Брухнова В.С., библиотекарь 1 категории Могилевской ОНТБ
Формирование социально-трудовых компетенций подростков посредством проектной деятельности библиотеки
Республиканская научно-техническая библиотека (РНТБ) – это специальная библиотека, основной задачей которой является комплексная информационная поддержка научно-технической и инновационной деятельности предприятий и организаций Республики Беларусь. С этой задачей библиотека успешно справляется на протяжении уже 45 лет.
Однако современная библиотека – это также место для интеллектуального досуга и общения. Соседство со средними специальными и высшими учебными заведениями Могилева привело к появлению в Могилевской областной научно-технической библиотеке – филиале РНТБ нового направления деятельности – работы с подростками и молодежью. Сотрудники решили показать, что библиотека – это не только место, где «должна быть тишина!» и что подростки могут приходить туда не только за книгами, но и для качественного общения и самореализации.
Современный мир достаточно динамичен и подразумевает постоянное приспособление индивида к его скорости и темпам развития. И если взрослые люди интегрируются в социум достаточно быстро, то у подростков есть трудности в социальной адаптации. Это связано с психофизическими особенностями возраста. Именно в этот период большое влияние на подростков оказывает среда, ближайшее окружение. И хотелось бы, чтобы именно библиотека стала частью этой среды, частью их ближайшего окружения. Библиотеки по всему миру работают в направлении создания безопасной среды для подростков и формирования у них определенных компетенций для интеграции в социум через образовательные проекты. Задачей Могилевской ОНТБ стало создание таких проектов, которые помогали бы подростку не только с пользой проводить свободное время, но и раскрывать свой талант, потенциал, обучаться социальной коммуникации и развивать в себе различные компетенции, способствующие наиболее безболезненной социализации. Научить, не навязывая определенных стереотипов поведения, – девиз библиотеки.
На базе Могилевской ОНТБ открыт научно-образовательный центр «Ступени», проекты которого призваны развивать творческий потенциал у подростков.
Для примера можно выделить несколько проектов: «Географическая грамотность», #Breakfast_Challenge (акция по приготовлению завтраков), «Школа финансовой грамотности», «Могилевская школа блогеров» и «3D-лаборатория».
«Географическая грамотность» – это проект, направленный на развитие местного туризма, а также улучшение компьютерных навыков и навыков ориентирования на местности подрастающего поколения.
Во время проекта ребята составляли на планшетах карты – маршруты велосипедного движения, работали с различными видами карт, решали географические задачи, квизы, участвовали в квесте по городу Могилеву. Подростки также приняли участие в квесте в Печерском лесопарке с использованием навигаторов, совершили экскурсию по важным историческим местам города Могилева, познакомились с правилами дорожного движения.
Занятия проходили в сложный период пандемии. По этой причине участники делились на две группы – очную и заочную. В качестве завершения проекта заочная группа представила план местности города, а очная – прототип местности, распечатанный на 3D-принтере.
Все занятия в проекте проходили в игровой форме. Почему именно в игровой? Необходимо было сделать их комфортными, сводя нагрузки после школы к минимуму. Каждое занятие разрабатывалось таким образом, чтобы участники изучали необходимый материал играя и общаясь.
В ходе проекта участники учились эффективно общаться, познавать мир, работать с различными источниками информации.
Сегодня стала очень популярной тема финансовой грамотности, существуют коммерческие школы для детей и взрослых. Образовательные учреждения тоже стали подключаться к этой теме.
Цель проекта Могилевской ОНТБ «Школа финансовой грамотности» – научить подростков правильно распоряжаться деньгами.
В этом проекте приглашенные библиотекой сотрудники страховой компании «Стравита» объясняли подросткам, как работают деньги, что такое экономия и разумное управление расходами, концепцию безналичных платежей. В рамках проекта участники научились находить информацию о зарплатах в выбранной ими профессии и, исходя из этой информации, планировать свой бюджет в будущем.
В завершение проекта каждый участник подготовил домашнее задание, в котором рассказал о своем любимом бизнесмене/бизнесвумен, которые начинали свой путь с нуля. После чего участники прошли тест в присутствии небольшой комиссии, где подтвердили свои навыки, полученные на проекте. Таким образом, ребята повысили финансовую грамотность.
#Breakfast_Challenge – это акция по приготовлению завтраков для участников всех проектов Могилевского филиала РНТБ. Ее особенность в том, что она виртуальная. Во время пандемии участникам, волонтерам и коллегам была предложена интересная идея, объединяющая всех на кухне: каждый, сидя у себя дома, мог научить другого готовить свой любимый завтрак. Приготовление блюд осуществлялось в прямом эфире, где любой желающий мог задать вопрос и получить быстрый ответ.
В апреле 2022 года в Могилевском филиале РНТБ стартовал проект «Могилевская школа блогеров», который стал продолжением проекта по формированию журналистских навыков у подростков, проходившего на базе библиотеки ранее. Участники обучались этикету блогера, азам ораторского и актерского мастерства, журналистики, деловому общению, грамотному выходу из конфликтных ситуаций, написанию статей, цензуре, авторскому праву, основам фото- и видеосъемки и монтажа.
В рамках проекта участники посетили телерадиокомпанию «Беларусь 4», познакомились с работой монтажеров, видеооператоров, ведущих и журналистов.
По окончании проекта участникам было необходимо создать видео для социальной сети, в которой они планируют развивать свой блог. Среди видеороликов значительное место заняли видео, популяризирующие родной город и его лучшие места.
Изначально этот проект планировался в виде небольшого состязания, но до окончания проекта некоторые участники покинули его. Это связано и с большой загруженностью старшеклассников, и с особенностями самих детей (многие не смогли побороть свою застенчивость, другим просто не хватило терпения). В результате было принято решение наградить одинаково всех 10 человек, добравшихся до финала.
Этот проект способствовал становлению личности участников, стремлению генерировать собственные идеи и становиться творцом, создавать что-то новое. Участники проекта учились преодолевать психологические барьеры в общении как со взрослыми, так и со сверстниками, работать в группах, приобретали новый опыт в освоении технических средств. Проект позволил значительно развить в подростках их творческие потенциалы и дать по-новому взглянуть на окружающую социокультурную среду.
Последний проект, который хотелось бы представить, – это проект «3D-лаборатория». Могилевский филиал РНТБ имеет хорошую материальную базу, в которую входит наличие 3D-принтера, 3D-ручек, очков виртуальной реальности, хороших компьютеров, различных игровых наборов, программируемого LEGO-робота и др.
В этом проекте хотелось развить творческий потенциал участников через изучение работы с ресурсами центра. На занятия приглашались небольшие группы участников 6–9 классов, занятия готовил и проводил инженер-программист библиотеки.
В рамках проекта участники научились самостоятельно создавать модели в программе для 3D-принтера и самостоятельно их печатать, программировать LEGO-робота, задавая ему различные задачи и подготавливая для проверки его работоспособности различные препятствия, создавать простейшие сайты и др.
Подводя итоги, стоит отметить, что мы никоим образом не пытались подменить функции образовательных учреждений. Мы проводили проекты с целью социализации подростков и обучения определенным навыкам, которые могут пригодиться в будущем: навыкам анализа данных, коммуникации (проведение опросов, интервью и т.д.), работы в команде, умению объяснить свою точку зрения и выслушать оппонента.
Подобные мероприятия способствуют не только получению новых знаний, но и приучают к библиотеке, знакомят с навыками работы с информацией. Мы готовим наших потенциальных читателей, ведь среди привлеченной в библиотеку молодежи наверняка есть будущие ученые, изобретатели, исследователи, которых уже в юном возрасте библиотека учит находить и использовать нужную информацию, способную привести их к успеху.