслевые и межотраслевые — это выставки в помощь научной, производственной, учебной деятельности; в помощь профессиональному самообразованию.
К слову сказать, выставки нашей библиотеки относятся к этой категории. Цель выставочной деятельности в РНТБ — содействовать инновационному процессу развития во всех отраслях народного хозяйства республики, приближать новую отечественную и зарубежную научно-техническую информацию к специалистам и другим категориям пользователей библиотеки.
Непрофессиональные выставки — это любительские, досуговые, семейно-бытовые, обусловленные общественной деятельностью, самообразовательные, культурные, развлекательные.
Первой и основной отличительной чертой (и главным достоинством) книжной выставки является показ на ней самих произведений печати, что дает возможность читателю непосредственно ознакомиться с книгой и немедленно получить ее. Ценность выставки для читателя определяется тем, что он может снять книгу с выставки, перелистать ее, бегло просмотреть иллюстрации, оглавление, предисловие, прочесть отдельные страницы. Такое первоначальное ознакомление с книгой углубляет и делает более целенаправленным интерес читателя.
Второй отличительной чертой выставки является ее ограниченность во времени. Как и другие формы пропаганды книги, выставка служит прежде всего для возбуждения интереса, появления непроизвольного внимания. Из психологии известно, что важнейшим источником непроизвольного внимания является новизна предметов или явлений. Поэтому необходима частая смена выставок и систематическое обновление экспозиций.
Продолжительность демонстрации выставок различна. Она зависит от важности и актуальности избранной темы, от количества и характера экспонируемой литературы и, конечно, от наличия выставочного оборудования — стендов (щитов) и витрин. Однако в любом случае при определении срока действия выставки следует иметь ввиду такой фактор, как возбуждение и угасание внимания. Целесообразно придерживаться срока экспозиции в две недели. Это обеспечит смену впечатлений у большинства читателей.
Во всех библиотеках систематически организуются выставки двух видов, которые отличаются по цели и содержанию литературы: информационные выставки новых поступлений и рекомендательные тематические выставки.
Выставки этих двух видов бывают постоянными, долговременными или кратковременными, внутри- или внебиблиотечными.
Выставки новых поступлений
Цель этих выставок заключается в систематической наглядности информации о новых поступлениях в библиотеку произведений печати за тот или иной период (обычно это одна-две недели).
Из всех библиотечных средств информации о новых поступлениях, которыми являются библиографические обзоры, списки, картотеки и каталоги, выставки новых поступлений наиболее эффективны, особенно при открытом доступе читателей к экспонируемой литературе и при возможности сразу взять ее для чтения либо дать заявку на получение книги после смены экспозиции.
Они информируют читателей не только по основным, но и по смежным для той или иной специальности проблемам, что очень важно при интеграции наук. Просмотр литературы на выставках позволяет выявить нужные данные из разных источников, а это необходимо при современном рассеянии публикаций одной тематики по многочисленным изданиям.
Эффективность выставок зависит от их правильной организации. Желательно, чтобы новая литература экспонировалась в отдельном помещении с оборудованием, необходимым для углубленной работы с новыми изданиями и открытым доступом.
Важнейшим принципом организации выставок новых поступлений является максимально возможная полнота показа всей литературы, поступающей в библиотеку, как отечественной, так и зарубежной: книг, брошюр, журналов и продолжающихся изданий, специальных видов технической литературы и т.д.
Следующими принципами организации выставок являются регулярность и оперативность показа новой литературы. Чтобы систематически следить за поступлением новой литературы в библиотеку, читатели должны знать, что экспозиция сменяется в определенный день. В тех библиотеках, где экспозиция заменяется частично по мере поступления изданий, читатель не может быть уверен, что ничего не пропустит.
Для повышения оперативности литературу следует экспонировать сразу по выходу ее из отдела комплектования, т.е. до обработки.
У нас в библиотеке такие выставки экспонируются как во всех читальных залах, учитывая видовой состав документов, так и в отдельном зале, который так и называется «зал новых поступлений». Это выставки книг, поступивших в библиотеку за неделю и уже прошедшие отдел комплектования фонда и отдел каталогизации документов. Их выставляют на открытые полки по отраслям, что позволяет читателю легко найти необходимую литературу.
Нужно учитывать тот факт, что читатели высоко оценивают выставки новых поступлений как источник информации. Согласно данным исследования, 54% опрошенных специалистов указали, что пользуются выставками новых поступлений, назвали их самым удобным и наглядным средством информации о литературе. Регулярное посещение выставок многие читатели считают обязательным элементом своей работы.
Тематические выставки
Задача тематической выставки — показать наиболее ценные книги по актуальной теме, помочь читателю выбрать те, которые ему нужны для изучения вопроса. Тематические выставки играют большую роль в раскрытии фондов, оказывают помощь библиотекарю при рекомендации книг.
Для того чтобы раскрыть тему более ярко, выделить наиболее важные моменты, выставки снабжаются иллюстрациями и текстами.
Такие выставки часто называют книжно-иллюстративными.
По содержанию различают несколько видов тематических выставок.
Выставки к памятным датам приурочиваются к трудовым праздникам, годовщинам исторических событий, юбилеям городов, учреждений.
В РНТБ тематические выставки совмещаются с профессиональными праздниками специалистов (День машиностроителя, День автомобилиста и дорожника, День строителя и т.д.).
Выставки, посвященные жизни и деятельности выдающихся лиц (для нас это изобретатели, ученые), включают биографические материалы, критические работы и исследования о деятельности данного лица, а также его произведения (описания изобретений, монографии).
В ряде библиотек существуют постоянные мемориальные выставки, посвященные жизни и деятельности лица, имя которого носит библиотека. Такие выставки носят музейный характер.
К тематическим выставкам близки жанровые, очень популярные среди читателей.
Своеобразны так называемые «выставки забытых книг». Их задача — напомнить о хороших художественных произведениях, научных и научно-популярных книгах, которые по каким-то причинам не пользуются вниманием читателей даже при открытом доступе к фондам.
Выставка может быть посвящена и одной книге. Содержание такой книги нужно широко раскрыть с помощью справок об авторе и об изданиях книги, статей и книг о нем, иллюстраций и т.п. Такие выставки в последнее время сопровождаются презентацией, на ней присутствует автор книги и его соратники, которые дискуссируют, обсуждают яркие и не очень моменты представляемой книги, тем самым делая выставку интересной, увлекательной.
С введением открытого доступа во многих библиотеках появились «тематические стеллажи» и «тематические полки».
Большое распространение получили выставки, организуемые в фонде абонемента, — на простых открытых стендах, на боковых стенках стеллажей (что нежелательно), а чаще на одной-двух полках стеллажей. Они обычно связаны с соответствующим отделом книжного фонда. Такие выставки невелики, всего 6-12 книг без цитат и иллюстраций. Они посвящаются либо одному вопросу («Что такое философия», «Мирный атом»), либо отражают новые поступления в какой-нибудь раздел книжного фонда, либо просто показывают лучшие книги данного раздела. Можно поместить на полке всего одну книгу — из числа новинок или популярных произведений. Эти малые выставки следует устраивать по целому ряду тем, размещая их по всему фонду, во всех стеллажах одновременно, тем более что сделать это легко.
Проведенные исследования указывают на то, что взятые читателями книги с этих простейших выставок составляют 30-35% всей выдачи.
Но такая высокая эффективность возможна только в том случае, если выставляются лучшие книги и выставки регулярно пополняются; обычно для них отводят две наклонные полки в каждом стеллаже.
Одновременный и рассредоточенный показ на абонементе и в читальных залах большого количества книг служит полному раскрытию фонда и удовлетворению различных запросов читателей.
Книжные выставки являются важнейшим элементом правильно организованной системы работы с читателями, руководства чтением при открытом доступе.
Практика
Выставка — это результат информационной деятельности, и она, как и любая другая, включает в себя ряд этапов — планирование; подготовка и рекламирование; проведение; подведение итогов и оценка, на основе которых проводится дальнейшая корректировка и прогнозирование деятельности.
Тематическая выставка
Разработка большой тематической выставки складывается из следующих этапов: определение темы и читательского назначения, составление плана, подбор и систематизация литературы, подбор текстов, иллюстраций и других материалов.
Выставки обычно проходят в рамках мероприятия, могут быть приурочены ко дню трудового праздника, а также посвящены актуальным вопросам. Такие выставки устраивают с целью как можно более полного ознакомления специалистов, студентов, учащихся и других категорий пользователей библиотеки с важнейшей литературой последних двух-трех лет. Это не что иное, как большие выставки, включающие иногда тысячи названий изданий всех видов по одной или нескольким (смежным) отраслям науки или производства. Открытый доступ к выставленной литературе помогает подробно знакомиться с нею, делать заявки на получение книг.
Для того, чтобы наиболее полно и детально раскрыть все этапы проведения выставки, приведу опыт подготовки выставки по теме «Парикмахерское искусство».
Первым этапом подготовки выставки является её планирование. Идею проведения такой выставки подсказали сами специалисты, профессионалы парикмахерского дела. Выставка была внесена в план работы информационного центра РНТБ. Выставка была приурочена к научно-практической конференции, на которой обсуждались актуальные проблемы и тенденции развития этой индустрии. Поэтому демонстрация научно-технической литературы и документов на форуме была уместна и, более того, проведение такого плана выставок дает возможность нам, сотрудникам библиотеки, раскрыть фонды и рассказать о продуктах и услугах, которыми могут пользоваться специалисты всех отраслей народного хозяйства.
План выставки определяет основной круг вопросов, раскрывающих тему, систематизацию и последовательность размещения материала. Его должен отличать высокий профессиональный уровень. В его разработке участвуют библиографы, консультанты-специалисты, а также художники. Для составления плана используются в первую очередь руководящие материалы и новейшие научные работы обобщающего характера, а также планы книжно-иллюстративных выставок, библиографические указатели и т.п.
Работа над любым планом завершается точной и ясной формулировкой названия выставки, которое играет огромную роль в привлечении внимания читателей и связано с формированием установок на восприятие. В практике чаще всего используют названия, отражающие тематику или проблему выставки. Например, в названии «Новые информационные технологии в учебном процессе» отражена тематика; в заглавии «Новые информационные технологии в библиотечном обслуживании: действительность и ожидания» — наличие проблемы; в названии «Новые информационные технологии могут все?» заложены идея и полемика. Привлекают названия, в которых присутствуют элементы критики, дискуссии, неоднозначности. Библиотекарь — создатель выставок не должен забывать о роли нетривиальных формулировок названий выставок и их расположения, об использовании не только слов, но и знаков препинания, выполняющих определенную смысловую и эмоциональную функцию.
Также нельзя забывать об аксессуарах, которые усиливают воздействие на восприятие выставки на читателя.
Они могут быть:
o знаковые (различные символы, символьные изображения);
o предметные (натуральные предметы, детали, модели, макеты, муляжи, бутафории);
o знаковые и предметные в сочетании;
o художественные (картины, коллажи, плакаты, иллюстрации, фотографии);
o декоративные (драпировка, растения, цветы, сувениры). Декоративное оформление выставки подчеркнет её торжественность и тепло домашнего очага;
o конструктивные (средства оргтехники, канцелярские принадлежности; подставки из дерева, оргстекла, металла; закладки, фломастеры и др.).
Расположение выставок отражает их организационную композицию. Используются методы перспективы, обзорности, группировки, насыщенности. Варианты расположения: П-образный, дуговой, волнообразный, угловой, шахматный; на столах, стеллажах, витринах; дополнительно используются банкетки, стулья, кресла.
Цветовое решение должно базироваться на трех условиях: контрасте, гармонии, концепции. К чистым цветам относятся красный, синий, желтый. Наиболее удачные сочетания цветов: черный с желтым, оранжевым, золотым и серебряным; красно-бело-синий; белый на синем, красном, зеленом. Дисгармонию создают следующие сочетания цветов: желтый на красном, синий на желтом. При выборе цветового решения выставки надо учитывать интерьер помещения библиотеки в целом (стены, потолок, пол, мебель, паласы, шторы, светильники).
И аксессуары, и расположение, и цветовое решение выставки должны органично сочетаться с ее концепцией.
Концептуальность выставки заключена в ее проблемности, содержательности, идеи, названии в сочетании с дизайном.
И, наконец, на итоговом экспозиционном плане (или схеме) фиксируется состав и последовательность размещения экспонатов на стендах и в витринах.
Подготовка и рекламирование
После того, как определилась тема выставки и подобрано подходящее название, переходим к следующему этапу — этапу подготовки и рекламирования выставки.
Этап подготовки начинается с подбора литературы к выставке. Подбором занимаются библиографы разных структурных подразделений. Однако нужно иметь в виду, что библиографический указатель не отражает новейшую литературу и может не соответствовать составу фондов библиотеки. Указатели дают лишь основу для подбора литературы к выставке. Только путем визуального просмотра книг (желательно при консультации со специалистом) можно отобрать наиболее ценную литературу. Кроме того, при просмотре книг выясняется, какие издания и экземпляры по полиграфическому оформлению, сохранности и т. п. больше подходят для экспозиции.
Представление различных видов изданий на тематической выставке — это успех и содержательное богатство выставки. Специалисту любой отрасли народного хозяйства важно получить полную информацию о развитии и перспективах развития своей области деятельности. Поэтому наличие на выставке новых правовых документов различных органов власти, нормативно-технических документов по стандартизации, патентных документов, справочно-библиографических, а также отечественных и зарубежных периодических изданий, которые считаются самыми оперативными, поможет читателю узнать последние новости в области стандартов, сертификации товаров и услуг, просмотреть, какие промышленные образцы и товарные знаки уже существуют и т.п., т.е. воспользоваться полным спектром профессиональной информации.
Например, к выставке «Парикмахерское искусство» был подобран разнообразный видовой состав документов. Специалистов ознакомили не только с красочными профессиональными периодическими изданиями. На выставке были представлены стандарты, сертификаты качества, СанПины, промышленные образцы, товарные знаки и описания к патентам. Специалистам предоставили возможность познакомиться с уже существующими инструментами, с которыми работает любой парикмахер, а также узнать о новых изобретениях в этой области.
Правильное расположение литературы позволит пользователю и библиотекарю быстро найти интересующие издания. Это вариант расстановки изданий по их видам.
Следующим элементом подготовки выставки является ее оформление. Выставка должна производить на читателя интенсивное зрительное впечатление, чтобы привлечь, удержать и направить его внимание к книгам, заинтересовать ими. Это достигается соответствующей компоновкой материалов, художественным оформлением текстов и иллюстраций. При этом используется выставочное оборудование (стенды, витрины, стеллажи, подставки, держатели для книг). Оформление большой выставки согласно экспозиционному плану лучше всего поручать профессиональному художнику.
Кроме того, на выставке могут быть представлены цифровые и другие фактические сведения, иллюстрации и т.д. Назначение такого материала заключается в том, чтобы раскрыть и подчеркнуть основные идеи, связанные с темой выставки, и выделить важнейшие книги.
Тематические выставки могут дополняться вещественными экспонатами. Например, на тематических выставках, проводимых струдниками РНТБ «От телефона до смартфона», «Парикмахерское искусство», «Хлеб наш насущный», были представлены музейные экспонаты, натуральные вещи (в виде кондитерских изделий, косметики и т.п.). Представленные экспонаты украсили выставку, были найдены описания изобретений этих вещей, и пользователь мог подробно узнать автора этого патента, дату изготовления, прочесть подробное описание к изобретению.
Рекламирование
Об открытии выставки извещают с помощью афиш (объявлений) в библиотеке и вне ее, сообщений в печати, по радио и телевидению, иногда выпускаются пригласительные билеты.
Сообщения для прессы (пресс-релизы)
Чтобы регулярно распространять в прессе сведения о наиболее интересных событиях библиотечной жизни, совсем необязательно писать статью в местную газету или готовить репортаж на радио или ТВ. Следует научиться составлять достаточно краткий и емкий материал о событии или факте в форме так называемого пресс-релиза, который передают или пересылают в местные средства массовой информации (СМИ). Дело это требует особого внимания, ведь регулярно поставляя в СМИ профессионально подготовленный информационный материал, мы получаем шанс бесплатно размещать его на полосе или в эфире. Необходимо наладить профессиональный контакт с определенным кругом журналистов (это журналисты из тех газет и журналов, которые читают наши пользователи), так как размещение информации такого характера вызывает большой интерес.
Профессиональные рекламисты выделяют несколько особенностей пресс-релиза. Его предпочтительнее выстраивать по типу перевернутой «информационной пирамиды», когда самые ценные сведения излагаются в первую очередь. Делают акцент на новизну и достоверность описываемого события. При этом важно точно указать главных участников события, имена, отчества и фамилии партнеров библиотеки, спонсоров. Стилистические изыски в тексте не обязательны так же, как и абзац-концовка, которым обычно мы завершаем печатный текст. Окончательно текст редактирует журналист.
Чаще всего пресс-релизы печатают на бланке библиотеки, где указаны ее адрес, номер телефона и (или) факса. При необходимости дополняют эти сведения номером телефона сотрудника, готовившего материал, приводят его фамилию, имя и отчество. Нередко пресс-релиз сопровождает иллюстративный материал: фотографии выставки, логотип и другие. Прилагают также пригласительный билет или афишу.
Оформляя сообщение для прессы, стараются оставлять широкие поля, увеличивать интервалы в тексте: так удобнее для журналиста, который неизбежно будет править текст. Желательно заранее оговорить с ним заголовок материала.
Особенности рекламы на радио и телевидении
Реклама на радио и телевидении, как и сотрудничество с местными газетами, — давняя традиция библиотек. Среди наиболее часто используемых жанров можно выделить объявления, библиографические сообщения, интервью, репортажи с места события, очерки. Им в большей степени, чем публикации в прессе, присущ элемент новизны, подчас даже сенсационности. Это может быть сообщение, например, о том, что готовится выставка книг. А иногда прямой телерепортаж об открытии выставки или репортаж о ценности, актуальности изданий, представленных на выставке.
В последние годы традиционные жанры очерка и репортажа обогатились за счет таких разновидностей, как премьера, презентация и т.п. Их готовят как радио-шоу с музыкальным оформлением или видеосюжет. Радио- и видеоклип или слайд-фильм чаще всего рекламируют библиотеку в целом или отдельные ее услуги, тем самым популяризируют библиотечно-информационные знания.
Привычные для библиотекарей старшего поколения радио- и телеобзоры новинок с перечнем книг или показом обложки и двух-трех иллюстраций уходят в прошлое. В любое библиографическое сообщение о библиотеке и ее услугах, передаваемых по местному радио или ТВ, наряду с текстом стараются включать музыкальное сопровождение и (или) видеоряд.
Музыка, по мнению зарубежных специалистов, играет в рекламе огромную роль, выступая ее самостоятельным элементом. Она привлекает внимание, выделяет сообщение из множества других, вызывает приятные ассоциации с рекламируемыми услугами или документами, наконец, просто выступает благозвучным фоном для восприятия текста.
Признавая значение музыкального антуража, все же согласимся, что ведущую роль в рекламе на радио (и в меньшей степени на ТВ, где главный элемент — видеоряд) играет текст.
Приведу несколько общеизвестных правил, используемых при составлении текстов объявлений. Это тот рекламный жанр, который обычно подготавливают сами библиотекари. Прежде всего, объявление в оптимальном варианте — предельно лаконично и занимает 15-30 секунд. Лучше выбирать простые предложения и по возможности выразительные слова, сохраняя прямой их порядок. Длинные фразы мешают диктору выдерживать необходимые паузы. Ударными словами в тексте являются начальные фразы объявления, они призваны сразу же привлечь внимание слушателя. Желательно использовать разговорную речь, избегая малопонятных массовой аудитории слов, тем более сокращенных, неизвестных аббревиатур и профессиональных терминов. На радио лучше не употреблять цифры: они плохо воспринимаются на слух, зато их лучше запоминают на экране.
Все перечисленные требования применимы также к библиографическим обзорам, интервью и другим жанрам рекламных сообщений как на радио, так и на ТВ.
Не только библиографический обзор, но и очерк, репортажи содержат оценки, выявляющие отношение к рекламируемой книге, услуге, библиотеке в целом. Психологи считают, что оценку, как правило, позитивную, не стоит выражать прямолинейно. Желательно, чтобы она производила впечатление сиюминутного «открытия», рождалась как бы в ходе передачи. Тогда слушатель (зритель) готов соглашаться с ней, чувствуя себя сопричастным к тому или иному выводу.
Текст радио- и телерекламы должен быть удобен для воспроизведения, что, в свою очередь, облегчает его восприятие.
Огромную роль играет темп речи. Считается, что он выше у людей с высоким уровнем интеллекта, а это, естественно, вызывает более благоприятное впечатление у слушателей (зрителей). В то же время слишком быстрый темп препятствует усвоению информации, что снижает ее восприятие.
Для теле- и видеорекламы роль, аналогичную выразительной речи, играют внешние данные участников: их манеры, одежда, жестикуляция и просто личное обаяние. Перечисленные особенности «работают» на создание образа (привлекательного или наоборот) передачи, ролика, а его, в свою очередь, зрители переносят на рекламируемый объект — библиотеку.
Информация о выставке «Парикмахерское искусство» была помещена на страницах 5 белорусских газет, 5 журналов. Репортаж прозвучал по 3 каналам белорусского радио и 2 телеканалам. И все это благодаря тесному сотрудничеству со СМИ.
Реклама выставки в Интернете (Web-страница)
К рекламе в средствах массовой коммуникации примыкают создаваемые в библиотеках Web-страницы. Опыт свидетельствует, что создание таких страниц (применительно к Web-сайтам крупных библиотек), неизмеримо повышает их престиж — ведь информация о них попадает во всемирную сеть. Бесконечно расширяется число ее реальных и потенциальных пользователей. К тому же с помощью «странички» библиотека получает действенный канал «обратной связи»: для этого существуют рубрики типа «Гостевой книги», где можно высказать свои предложения и замечания о работе библиотеки, ее массовых мероприятиях, мнения о прочитанных книгах, просмотренных или прослушанных электронных документах.
Страничка обычно включает иллюстративный ряд, который обеспечивает виртуальное отображение динамичной жизни библиотеки: появление новых служб, оформление оригинальных интерьеров, фотографии наиболее интересных элементов выставок, массовых программ и др.
Проведение
Как известно, эффективность выставки проявляется главным образом в выдаче экспонированных книг и других изданий и зависит, естественно, от того, есть ли открытый доступ к ним, выдаются ли они во время экспозиций для чтения в читальном зале или на дом, принимаются ли заявки на выдачу книг по окончании экспозиции.
Значительно повышают эффективность выставки библиографические обзоры и беседы библиотекаря с теми, кто заинтересовался ею, кому надо рекомендовать выставленные книги. Живое слово библиотекаря помогает раскрыть логическую связь между разделами и отдельными книгами, обогащает читателя новыми данными, вызывает интерес к книгам. Важно уделить внимание каждому посетителю, помочь ему разобраться в разнообразии представляемой литературы и обязательно научить его пользоваться документами для того, чтобы он знал, где можно найти правовые акты его отрасли, куда можно обратиться, чтобы узнать об изменениях в области стандартизации и сертификации, а также как можно провести патентный поиск по теме. Тогда воздействие выставки на читателя становится более эмоциональным.
Подведение итогов — это учет выданных с выставки книг, который производится обычно при помощи книжных формуляров. Формуляры представленных на выставке книг вынимают и ставят в отдельный ящик. На них делают отметки о выдаче книг, по которым подсчитывают, сколько раз выдавалась та или иная книга. Иногда составляют список выставленных книг и на нем делают отметки о выдаче. Такой способ учета удобен при небольшом количестве книг. Данные учета выдачи книг по особо актуальным темам следует заносить в дополнительные графы дневника библиотеки для последующего анализа.
Если выставка организована в отдельном помещении, то по записям в книге посещений или контрольным листкам учитывается количество посетителей, посещений и книговыдача. Желательно учитывать отзывы читателей о выставках и их предложения в особых тетрадях.
Если выставка представляет научный или методический интерес, после ее закрытия составляется картотека с описанием всех представленных на ней материалов в той последовательности, в какой они демонстрировались. Это описание может быть использовано для справок и при организации подобных выставок в дальнейшем. Для учета содержания выставки полезно фотографировать ее.
О проведенной выставке сотрудник РНТБ всегда может узнать, воспользовавшись данными компьютера, так как любая итоговая информация вносится именно туда.
Анализ предстоящих или уже проведенных выставочных мероприятий по перечисленным аспектам позволяет совершенствовать это важнейшее направление деятельности любой библиотеки, приближая его к потребностям и интересам читателей.