Винничек В.В., библиотекарь отдела научно-технической литературы и промышленных каталогов РНТБ
Роль высшего образования в библиотечной профессии
Образование в жизни каждого человека играет большую роль. В современном обществе есть множество средств и способов получить профессию мечты – университеты, колледжи, курсы и многое другое. Каждый может выбрать себе что-то по душе, в зависимости от направления его деятельности и планов на будущее. Также в наши дни молодые люди умеют и хотят саморазвиваться, поэтому читают множество литературы на тему бизнеса, психологии, развития различных навыков. Это помогает им разобраться в себе, в окружающем мире, искать себя и реализовываться в обществе.
Но не каждой профессии можно обучиться самостоятельно. Есть множество организаций, которые берут сотрудников без специального образования, но при этом знания, которые дают в университете, оказываются чрезвычайно полезными как в работе, так и для карьерного роста. Какой бы простой ни казалась на первый взгляд профессия библиотекаря, в ней скрывается большой массив знаний, начиная с истории возникновения первых библиотек, наиболее значимых трудов по библиографии, заканчивая инновационным библиотечным менеджментом и маркетингом, правовым обеспечением деятельности библиотек, не говоря уже о множестве дисциплин, которые развивают у студентов эстетический вкус, расширяют кругозор и повышают информационную культуру.
В Беларуси высшее образование по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» можно получить в Белорусском государственном университете культуры и искусств. На данный момент на факультете информационно-документных коммуникаций существует три направления библиотечной специализации: автоматизация, менеджмент и аналитика. Обучение длится 4 года и включает в себя многоаспектное изучение профессиональной деятельности, практические и лабораторные занятия, участие в семинарах и многое другое. С первого курса студенты знакомятся с различными библиотеками и спецификой их работы, а более тесное знакомство с понравившейся библиотекой проходит уже на 3-м и 4-м курсах во время технологической и преддипломной практики.
На первых курсах студенты, в основном, изучают социально-гуманитарные предметы: литературу (всемирную и белорусскую), историю, философию, педагогику, эстетику и историю искусств, иностранный язык и другие дисциплины. Литература и языки нам нужны не только потому, что мы работаем с книгами, но и для знакомства с разнообразием жанров, спецификой литературных произведений разных стран и народов, чтобы лучше понимать современные читательские интересы и требования.
Такие предметы, как философия и педагогика, а также история, эстетика, культурология, психология, изучаются практически повсеместно. Данные дисциплины не только развивают кругозор студентов, но и помогают лучше понять себя, изучить окружающую действительность, общество, работать с различными возрастными и социальными группами населения, что особенно важно в библиотечном обслуживании. Также это помогает студенту лучше разобраться в том, что ему нравится и каким направлениям работы в дальнейшем отдать предпочтение.
Если говорить о библиотечной сфере, то здесь также есть основы, необходимые для понимания профессии, роли библиотек в обществе в различные периоды времени, существующих на сегодняшний день библиотечных концепций и моделей. Данные знания мы получаем на таких предметах, как «Теория и история библиотековедения», «История книги», «Библиотечный фонд», комплекс дисциплин «Информационные ресурсы». Также важным направлением деятельности библиотек, изучаемым в университете, является библиография, которая рассматривается в аспектах теории и истории.
Значительную группу библиотечных дисциплин составляют те, которые направлены на библиотечное общение. «Библиотечно-информационное обслуживание», «Библиотечная конфликтология», «Психолого-педагогические основы библиотечной деятельности» – на занятиях именно по этим учебным предметам студент узнает, как правильно общаться с различными группами пользователей, как избежать конфликта с коллегами или читателями. Эти навыки особенно важны тем студентам, которые после университета планируют идти работать в отделы обслуживания, но также могут оказаться полезны и для работы во «внутренних» отделах библиотеки.
Важным навыком для библиотечного работника является умение работать с документами, знать их виды и классификацию, уметь составлять различного рода документацию. Для этого также существует ряд дисциплин: «Документология», «Документационное обеспечение управления», «Правовое обеспечение библиотечной деятельности». Эти дисциплины учат студентов работать с документами эффективно и без ошибок, а также знать и уметь отстоять свои права, ссылаясь на нужный документ.
В университете на последнем курсе делают акцент на дисциплинах, которые могут пригодиться тем молодым специалистам, которые хотят продвинуться по карьерной лестнице. Для этого студенты изучают различные аспекты менеджмента, такие как технологический, инновационный, библиотечно-информационный менеджмент, управление персоналом библиотеки, а также библиотечный маркетинг. Это позволяет лучше понять специфику управленческой работы, а также учит студентов межличностному общению руководителей и подчиненных.
На протяжении всего обучения по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» у студентов вне зависимости от направления есть дисциплины, которые больше всего раскрывают суть библиотечной работы. Изучение этих предметов объясняет специфику наиболее важных библиотечных процессов, которые и делают библиотеку тем, чем она является сегодня. Это такие дисциплины, как «Автоматизированные библиотечно-информационные системы», «Каталогизация документов», «Библиотечный фонд», «Библиотечно-информационное обслуживание». По всем этим предметам студенты выполняют множество разнообразных практических работ, сдают тесты и экзамены. Высокий уровень знаний по этим дисциплинам делает молодого специалиста профессионалом в библиотечном деле.
Обучение студентов-библиотекарей очень многогранно, в процессе они получают большой объем новой информации, посещают различные встречи и семинары, узнают опыт зарубежных стран. Все это, безусловно, влияет на профессиональные качества и желание молодых специалистов развиваться в этой сфере, стремиться к новым достижениям.
В процессе получения высшего образования студенты активно развиваются, и у них появляется искренний интерес к выбранной профессии. С каждым годом растет количество абитуриентов, поступающих в университет на очную и заочную формы обучения. Это говорит о том, что и недавние школьники, и студенты, окончившие колледж по библиотечной специальности, и даже взрослые люди, уже имеющие опыт работы в различных сферах, проявляют интерес к работе в библиотеке, к карьерному росту и другим возможностям, которое дает высшее библиотечное образование.