Выставочная деятельность РНТБ
Демидова О.В., заведующий отделом коммуникаций и информации по устойчивому развитию РНТБ
Традиционно считается, что книжная выставка – это публичная демонстрация книжных фондов, способствующая наиболее полному раскрытию их «богатств», пропаганде библиотечных сокровищ. И библиотека может заниматься только такой выставочной деятельностью. Однако со временем требования к выставкам претерпевают изменения.
Сегодня выставочная деятельность включает в себя не просто оформление и демонстрацию выставки, но и ее проектирование, организацию, создание. Это творческий, трудоемкий процесс. Ушли в прошлое выставки заурядные, безликие, серые. В настоящее время есть масса возможностей показать книгу достойно. Выставка – это всегда творчество.
Выставочная деятельность рассматривается сейчас как образовательный проект, в котором участники получают информационные, коммуникативные знания, обучаются проектной технологии, выстраивают социальное партнерство и приобретают навыки культуры чтения.
Выставка направлена на привлечение читателей, активизацию познавательной деятельности, продвижение современной литературы и различных видов изданий, формирование информационной культуры читателей, а также непрерывное образование библиотечных кадров.
Из всех видов деятельности по стимулированию чтения выставки – непревзойденный инструмент библиотечной политики. Выставки помогают библиотеке создать имидж. А «нестандартная» выставка или, как ее еще называют, «авторская» – это отступление от общепринятых правил, личностный взгляд на проблему и способ ее решения, то есть это продукт творчества.
Различные формы выставок не только привлекают внимание, но и активизируют познавательную деятельность читателей, способствуют повышению уровня восприятия, вызывая всплеск эмоций. Возможности выставок огромны и для развития творческих способностей пользователей библиотек.
А еще, говоря языком маркетинга, выставка – это один из «товаров» библиотеки. И она должна быть «продана», замечена, востребована.
Создание выставок, даже вполне традиционных их разновидностей, как будто бы освоенных многолетней практикой, требует от библиотекаря постоянного совершенствования, сочетания знаний и умений с глубокой эрудицией, творческой фантазией и даже изобретательностью.
Библиотечные выставки можно классифицировать по ряду признаков:
по статусу – самостоятельные или сопровождающие мероприятие;
по содержанию – универсальные, отраслевые, тематические, персональные;
по целевому назначению – в помощь учебе, для повышения общеобразовательного и общекультурного уровня, в помощь профессиональной деятельности, в помощь научной деятельности;
по времени публикации и поступления в библиотеку представленных на них материалов – новых поступлений, за разные годы, «забытые издания», ретроиздания;
по месту экспонирования – организуемые в библиотеке или за ее пределами, а также виртуальные книжные выставки;
по срокам функционирования – постоянные, длительные, кратковременные;
по полноте раскрытия фонда – просмотровые, локальные, полочные;
по видам изданий – книжные, других видов изданий, нескольких видов изданий одновременно (комплексные), новых носителей информации;
по конструктивным особенностям – витринные, внутристеллажные, внутриполочные, выставки-«развалы» на столах, передвижные и др.
В РНТБ выставочной деятельности уделяется очень большое внимание. В конце каждого года составляется «Координационный план научно-практических мероприятий и тематических выставок» на следующий год. В нем отражается выставочная деятельность всех структурных подразделений библиотеки по месяцам. Представлен он в виде таблицы. В плане мы можем видеть: как называется выставка, время и место ее проведения, кто ответственен за ее организацию. Руководители структурных подразделений подают свои планы в ОКИУР, который на их основе составляет сводный план. Этот документ согласовывается с заместителем директора по научной работе, ученым секретарем и заведующими структурными подразделениями РНТБ. После согласования утверждается директором.
В своей деятельности РНТБ использует как традиционные, так и нетрадиционные книжные выставки.
К традиционным видам книжных выставок мы относим:
выставки новых поступлений;
выставки по актуальным темам и проблемам;
персональные выставки;
выставки к знаменательным и памятным датам.
Выставки новых поступлений. Суть этих выставок заключается в систематическом предоставлении информации о новых поступлениях изданий в библиотеку за тот или иной период (обычно это одна-две недели). Просмотр литературы на выставках позволяет выявить нужные данные из разных источников. Эффективность выставок зависит от их правильной организации, полноты показа литературы, поступающей в библиотеку, как отечественной, так и зарубежной: книг, брошюр, журналов и продолжающихся изданий, специальных видов технической литературы и т.д. Выставка должна быть регулярной и оперативной. Чтобы систематически следить за поступлением новой литературы в библиотеку, читатели должны знать, что экспозиция сменяется в определенный день. В РНТБ это выставка изданий, поступивших в библиотеку за последнюю неделю, прошедших отдел комплектования фонда и отдел каталогизации документов. Их выставляют в читальном зале научно-технической литературы на открытые полки по отраслям, что позволяет читателю легко найти необходимую литературу. Экспозиция включает все виды документов, поступающих в РНТБ, и меняется каждую пятницу.
Тематические выставки. Представлены во всех читальных залах РНТБ по видам поступающих документов. Задача тематической выставки – показать наиболее ценные документы по актуальной теме, помочь читателю выбрать те, которые ему нужны для изучения конкретного вопроса. Выставки проводятся не только в читальных залах, но и в рамках мероприятий, как собственных, так и организаций-партнеров.
В 2021 году начал свою реализацию комплексный проект «От идеи до производства», суть которого – раскрыть фонды библиотеки по определенной теме максимально полно. Ключевым объектом проекта является выставка различных видов документов: патентов, технических нормативных правовых актов, промышленных каталогов, книг и периодических изданий. Изюминкой выставки являются книги из фонда читального зала ретроизданий, которые каждый пришедший на выставку может подержать в руках и полистать. Также выставка иллюстрируется дополнительными предметами, атрибутами и видеоматериалами. Продолжается проект на портале библиотеки иллюстрированной энциклопедией, содержащей информацию о развитии производства в Республике Беларусь по выбранной теме, а социальные сети служат рекламной площадкой. Проект очень живой и постоянно прирастает новыми идеями.
Персональные выставки. Цель таких экспозиций – привлечь внимание к какой-то личности, пробудить желание как можно больше узнать об этом человеке, его жизни и деятельности. Такая выставка посвящается ученому, историческому лицу.
Традиционно персональная выставка включает три раздела: первый рассказывает о жизни персоны, второй посвящен его деятельности, третий представляет произведения, труды этого человека.
В 2020 году такие выставки были посвящены жизни и деятельности Жореса Алферова и лауреатам Демидовской премии.
К знаменательным и памятным датам, таким как День науки, День спасателя, Международный день интеллектуальной собственности, Всемирный день охраны труда и так далее, в РНТБ оформляются соответствующие выставки.
РНТБ использует в своей деятельности также и нетрадиционные формы выставочной работы.
Выставка-экспозиция – это синтез библиотечной и музейной выставки. Предметы и аксессуары, представленные на ней, способствуют более глубокому погружению в тему, которой посвящена выставка, более глубокому пониманию и восприятию представленных на ней документов. Причем предметов и аксессуаров здесь значительно больше, чем на обычной библиотечной выставке.
К таким выставкам можно отнести экспозицию «Мир на четырех колесах», посвященную автомобилям, выставку «История изобретений и открытий», посвященную телефону, которая прошла в Брестской ОНТБ, и многие другие.
В особом ряду стоят виртуальные выставки.
Виртуальная выставка – это публичная демонстрация в сети Интернет с помощью средств веб-технологий виртуальных образов специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, а также общедоступных электронных ресурсов, рекомендуемых удаленным пользователям библиотеки для обозрения, ознакомления и использования. Виртуальные выставки служат средством наглядной демонстрации библиотечного фонда и размещаются на интернет-портале библиотеки.
Их можно увидеть как на главной странице (Топ 10), так и в разделе «Информационные ресурсы».
Выставка «Топ 10» представлена в виде автоматически листающегося слайдера и знакомит пользователей портала с самыми популярными изданиями из фонда РНТБ.
В разделе «Информационные ресурсы» находится подраздел «Виртуальные тематические выставки. Новые поступления», в котором размещены виртуальные выставки новых поступлений и тематические выставки. Кроме того, в этом же подразделе можно познакомиться с буктрейлерами и ретроспективной тематической выставкой «Республиканская научно-техническая библиотека в документах и публикациях. 1977-2018 гг.».
Весомую роль в рекламе деятельности РНТБ и популяризации ее ресурсов играют выездные выставки. Библиотека является информационным партнером таких крупных международных выставочных площадок, как «ЭКСПОФОРУМ» и «МИНСКЭКСПО». После подписания Соглашения об информационном партнерстве библиотека получила возможность презентовать свои ресурсы на таких международных выставках, как «Белагро», «Профсварка». «Мебель и инновации», «Вода и тепло», HoReCa. RetailTech, Белорусский промышленный форум, «Пластикс», «Образование и карьера». Участие в таких выставках способствует установлению контактов и партнерских связей между библиотекой и потенциальными коллективными пользователями, а также пополнению фонда промышленных каталогов уникальными изданиями.
Как происходит установление партнерских связей? Берем свои визитки, подходим к стенду предприятия или компании, представляемся и общаемся. Сотрудники отдела, работающие на выставках, должны прекрасно ориентироваться во всем многообразии фонда. Должны быть готовы дать консультацию по любому вопросу, к дежурству на выставке должны подходить с интересом и инициативой.
Как привлечь внимание читателей к выставке, проходящей в библиотеке? Есть несколько способов.
Способ 1. Реклама выставок в печатных и интернет-СМИ. Ежемесячно составляются пресс-релизы и разрабатываются баннеры на предстоящие выставки. Пакет материалов рассылается по электронной почте в СМИ Минска.
Способ 2. Реклама в помещении библиотеки. Для посетителей библиотеки оформляются красочные афиши, которые размещаются на информационных стендах библиотеки.
Способ 3. Реклама на интернет-портале и в социальных сетях. В этом году мы внедряем новый вид рекламы для удаленных пользователей – презентационный стилизованный видеоролик.
В 2020 году на главной странице портала РНТБ появился 3D-тур по читальным залам библиотеки. Это инновационный инструмент, который помогает презентовать наше пространство. С помощью виртуального 3D-тура удаленные пользователи могут дистанционно окунуться в атмосферу нашего пространства и познакомиться с его возможностями.