Американские библиотеки – пространства неисчерпаемых возможностей
Автор: Медведская А.О., заведующий Могилевским филиалом РНТБ
Источник: Информационный бюллетень РНТБ. — 2020. — № 1. — С. 48-60. — (Международное сотрудничество).
Моя стажировка в США проходила в рамках международной программы Visitor Leadership (IVLP), которая поддерживается Госдепартаментом США. Участники этой программы ежегодно номинируются сотрудниками посольств США по всему миру.
Благодаря программе библиотечного партнерства «Всё о США» посольства США в Республике Беларусь, мне, как координатору партнерского центра Mogilev InfoUSA, посчастливилось стать участником этой стажировки.
В разные годы в такой программе участвовали многие представители белорусских библиотек, в том числе директор РНТБ Сухорукова Раиса Никандровна, главный библиотекарь отдела патентных документов РНТБ Устинов Павел Александрович.
Кроме меня, в состав группы входили еще 4 представителя библиотечного сообщества Беларуси: Елена Богатёнок, директор Централизованной библиотечной системы г. Витебска; Юлия Галковская, декан факультета информационных и документных коммуникаций Белорусского государственного университета культуры и искусств; Елена Копыток, директор Борисовской центральной районной библиотеки им. И.Х Колодеева; Инна Юрик, директор Научной библиотеки БНТУ, председатель ББА.
Цель нашей стажировки заключалась в изучении роли библиотек в американском обществе в 21 веке.
С 18 января по 8 февраля 2020 года мы преодолели путь почти в 20 тыс. км. на самолетах, автобусе и поезде; побывали в штатах Нью-Йорк, Пенсильвания, Колорадо, Кентукки, Индиана, в городе Вашингтон (округ Колумбия); посетили 25 библиотек, 1 школу, 18 музеев, мюзикл на Бродвее и концерт в Карнеги-Холл в честь Мартина Лютера Кинга.
Одним словом, у нас была возможность увидеть, как живут, работают и отдыхают американцы.
Первым городом нашей стажировки стал Вашингтон. Город достаточно зеленый, чистый, спокойный, там нет высотных зданий и мало машин. Поразил своей скромностью Белый дом.
В первые дни у нас не были запланированы профессиональные визиты, т.к. наши организаторы дали нам возможность адаптироваться и отдохнуть от долгого перелета. Но для нас были организованы: экскурсия по городу, лекция по федерализму и, по желанию, посещение музеев Смитсоновского комплекса.
Благодаря интереснейшей лекции о системе федерального правительства США г-на Акрама Р. Элиас, можно сказать, мы «открыли Америку». Приведу некоторые выводы и факты по итогам лекции.
Поразило то, что уровень политической культуры и участия граждан в общественной жизни очень высок.
В США развита концепция государственно-частного партнерства. Местные сообщества влияют на финансирование. Американцы берут на себя инициативу и создают районные организации, которые устанавливают профессиональные стандарты в той сфере, где они работают.
В стране зарегистрировано 2 млн. негосударственных организаций.
Частный сектор экономики является ее драйвером. 77% – частные предприятия. 80% населения работает на частный бизнес.
В США нет министерства информации, государство не влияет на фундаментальное право каждого гражданина в получении информации.
В США нет министерства культуры, но кино, музыка, библиотеки на первом месте в мире.
Эмиграция – это определяющий фактор американской жизни. В Америке существует множество программ для эмигрантов по ликвидации безграмотности, которые осуществляют библиотеки.
Музей, исследовательский и образовательный центр, галерея искусств. Это все он – Смитсоновский институт! Его музейно-исследовательский комплекс состоит из 19 музеев и галерей и находится в самом центре Вашингтона. Общая стоимость предметов, произведений искусства и образцов в Смитсоновском институте оценивается почти в 137 миллионов долларов. Коллекции отличаются большим разнообразием: от насекомых и метеоритов до локомотивов и космических кораблей, от окаменелости возрастом 3,5 миллиардов лет до лунного десантного модуля Аполлон, от рубиновых тапочек, представленных в «Волшебнике страны Оз», до президентских картин и памятных вещей.
Мы посетили 10 из 19 музеев Смитсоновского комплекса. Судя по большому количеству посетителей, видно, что американцы и туристы любят Смитсоновский институт. Вход во все его музеи бесплатный. Ежегодная посещаемость Смитсоновского института – 20 млн. человек, причем почти половина из них приходит в Национальный аэрокосмический музей.
Музеи доступны для людей любого возраста. Для детей созданы разные интерактивные стенды, проводятся мастер-классы, летом организуются школьные лагеря.
Сотрудниками Смитсоновского института разработано множество образовательных инструментов, которыми можно воспользоваться учителям и библиотекарям при планировании программ (https://www.si.edu/educators).
Mogilev InfoUSA при планировании своей работы обращается к ресурсам Смитсоновского института, в том числе мы использовали руководство по оформлению интерьера партнерского центра, образовательные игры и квесты при реализации проекта по геограмотности (https://airandspace.si.edu/explore-and-learn/geography-from-space/).
Библиотека как hub американского общества (hub – центр, узел сети)
«Наши двери открыты для всех!» – таков девиз американских библиотек.
Пожалуй, самыми важными причинами популярности библиотек в американском обществе являются их общедоступность и демократичность, открытый доступ к книгам.
Первое представление об американских библиотеках мы получили на встрече с Эми Гармер, бывшим руководителем проекта «Диалог по публичным библиотекам» Аспенского института, которая поделилась с нами новым видением библиотек США, их меняющейся роли и будущих тенденций.
Согласно исследованию, недавно проведенному Международной ассоциацией городских менеджеров (ICMA) совместно с Аспенским институтом и Ассоциацией публичных библиотек (АПБ), городские власти считают публичные библиотеки важнейшим ресурсом, поддерживающим образование, способствующим распространению цифровой грамотности и росту доступности цифровых технологий, а также проявляют интерес к развитию новых ролей, которые может играть библиотека, чтобы решать другие проблемы общества.
Можно выделить 4 общественных приоритета, где библиотеке, по мнению местных властей, может принадлежать важная роль:
быстрый доступ к Интернету (73%);
цифровая грамотность (65%);
образование в раннем детстве (65%);
развитие гражданского общества (45%).
А как воспринимают библиотеку американцы?
Согласно опросу, американцы считают, что публичные библиотеки помогают им найти достоверную и надежную информацию; учиться новому; помогают в личностном росте, в борьбе со стрессами и даже в защите персональных данных.
Приятно, что интерес к библиотекам больше всего присущ миллениалам – людям в возрасте от 18 до 35 лет. Молодые люди, которые посещают библиотеки чаще, чем пожилые американцы, особенно склонны говорить, что библиотека помогает им с поиском надежной информации.
Библиотеки немало делают для привлечения публики: в большинстве библиотек есть бесплатный Wi-Fi, а в сельской местности библиотека часто является единственным местом, где возможен свободный доступ в Интернет.
Кроме того, в публичных библиотеках посетителям помогают составить резюме, найти работу, обучают новым технологиям, проводят чтения и мастер-классы.
В американских библиотеках можно найти и взять на дом не только художественную и специализированную литературу, но и периодические издания разных лет, видео- и аудиодиски, нотные тетради.
Публичная библиотека является весьма популярным и значимым социальным институтом в США. Для американца посещение библиотеки – это один из способов проведения досуга. Если зайти в субботу днем в библиотеку небольшого города, то в читальном зале с трудом найдется свободное место.
Мною был задан вопрос: «Опишите портрет современного библиотекаря, способного работать в нынешних условиях». Эми Гармер отметила:
- способен качественно обслуживать читателя;
- способен вдохновлять своих сотрудников;
- лидер библиотеки проводит половину рабочего времени вне стен библиотеки и налаживает контакты с местным сообществом.
Ранее я говорила о том, что в США нет министерства культуры, но в Вашингтоне мы посетили Институт музейных и библиотечных наук.
Миссия этого учреждения заключается в том, чтобы мотивировать библиотеки и музеи к инновациям и активному участию в культурной и гражданской жизни. Данный институт предоставляет гранты библиотекам и музеям. В год поступает до 2 тыс. заявок, приоритет отдается проектам, направленным на развитие лидерских навыков, на развитие культурного многообразия и социальной справедливости, поддержку цифровых технологий.
В Вашингтоне для нас был организован визит в Библиотеку Конгресса США, которая потрясает своим убранством и величием. Библиотека Конгресса воспринимается американцами и туристами как символ консолидированного духа нации, ее величия.
В Библиотеке Конгресса ежедневно организуются экскурсии, проходят летние программы повышения квалификации для преподавателей (https://www.loc.gov/teachers/).
В течение недели специалисты Библиотеки Конгресса по образованию проводят обучающие тренинги с использованием первоисточников для привлечения студентов и формирования навыков критического мышления. Участники размышляют и обсуждают, как эти стратегии применяются к их студентам, предметным областям, классам или школьным библиотекам.
Основное внимание уделяется обучению и применению методов преподавания, но участники также имеют возможность встретиться с экспертами из библиотеки и, возможно, провести исследования в читальных залах библиотеки.
Будучи в Нью-Йорке, мы посетили Нью-Йоркскую публичную библиотеку.
Меня удивило, что к открытию у библиотеки собралась очередь. Признаюсь, для меня было сюрпризом, что Нью-Йоркская публичная библиотека открыта для всех желающих, независимо от образования, места жительства, профессии и гражданства. При входе не спрашивают никаких документов. Никто не интересуется, как ваша фамилия, кем вы работаете и чем занимаетесь. Вы пришли в библиотеку читать или поработать за компьютером, и такую возможность она предоставляет всем без исключения.
Лидерство – это не про должность
В первый день пребывания в Колорадо-Спрингс мы посетили местную школу Trailblazer Elementary School. В школе функционирует медиa-центр «THE DIFFERENCE».
Главное отличие школьной библиотеки в том, что юные читатели определяют политику развития. Здесь каждый читатель – это учитель и лидер. В библиотеке дети занимаются тем, что им интересно (читают, выполняют домашнее задание, помогают библиотекарю). Дети искренне заинтересованы тем, что происходит в библиотеке, они влияют на комплектование фонда, самостоятельно оформляют книговыдачу и расставляют книги.
Нам разрешили присутствовать на уроках и пообщаться с учениками и учителями этой школы. В процессе наблюдения стало понятно, что главный участник учебного процесса – ученик, который четко знает свои задачи на уроке. Весь учебный процесс разнообразен, один вид деятельности сменяется другим, дети способны оценить свои успехи и не боятся высказывать свое мнение.
На уроке математики ученики работают в микрогруппах по 4-5 человек. Одна группа решает задачи на планшетах, другая – играет в настольную математическую игру, третья – решает таблицу умножения, затем они меняются.
На вопрос к учителю, как оценивают учеников, мне ответили, что каждый ученик способен оценить себя сам и он знает, чего он достиг на уроке, а что получилось не очень хорошо.
На уроке рисования учитель использует первоисточник и предлагает детям порассуждать о нем. На экране ученики видят фотографию, на которой изображены белые люди и чернокожая девочка. В ходе рассуждения дети учатся быть наблюдательными, критически мыслить.
Это пример из школы, но во всех библиотечных программах для детей и подростков прослеживается формирование навыков лидерства.
Один из таких примеров – проект «YOUmedia» Чикагской публичной библиотеки. Мы не посещали эту библиотеку, но нам рассказывали об этом проекте на одной из первых встреч с представителем Аспенского института.
Проект начал свою работу в 2009 году в сотрудничестве с Digital Youth Network на основе исследований, проведенных при поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартур. С момента открытия «YOUmedia» предоставил чикагским подросткам пространство для общения, использования различных цифровых медиаресурсов и получения поддержки от заботливых и вовлеченных наставников. Концепция и пространство «YOUmedia» были воспроизведены в 30 городских музеях, библиотеках и внешкольных центрах по всей стране в качестве проверенной модели для обучения, карьерного успеха и формирования навыков лидерства.
Проект «Безопасное место» реализуется почти во всех библиотеках, где есть подростковые отделы/центры. Суть проекта в том, что публичная библиотека – это безопасное место для учащихся средней и старшей школы, где они могут выполнять домашние задания, проводить исследования, участвовать в программах и инициативах по лидерству, а также реализовывать свои творческие способности.
Проект «Т4» реализует Бруклинская публичная библиотека. Участвуя в проекте, подростки изучают новые компьютерные навыки в двухнедельном летнем технологическом лагере, а затем делятся этими навыками, помогая посетителям использовать библиотечные компьютеры. Участники помогают сотрудникам библиотеки в устранении неполадок в компьютерах и проведении семинаров по компьютерному обучению для широкой публики. При успешном окончании проекта участники получают стипендии и часы волонтерской работы.
Еще один важный навык социального взаимодействия, который характерен для менталитета американцев, – это способность отдавать.
В одной из библиотек Колорадо-Спрингс Pikes Peak Library District – Sand Creek Library реализуется проект, направленный на формирование предпринимательских навыков «Процветай, Колорадо-Спрингс!». Библиотека выступает как основной общественный узел, стратегический партнер при реализации проекта. Проект состоит из нескольких этапов:
- выработка предпринимательского менталитета;
- фаза открытий;
- апробирование концепций;
- маркетинговое исследование;
- окончательный бизнес-план и реализация задуманного.
Я поинтересовалась у тренера проекта о том, почему он жертвует личным временем и обучает людей этим навыкам. Мне ответили: «Копя, мы рассчитываем только на себя, как бы замыкаемся и упускаем массу возможностей. В мое развитие вкладывали время и силы другие люди. И я хочу не только получать, но и отдавать. Обмен – это движение, развитие».
В США очень высокий уровень социальной ответственности бизнеса. Многие крупные и мелкие компании жертвуют средства на строительство библиотек, на поддержку различных проектов и инициатив.
Всем известно, что США – это страна волонтеров. Какие бы места мы ни посещали, будь то музеи, библиотеки, концертные площадки, везде трудятся волонтеры. Но эту культуру прививают с детства. И это не покидает сознание многих американцев на протяжении всей жизни.
ALA – воплощение надежды
Способность библиотек поднимать настроение, открывать путь к надежде и предлагать второй шанс эхом отдавалась в словах спикеров.
С 24 по 28 января 2020 года в Филадельфии, в конгресс-центре «Пенсильвания», прошло ежегодное Зимнее совещание и выставка-ярмарка Американской библиотечной ассоциации (англ. The American Library Association (ALA)). Конференцию посетили более 8000 человек, включая более 2600 участников выставки. Всем им был предложен широкий спектр образовательных сессий, основных докладов и общественных мероприятий. На Зимнем совещании ALA выступили докладчики, которые еще раз подтвердили, что библиотеки трансформируют жизни людей посредством инновационных образовательных ресурсов и программ.
На конференции прошло вручение очень популярных молодежных медиапремий, в рамках которых награждались книги, видео и другие материалы для детей и подростков.
Нововведением Зимнего совещания ALA стала премия «Я люблю своего библиотекаря». Эта национальная премия отмечает выдающийся вклад библиотекарей, работающих в государственных, школьных, общественных или университетских библиотеках, которые преобразуют свои сообщества и улучшают жизнь. Из более чем 1950 кандидатур, представленных пользователями библиотек всей страны, были выбраны десять победителей.
После официальной церемонии открытия в выставочном зале участников конференции ждала встреча с любимыми издательствами и с более чем 270 профессиональными организациями.
На Симпозиуме по вопросам будущего библиотек, финансируемом Центром ALA по вопросам будущего библиотек, были представлены сессии, рассматривающие краткосрочные тенденции, предусматривающие применение инноваций в библиотеках, а также долгосрочные тенденции, которые помогут библиотекам адаптироваться к потребностям своих сообществ. Четвертый год подряд параллельные сессии конференции были посвящены образованию, технологиям, разнообразию и интеграции, государственной политике и социальной справедливости.
Наша делегация посетила секции по работе с детьми, библиотечному маркетингу и социальным сетям, проектной деятельности для подростков.
В работе с подростками многие проекты американских библиотек направлены на развитие демократического знания подростков, т.к. подростки не всегда понимают некоторые местные сообщества, их интересы, традиции и пр.
Перед реализацией каждого проекта подросткам предлагается анкета, где они указывают, что им интересно обсуждать и узнавать (эмиграционные вопросы, жизнь чернокожих, репродуктивные вопросы).
Некоторые проекты очень похожи на те, которые реализуются на базе партнерских центров InfoUSA. Это проекты по цифровой грамотности, проекты по работе с видео и звуковыми редакторами.
На этой секции мне не терпелось поделиться опытом работы в проекте по подростковой прессе «Teen Press». Я рассказала американским библиотекарям об идее и истории проекта в США и в Беларуси, о том, что белорусские и американские подростки очень похожи, и о том, чему учатся подростки, участвуя в наших проектах.
«Стратегический» – ключевое слово
Если говорить о программных мероприятиях, то деятельность американских библиотек направлена на стратегическое планирование, а не на отдельные мероприятия. Проекты библиотеки ориентированы на работу с различными категориями пользователей – это дети, подростки, молодежь, люди среднего возраста, пожилые люди.
Приоритетные направления в работе библиотек:
— развитие предпринимательских навыков;
— программы для новых американцев (обучение эмигрантов английскому языку, грамотности);
— повышение цифровой грамотности;
— обслуживание тюрем и доставка книг читателям, которые не могут сами прийти в библиотеку.
В штате многих библиотек имеются стратегические библиотекари, которые развивают различные специализации: формирование предпринимательских навыков, специалист по адаптивности пользователей, сохранение культурно-исторического наследия, специалист по работе с негосударственными организациями.
Один из проектов Бруклинской публичной библиотеки «Расскажи свою историю» направлен на организацию в библиотеке видеосвязи между заключенными и их родственниками. Так библиотека отреагировала на потребности местного сообщества. Проект реализуется в партнерстве с городской администрацией.
Проект «Начиная с малого, мысли по-крупному» направлен на поддержку бизнеса, развитие партнерства с государственными и негосударственными организациями. Этой деятельностью библиотека занимается 15 лет. Проводятся консультации по вопросам, как подать заявление на гражданство, как пройти собеседование, как отвечать на вопросы на экзамене.
На просьбу поделиться нашим опытом в развитии предпринимательских навыков пользователей я рассказала о работе Mogilev InfoUSA в проекте по расширению финансовой грамотности населения «Practical Money Shcool» при финансовой поддержке посольства США в Республике Беларусь.
Еще один интересный пример стратегического планирования – «Кулинарная библиотека» в Свободной библиотеке Филадельфии.
В отличие от других публичных библиотек США, Свободная библиотека Филадельфии управляется не городским агентством или некоммерческой организацией, а одновременно независимым городским агентством под управлением совета директоров и негосударственной организацией. Миссия библиотеки – продвигать грамотность через кулинарию и правильное питание. Здесь все желающие изучают язык, культурное многообразие, учатся работать в команде, но с помощью кулинарии. Этот проект не про кухню – это про дружбу и разнообразие культур. Ежемесячно проводятся образовательные программы для детей и взрослых:
— «Съедобный алфавит». Эту программу посещают участники из 40 стран мира, которые говорят на 25 языках.
— «Здоровое сообщество». Программа организуется совместно с Департаментом здравоохранения. Сотрудники библиотеки пропагандируют принципы здорового питания.
— «Готовим с уверенностью». Программа направлена на адаптацию людей с аутизмом.
Это не совсем библиотека. В этой библиотеке нет книг, но здесь установлены профессиональные плиты, огромные холодильники, стеллажи с продуктами питания. В общем, все это напоминает кухню ресторана, а не библиотеку. Для участия в программах приглашают известных поваров. В месяц организуется около 30 программ. Ежемесячно библиотеку посещают 9 тыс. человек.
Я не останавливалась на всех библиотеках, которые мы посетили. Направления деятельности многих библиотек схожи, но хочется отметить, что каждая из библиотек, которые мы посетили, – это не только книги.
Это место, где вас обучат чему-то новому.
Это место, где всегда ориентируются на ваши потребности.
Это центр открытий и место для проведения экспериментов.
Это доступ к цифровым услугам.
Это первое место, куда идут люди с серьезными проблемами перед тем, как обратиться в другие общественные учреждения.
Если в целом говорить об организации стажировки, то все было очень четко организовано от логистических вопросов, до планирования профессиональных встреч и культурных мероприятий.
Нашими организаторами было предусмотрено посещение американской семьи в Денвере. Я и Елена Богатёнок побывали в гостях у Сьюзан Бачерс. Сьюзан оказалась очень гостеприимной хозяйкой, которая прекрасно готовит, много путешествует, пишет книги для детей и учителей и работает над созданием приложений для детей по изучению английского языка. Сьюзан любезно предоставила для Mogilev InfoUSA 10 ключей на использование приложения LINGOKIDS.
Сьюзан и ее друзья, которые были приглашены на дружеский ужин, рассказали, что американцы готовы учиться на протяжении всей жизни, даже будучи на пенсии. Они посещают различные курсы, а потом работают экскурсоводами в музеях и библиотеках, пишут книги для детей, озеленяют парки и скверы, регулируют автомобильный трафик в городе и пр.
Зачастую именно на пенсии люди находят себя в чем-то новом, не связанным с их прежней профессиональной деятельностью.
А еще нам очень повезло с переводчиками – Диной Хеннесси и Андреем Изюровым. Благодаря им наша стажировка была насыщенной, интересной и полезной в профессиональном и культурном плане.
Для меня все в этой поездке оказалось уместным, важным и своевременным. Каждый штат, каждая библиотека, каждая встреча с американскими коллегами – все впечатления сложились в единый пазл, где общая картина страны, общества, американских библиотек стала ясна.
Список использованных источников
1. ALA: American Library Association [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ala.org/news/press-releases/2020/02/2020-ala-midwinter-meeting-exhibits-offering-visions-hope. — Дата доступа: 07.02.2020.