Сколько ценников у научной идеи?
Автор: Д. Патыко
Источник: Рэспублiка. – 2009. – 27 октября (№ 2020). – С. 5. – (Время инноваций).
От первоначального намерения заниматься только продажей своих продуктов в Беларуси до признания необходимости взаимовыгодного научно-технического сотрудничества с белорусскими учеными и организации совместного производства высокоэффективных химических реагентов и присадок на территории нашей страны – такой путь прошла российско-канадская компания «Колтек Интернешнл» (Москва), входящая в группу всемирно известных компаний «KOLTECH TRADING Ltd» (Монреаль). Вместе с ведущим мировым производителем окрасочных материалов – норвежской компанией «JOTUN PAINTS», готовой обсуждать перспективы создания совместного лакокрасочного производства в Беларуси, российско-канадская фирма организовала в Республиканской научно-технической библиотеке семинар-презентацию продукции для специалистов и руководителей белорусских предприятий, министерств и научно-исследовательских институтов.
— Мы надеемся на сотрудничество с «JOTUN PAINTS» и уже продвинулись в налаживании контактов с «Колтек Интернешнл», — отметил академик — секретарь Отделения химии и наук о Земле Национальной академии наук Беларуси Николай Крутько. – Условия для этого есть. Российско-канадская компания, имеющая прочные позиции на рынке России и стран СНГ, уже открыла представительство в Беларуси, активно сотрудничает с Могилевским ПО «Химволокно», имеет производственную базу недалеко от границы с нашей страной – завод «КОЛТЕК-спецреагенты» в городе Сафоново Смоленской области. Нас роднит и то, что «Колтек Интернешнл» ведет совместные исследования с теми же авторитетными НИИ химического профиля в России, с которыми сотрудничаем и мы. Как выяснилось при обсуждении условий сотрудничества с россиянами, интерес к партнерству может быть взаимным. У нас в Институте общей и неорганической химии НАН Беларуси, который я возглавляю, есть интересующие их разработки, которые выполнены на более глубоком фундаментальном уровне. У них же есть производственные и финансовые возможности, которых не имеем мы. Более того, кроме реагентов для добычи и переработки нефти, они занимаются еще и строительными материалами, ингибиторами коррозии, модифицирующими составами для дорожных покрытий, другими направлениями, где у институтов белорусской академии наук и университетов также накоплен богатый потенциал. Развернув совместное производство наукоемкой продукции в Беларуси, мы сможем с гораздо меньшими проблемами выходить с общим товаром на российский и мировой рынок. Ведь наш будущий, как мы надеемся, партнер, обладающий мощной маркетинговой сетью и инженерно-сервисной базой, будет в состоянии обеспечивать полное обслуживание предприятий-потребителей.
Впрочем, признает академик, чтобы эта мечта исполнилась, необходимо предпринять усилия не только на уровне институтов НАН Беларуси, но и подготовить законодательную базу. Ведь и «JOTUN PAINTS», и «Колтек Интернешнл» – предприятия частные, с которыми мы собираемся не просто торговать, а обмениваться идеями и технологиями. Опыт же работы созданного с участием академических институтов Государственного научно-производственного объединения «Химические продукты и технологии», куда вошли организации с негосударственной формой собственности, говорит о том, что взаимоотношения частных фирм-партнеров и государственных учреждений очень осложняются различиями в правилах игры. У контролирующих органов, организующих проверки по подсказке «доброжелателей» из числа конкурентов, есть возможность вольно трактовать решения руководителей, так как финансовые и правовые нормы взаимодействия разных хозяйственных механизмов четко не прописаны.
Например, всегда могут задать вопрос, и действительно его задают, почему научная разработка, созданная за госбюджетные деньги, передана частной фирме за такую-то сумму, а не за такую? Ведь определить цену интеллектуальной собственности в денежном выражении практически невозможно. Во всяком случае, оценки могут кардинально отличаться. Два частника, распоряжаясь своими деньгами и ресурсами, между собой всегда договорятся. И государственная организация, имея дело с такой же структурой, в принципе не может продешевить или переплатить, так как передает разработку бесплатно. Но расчеты между частными и государственными структурами всегда чреваты проверками с непредсказуемым финалом.
Николай Крутько, выступая на недавней сессии Общего собрания Национальной академии наук Беларуси, даже заявил о намерении попросить правительство предоставить для ГНПО «Химические продукты и технологии» куратора из любого контролирующего органа, чтобы обеспечить максимальную прозрачность хозяйственной деятельности. Это «государево око» может постоянно отслеживать все управленческие шаги и убеждаться, намерен ли кто-либо из руководителей незаконно обогащаться или нет. Академик считает, что можно вообще организовать некую службу инновационной безопасности как структурное подразделение Совета Безопасности. Впрочем, дело до этого можно и не доводить, если на законодательном уровне гарантировать научным коллективам свободу действий, в том числе, например, и при определении цены своей научной разработки или технической идеи, предназначенной для передачи в производство коммерческой структуре.
— В конце концов, — говорит академик, — важно понять, что не столь и принципиально, за какую сумму разработка будет передана на производство. Колебания цены могут быть небольшими, и это крохи по сравнению с ожидаемой прибылью. Ведь только за счет налогов, в случае организации выпуска новой продукции, государство заработает несравнимо больше. А если, опасаясь обвинений в бесхозяйственности, слишком упорно «стоять за ценой», то можно вообще не дождаться внедрения, так как у производителя не найдется такой суммы или он не захочет рисковать большими деньгами. Ведь и его можно понять. Известно, что при реализации венчурных инновационных проектов всегда существует опасность не получить в полной мере того, на что изначально рассчитывают его авторы, а то и вовсе ничего не получить.
Именно поэтому в «Стратегии научной деятельности на период до 2015 года», разработанной в НАН Беларуси и переданной недавно в органы государственного управления, законодательное урегулирование частно-государственных взаимоотношений отнесено к числу наиболее важных вопросов. Ученые рассчитывают, что эта проблема, как и другие острые проблемы, решена будет оперативно и грамотно. В итоге зарубежный частный бизнес будет активнее идти на сотрудничество с белорусскими исследовательскими центрами, наука получит дополнительный шанс воплощать в жизнь свои масштабные инновационные проекты, а государство сможет с большей уверенностью обеспечивать реализацию социальных и экономических программ.