Тематический обзор приурочен к 95-летию Белорусского государственного технологического университета.
Представлены информационные и цифровые образовательные технологии вузов. Исследована роль искусственного интеллекта. Рассмотрены методы оптимизации управленческих решений вузов, метод доказательной аргументации, технология создания интерактивного персонального бренда преподавателя вуза, способы активизации инициативы студентов, рейтинговая система оценивания знаний, принципы подготовки студентов вуза к инновационной предпринимательской деятельности.
Представлены документы из фонда РНТБ, а также аннотированные описания электронных ресурсов и ссылки на полные тексты.
С полными текстами статей можно ознакомиться в зале информационно-справочной службы, комната 613, и в читальном зале периодических изданий, комната 614. Телефон для справок +375 17 226 61 88.
Авдеева, С. М. Доказательный дизайн для оценки универсальных компетенций в высшем образовании: преимущества и особенности / С. М. Авдеева, К. В. Тарасова // Высшее образование в России. – 2025. – Т. 34, № 1. – С. 82–105. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=80301908 (дата обращения: 30.06.2025).
Рассмотрена необходимость создания валидных и надежных инструментов для измерения таких навыков, как критическое мышление, креативность, коммуникация и способность решать комплексные задачи. Приведен анализ доказательного дизайна, который предполагает интеграцию когнитивных теорий, инновационных образовательных технологий и психометрических моделей для достижения объективной оценки универсальных компетенций. Особое внимание уделяется методу доказательной аргументации, который опирается на использование сценарных заданий, контекстуально приближенных к реальным жизненным и профессиональным ситуациям. Метод доказательной аргументации акцентирует внимание на построении валидного аргумента, который связывает наблюдаемые действия студентов с заявляемыми выводами об уровне их компетенций. Метод позволяет не только фиксировать проявления знаний и навыков в приближенных к реальной жизни ситуациях, но и структурировать процесс разработки инструментов таким образом, чтобы полученные эмпирические результаты можно было обосновать теоретически.
Астратова, Г. В. Современные цифровые образовательные технологии в области экологического образования в вузах России и Белоруссии / Г. В. Астратова, А. М. Измайлов, Л. В. Ермолина // Современные наукоемкие технологии. – 2025. – № 1. – С. 98–107. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=80307050 (дата обращения: 30.06.2025).
Проведен научный анализ имеющихся на сегодняшний день цифровых образовательных технологий, фигурирующих в области получения экологического образования в вузах России и Белоруссии. Выявлены ключевые проблемы и дальнейшие перспективы развития.
Влияние цифровой трансформации на образовательный процесс в высших учебных заведениях / Н. Л. Харченко, Е. Г. Кондратьев, Е. Б. Протасов [и др.] // Вестник педагогических наук. – 2025. – № 1. – С. 277–284. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=80440854 (дата обращения: 30.06.2025).
Рассмотрены перспективы и вызовы, связанные с внедрением цифровых технологий, таких как онлайн-платформы, системы для дистанционного обучения и интерактивные образовательные среды, позволяющие повысить доступность и качество обучения. Особое внимание уделено вызовам, связанным с необходимостью значительных финансовых вложений в техническую инфраструктуру, а также проблемам кибербезопасности, защиты личных данных и цифрового неравенства.
Воронов, Ю. П. Проектный подход как начало STEM-образования / Ю. П. Воронов // ЭКО. – 2024. – № 6. – С. 137–146.
Рассмотрена проблема активизации инициативы студентов в освоении ими профессиональных навыков и компетенций. Одним из способов такой активизации является проектный подход, при котором принципиально изменяются взаимоотношения преподавателя и студента. Описаны методы вовлечения студентов в учебный процесс, превращение их в его активных участников. Показаны различия между проектным подходом и принципами STEM-образования в контексте достижимости соответствия этим принципам. Затронуты также проблемы перехода от STEM-образования к STEAM-образованию.
Гулякевич, Д. Образовательные технологии будущего: искусственный интеллект и защита интеллектуальной собственности в электронном обучении / Д. Гулякевич, Д. Урганова // Интеллектуальная собственность в Беларуси. – 2024. – № 5. – С. 17–25.
Исследована роль искусственного интеллекта в развитии образовательных технологий. Проанализированы актуальные проблемы и предложены стратегии для эффективного управления интеллектуальной собственностью в контексте электронного обучения при использовании искусственного интеллекта.
Лежнева, Н. В. Подготовка студентов вуза к инновационной предпринимательской деятельности / Н. В. Лежнева // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 5. – С. 173–177.
Обоснована важность развития у молодежи в рамках высшего профессионального образования готовности к предпринимательству на инновационной основе, включая и социальное предпринимательство. Выделены принципы подготовки студентов вуза к инновационной предпринимательской деятельности, такие как формирование ценностей, повышение саморегуляции деятельности, личностная ориентация подготовки, развитие творческих способностей в совместной деятельности, и этапы подготовки: ориентационно-диагностический, основной, обобщающий. Большое внимание уделено описанию особенностей каждого этапа, начиная с первого курса, показаны психологические новообразования у студентов на каждом этапе; акцентировано внимание на интеграции предложенной технологии с дисциплинами учебного плана. Приведено описание технологий, в том числе Smart-технологий, технологий проектной деятельности, активизирующих процесс психологической подготовки предпринимателей-инноваторов в условиях высшей школы.
Морозов, С. В. Использование информационных технологий в образовательной деятельности / С. В. Морозов // Вестник ГГУ. – 2025. – № 1. – С. 331–337. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=80507639 (дата обращения: 30.06.2025).
Рассмотрено использование современных информационных технологий в образовательной деятельности вуза, основные направления и методы их применения, организация дистанционного образования, а также достоинства и недостатки.
Силюхин, Д. Г. Технология создания интерактивного персонального бренда преподавателя ВУЗА / Д. Г. Силюхин, Л. В. Капустина // Концепт : науч.-метод. электрон. журнал. – 2025. – № 1. – С. 49–61. – URL: https://e-koncept.ru/2025/251004.htm (дата обращения: 30.06.2025).
В результате проведенного исследования была создана технология создания интерактивного персонального бренда преподавателя вуза, включающая в себя 10 этапов: определение идеи персонального бренда и ориентация на определенную аудиторию; разработка концепции персонального бренда преподавателя; создание уникального образа в профессиональной сфере; разработка требований к фирменному стилю персонального бренда преподавателя; создание фирменного стиля и атрибутики; выявление онлайн-платформ для продвижения; анализ восприятия потребителями контента; анализ конкурентов; выявление и анализ образовательных форм и методов работы; сверка выполнения показателей.
Филиппенко, О. С. Эффективность использования различных шкал в рейтинговой системе оценивания курсантов / О. С. Филиппенко, А. Г. Капустин // Авиационный вестник. – 2024. – № 10 (июль). – С. 72–76.
Рассмотрен пример рейтинговой системы оценивания в учебном процессе. Проанализированы общие подходы к построению рейтинговых систем: основные понятия, анализ используемых шкал. Приведен обзор действующих рейтинговых систем, используемых в БГУ, БГУИР, выявлены общие и отличительные черты. Подробно описана процедура назначения баллов и штрафов по различным видам работ. Сравнение эффективности разработанной шкалы и иных шкал (стенов и процентилей) произведено посредством методов математической статистики, в частности при помощи параметрического оценивания.
Юсупова, С. М. Управленческие решения вузов, связанные с цифровой трансформацией образовательного процесса / С. М. Юсупова, Н. В. Демагина // Гуманитарный научный журнал. – 2025. – № 1-1. – С. 3–16. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=80285939 (дата обращения: 30.06.2025).
Рассмотрено применение элементов ситуационного и системного подходов при внедрении информационных и цифровых технологий в вузах. Первый помогает выбрать правильные решения для конкретных ситуаций, второй – обеспечить их гармоничную интеграцию в общую систему образования. Совместное взаимодействие данных подходов позволяет оценить влияние информационных технологий на принятие управленческих решений и контроль за ними, приводящих к повышению скорости и точности анализа данных, улучшению коммуникации и координации, автоматизации рутинных операций, сбора и обработку обратной связи и т.д.
Begum, I. U. Role of artificial intelligence in higher education – an empirical investigation / I. U. Begum // International Research Journal on Advanced Engineering and Management. – 2024. – Vol. 2, iss. 3. – P. 49–53. – URL: https://pdfs.semanticscholar.org/e75d/b29577b390f6f093c333f9aa85be920f50d5.pdf (date of access: 30.06.2025).
Переведенное заглавие: Роль искусственного интеллекта в высшем образовании – эмпирическое исследование.
Изучены возможные сценарии внедрения искусственного интеллекта в образование и того, какое влияние он может оказать на будущее школ. В ходе исследования было подтверждено, что искусственный интеллект получил широкое распространение и используется в различных формах в образовании и в образовательных учреждениях. Искусственный интеллект первоначально был реализован в виде компьютеров и связанных с ними технологий, затем перешел к веб-технологиям и интеллектуальным образовательным системам на базе Интернета и, наконец, к использованию встроенных вычислительных систем и других технологий, таких как человекоподобные роботы и чат-боты на базе Интернета. С помощью этих платформ учителя могут выполнять различные административные задачи, такие как выставление оценок, работать более эффективно и результативно и добиваться более высокого качества учебной деятельности.
Rahiman, H. U. Revolutionizing education: artificial intelligence empowered learning in higher education / H. U. Rahiman, R. Kodikal // Cogent Education. – 2024. – Vol. 11, iss. 1. – Article number: 2293431. – URL: https://doi.org/10.1080/2331186X.2023.2293431 (date of access: 30.06.2025).
Переведенное заглавие: Революция в образовании: искусственный интеллект расширил возможности обучения в высших учебных заведениях.
Определен уровень осведомленности преподавателей о применимости и внедрении искусственного интеллекта. Исследовано как искусственный интеллект улучшил их опыт обучения и повлиял на степень вовлеченности преподавателей в работу в системе высшего образования. Для отбора 250 преподавателей из учебных заведений, работающих в режиме гибридного обучения, был использован метод кластерной и многоступенчатой выборки, составленный компанией QS (Quacquarelli Symonds). Исследование показало, что воспринимаемый риск, ожидаемая производительность и осведомленность играют важную роль в работу и внедрение искусственного интеллекта в системе высшего образования.
Saúde, S. Impacts of generative artificial intelligence in higher education: research trends and students’ perceptions / S. Saúde, J. P. Barros, I. Almeida // Social Sciences. – 2024. – Vol. 13, iss. 8. – Article number: 410. – URL: https://doi.org/10.3390/socsci13080410 (date of access: 30.06.2025).
Переведенное заглавие: Влияние генеративного искусственного интеллекта на высшее образование: тенденции исследований и восприятие студентами.
Рассмотрены последствия быстрого развития генеративного искусственного интеллекта (Gen AI) в сфере высшего образования. С помощью библиометрического анализа и систематического обзора литературы были проанализированы 64 публикации (индексированные в базах данных SCOPUS и Web of Science), которые показали разрушительное влияние Gen AI на педагогические аспекты высшего образования. Результаты, выявленные в литературе, были сопоставлены с представлениями студентов-информатиков двух разных высших учебных заведений (ВУЗ) по этой теме. Проведено исследование, основанное на анкетировании группы из 112 студентов. Результаты показали, что, хотя Gen AI может улучшить академическую работу и обратную связь от обучения, требуется соответствующая педагогическая поддержка для развития навыков критического мышления, этики и цифровой грамотности. Учащиеся демонстрируют осведомленность как о рисках, так и о преимуществах, связанных с Gen AI в академических условиях. Сделан вывод о том, что неспособность распознать и эффективно использовать искусственный интеллект в сфере высшего образования препятствует образовательному прогрессу и надлежащей подготовке граждан и работников к мышлению и действиям в мире, основанном на ИИ.
Shadiev, R. The use of digital technology for sustainable teaching and learning / R. Shadiev, B. L. Reynolds, R. Li // Sustainability. – 2024. – Vol. 16, iss. 13. – Article number: 5353. – URL: https://doi.org/10.3390/su16135353 (date of access: 30.06.2025).
Переведенное заглавие: Использование цифровых технологий для устойчивого преподавания и обучения.
Описано влияние цифровых технологий на образовательный процесс. Представлены технологии, используемые в обучении: мобильные устройства, социальные сети, виртуальная и дополненная реальность, онлайн-инструменты для совместной работы и искусственный интеллект. Основное внимание в исследовании было уделено моделям и теориям обучения. С использованием систематических или эмпирических данных, показана эффективность использования данных технологий.
Вы можете заказать представленные на выставке издания, используя форму. Мы забронируем их для вас и сообщим, в каком читальном зале они будут доступны.
Заказать издания может только читатель РНТБ.
Вы также можете заказать фрагменты полных текстов, воспользовавшись услугой электронная доставка документов либо услугой электронный абонемент (услуги платные).













