За опытом – в научное кафе
Автор: И. Дробышевская
Источник: Родная прырода. – 2008. — № 3. – С. 3– 4. – (События).
29 февраля в рамках выставки «Образование и карьера» состоялось научное кафе по устойчивому развитию «Опыт школьных местных повесток-21 в Беларуси и за рубежом». Один из основных организаторов – Республиканская научно-техническая библиотека — в очередной раз объединил всех единомышленников, готовых поделиться опытом, обменяться мыслями по данной теме, поговорить о перспективах.
Сегодня устойчивое развитие — единственно приемлемый вариант будущего человечества, объединяющий экономические, экологические и социальные компоненты. Как известно, Беларусь активно поддерживает инициативы в этой сфере. «Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года»; одобренная Совмином в 2004 году, определила основные позиции, которым должны следовать все государственные, частные и общественные структуры. В больших и малых городах республики, в деревнях и сёлах, в школах и детских центрах организуются общественные советы, инициативные группы по разработке и реализации местных стратегий устойчивого развития. Его основная идея проста: современное человечество удовлетворяет свои нужды без ущемления возможностей будущих поколений.
2005 — 2015 годы объявлены ООН десятилетием образования в интересах устойчивого развития. О разработке планов устойчивого развития для школ, о местных проектах, белорусско-немецком сотрудничестве – об этом и многом другом говорили участники научного кафе.
Ирина Ластовга представляла международное общественное объединение «Экопроект — Партнерство». Она познакомила с проектом «Планы устойчивого развития для школ». Лидер в этом начинании — столичная гимназия №-19 с экологическим уклоном. В феврале 2007 года здесь провели конференцию на тему «Гимназия + микрорайон = здоровое сообщество». Результат мероприятия, собравшего около 70 участников — 18 новых проектов. Прошли семинары-тренинги, разработаны рекомендации; выпущена брошюра «Устойчивое развитие в школе»,
Большая роль в популяризации устойчивого развития принадлежит Минскому международному образовательному центру имени Йоганеса Рау. Его представители, Надежда Самерсова и Анжелика Байко, рассказали, как проводились семинары «Школьная местная повестка. Образование в действии». Благодаря им, к идеям устойчивого развития приобщились средняя школа № 13 г; Борисова, Каменская средняя школа Воложинского района, Гребенский детский сад — средняя школа Червенского района. В рамках семинаров активно использовался опыт Новополоцкой средней школы № 12, которая с 2002 года работает в этом направлении. Итог сотрудничества — брошюра «Школьные местные повестки: первые шаги в Беларуси».
«Местные поаеотки-21 в школах» — это совместный проект Академии последипломного образования, Минского международного образовательного центра, Белорусского комитета «Дети Чернобыля» и Международного образовательного центра Дортмунда (ФРГ).
В прошлом году учителя и учащиеся 7 белорусских школ посетили Германию (земля Северный Рейн — Вестфалия), познакомились с опытом работы немецких коллег в области устойчивого развития.
Также шла речь о конкретных примерах деятельности по местной повестке-21: учителя, руководители проектов — о гордостью рассказывали о достижениях, делились проблемами.
Местные проекты устойчивого развития — это фундамент для экологической работы школы. Формируя экологическую культуру, навыки здорового образа жизни школьников, прививая любовь к труду, местная повестка объединяет различные мероприятия в единую воспитательную систему.
В научном кафе (кстати, такая форма проведения мероприятий уже стала традиционной) яблоку негде было упасть. Это еще раз подтверждает: интерес наших соотечественников к идеям устойчивого развития неуклонно растет.