ЗАЧЕМ БИБЛИОТЕКЕ SWOT-АНАЛИЗ?
Лызо О.В., заведующий Брестским филиалом РНТБ
Когда человек не знает, к какой пристани держит путь,
ни один ветер не будет попутным.
Сенека
На пороге Четвертая промышленная революция. Прогнозируется, что в будущем отпадет необходимость в высшем образовании. Технологии развиваются так стремительно, что человеку на протяжении жизни придется постоянно переучиваться. Мир меняется, и чтобы не отстать от мира, библиотеки должны искать новые подходы к управлению, заниматься стратегическим планированием. Универсальный инструмент стратегического менеджмента – SWOT-анализ.
SWOT – это аббревиатура:
Strengths – сильные стороны.
Weaknesses – слабые стороны.
Opportunities – возможности.
Threats – угрозы.
Метод SWOT-анализа позволяет оценить работу предприятия (компании, организации) или отдельного подразделения, выявить его сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, которые исходят от внешнего окружения. Это «быстрый» маркетинговый анализ, на основании которого можно определить, в каком направлении развиваться. Использовать его можно и в личных целях, например, чтобы принять решение о смене работы или места жительства.
Выявить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы – основа стратегического планирования. Для библиотек всех типов такой внутренний аудит поможет сосредоточить ресурсы и услуги на самых перспективных для развития библиотеки направлениях. Достигнутые успехи надо поддерживать и улучшать.
Для начала определитесь с объектом исследования – библиотека в целом, структурное подразделение или конкретная проблема. Затем заполните таблицу. Запишите внутренние (слабые, сильные) и внешние (угрожающие, благоприятные) факторы. Сведения можно ранжировать по значимости. Информацию надо сопоставить, проанализировать, сделать выводы.
SWOT-анализ субъективен. Чтобы избежать голословных утверждений («мы лучше всех»), подтвердите или опровергните это статистикой. Проанализируйте цифры, количественные и качественные показатели. Посмотрите на библиотеку глазами клиентов, конкурентов, с точки зрения бизнеса.
Для оценки положения организации специалисты рекомендуют рассмотреть:
- менеджмент – потенциал, квалификацию, мотивацию сотрудников высшего и среднего звена;
- маркетинг – рекламную активность, PR, эффективность;
- персонал – квалификацию, компетенции, мотивацию;
- каналы сбыта услуг, потребности, запросы, информационную активность пользователей;
- пакет услуг – спрос, прибыльность, качество, имидж, репутацию;
- конкурентов – преимущества, качество услуг, ценовую политику, программы лояльности и т.д.
НЮАНСЫ
- SWOT-анализ учитывает текущее состояние внутренних и внешних факторов. Меняются обстоятельства, значит, нужен новый анализ.
- Метод оперирует субъективными суждениями, опирайтесь на факты.
- Проводить его лучше коллективно, в команде из управленцев и исполнителей.
- Заранее изучите статистику, выявите основных конкурентов.
- Определите объект исследования: структурное подразделение, вид деятельности, конкретная проблема или библиотека в целом. Можно проанализировать официальный сайт или аккаунты в социальных сетях.
- SWOT-анализ – это мозговой штурм.
………………
АНАЛИЗ СИЛЬНЫХ СТОРОН (S)
Сильные стороны – внутренние факторы, которые обеспечивают библиотеке конкурентное преимущество.
Библиотеки в качестве сильных факторов отмечают: квалифицированные кадры, развитую систему управления персоналом, техническое обеспечение, ассортимент услуг, научную деятельность сотрудников, внедрение инноваций, хорошие условия труда, корпоративную культуру, автоматизацию и т.д.
- Какие потребности удовлетворяют ваши решения?
- В чем ваше отличие от конкурентов?
- Что вы делаете лучше?
- За что вас ценят клиенты?
- Если библиотека не имеет отличительных преимуществ, то какие из сильных сторон могут стать таким преимуществом?
Сильные стороны – то, что следует развивать.
АНАЛИЗ СЛАБЫХ СТОРОН (W)
Слабые стороны – внутренние факторы, недостатки, которые мешают развитию.
Библиотеки отмечают: отсутствие необходимого уровня компетенции и квалификации персонала, наличие вакантных должностей, низкий уровень оплаты труда и поощрения, отсутствие научной деятельности, авторитарный стиль руководства, старение персонала, нехватку новых компетенций, увеличение нагрузки на библиотекарей.
Используйте метод «тайный покупатель».
- Что конкуренты делают лучше?
- На что жалуются клиенты?
- Что можно делать лучше?
- Влияют ли недостатки на уровень удовлетворенности клиентов, имидж и репутацию организации?
- Какие слабости можно устранить или преобразовать в преимущества?
Слабые стороны – то, что нужно устранять.
АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ (O)
Возможности – внешние благоприятные факторы, которые библиотека может использовать для развития.
Например, государственная поддержка, появление новой группы пользователей, возможность участвовать в конференциях, конкурсах и других проектах, позитивная ситуация в экономике, новые технологии и т.д.
- Зависит ли от внешних факторов активность ваших клиентов?
- Благоприятна ли ситуация в вашей отрасли?
- Появились ли новые возможности?
- Можете ли приобрести новые ресурсы?
- Растет ли спрос на услуги?
- Есть ли перспективы для развития?
- Кто и как мог бы содействовать развитию?
Благоприятные факторы – отслеживать, использовать.
АНАЛИЗ УГРОЗ (T)
Угрозы – внешние негативные факторы, которые могут препятствовать развитию библиотеки.
Например, запреты, ограничения, новые конкуренты, экономическое положение, социально-демографическая ситуация, конкуренция на рынке информационных услуг, уменьшение финансирования и т.д.
- Кто ваши главные конкуренты?
- Падает ли спрос на услуги?
- Какие факторы мешают развитию?
- Ваши действия, если обстоятельства улучшатся?
Угрожающие факторы – отслеживать, нейтрализовать или преобразовать в возможности.
Чтобы учесть возможные варианты решений, можно усложнить задачу, построить SWOT-матрицу. Рассмотрите все сильные и слабые факторы в сочетании со всеми возможностями и угрозами. Идеи запишите и проанализируйте. Приоритетными будут те, которые работают на миссию библиотеки.
…………………….
Библиотеки сегодня делятся опытом, как перестраивали работу и добивались успеха в условиях жестких противоэпидемиологических ограничений, связанных с COVID-19. Это пример того, как угрозы были преобразованы в возможности.
SWOT-анализ не дает универсальных ответов, но помогает принимать решения, выстраивать приоритеты, разрабатывать стратегии с учетом меняющихся внутренних и внешних факторов.
Читайте, анализируйте, двигайтесь вперед!
Список использованных источников
- Мансуров, Р. Е. Настольная книга Большого руководителя. Как на практике разрабатывается стратегия развития / Р. Е. Мансуров. – 2-е изд. – М. : Инфра-Инженерия, 2015. – 205 с.
- Нестеренко, Т. С. Анализ деятельности библиотеки как основа стратегического управления [Электронный ресурс] / Т. С. Нестеренко. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/swot-analiz-deyatelnosti-biblioteki-kak-osnova-strategicheskogo-upravleniya/viewer. – Дата доступа: 22.02.2021.
- Онуфриенко, Г. Ф. Латвийская национальная библиотека (ЛНБ) в «Замке света» (позиционирование библиотеки в информационном обществе) [Электронный ресурс] / Г. Ф. Онуфриенко // Библиотека в эпоху перемен. Дайджест / ЦИПР РГБ. – 2015. – Вып. 2 : Позиционирование библиотек в информационном обществе. – Режим доступа: http://infoculture.rsl.ru/donArch/home/bep/2015/02/2015-02_bep-29.pdf. – Дата доступа: 22.02.2021.
- Петушко, Н. Е. Библиотечный маркетинг : учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс] / Н. Е. Петушко. – Минск : Белорус. гос. ун-т культуры и искусств, 2010. – 116 с. – Режим доступа: http://repository.buk.by/bitstream/handle/123456789/13508/B%D0%86BL%D0%86OTECHNYIY%20MARKET%D0%86NG.pdf?sequence=1&isAllowed=y. – Дата доступа: 22.02.2021.
- Смирнова-Матрос, М. Что такое SWOT-анализ и как он помогает бизнесу [Электронный ресурс] / М. Смирнова-Матрос. – Режим доступа: https://www.unisender.com/ru/support/about/glossary/shto-takoe-swot-analiz/. – Дата доступа: 22.02.2021.
- Харинский, А. МВА без воды : [стратегия, бизнес-процессы и контроль. Лидерство, мотивация и управление конфликтами. Переговоры, продажи и репутация] / А. Харинский. – СПб [и др.] : Питер : Питер Пресс, 2017. – 318 с. – (Практика лучших бизнес-тренеров России).