Организация практики учащихся УО «Могилевский государственный библиотечный колледж им.А.С.Пушкина» на базе Могилевской областной научно-технической библиотеки
Автор: Медведская, А.О.
Источник: Информационный бюллетень. — 2016. -№1(39).- С. 90-93.- (Вести из филиалов)
Практическое обучение является составной частью профессиональной подготовки специалистов. Практика дополняет и обогащает теоретическую подготовку, дает возможность закрепить полученные знания. Ее основное назначение – формирование профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность к будущей деятельности.
Производственная (технологическая) практика учащихся УО «Могилевский государственный библиотечный колледж им. А.С. Пушкина» по специальности 2-23 01 31 «Библиотековедение и библиография» проходит в лучших библиотеках Могилева и дает возможность углубить и систематизировать знания по специальным дисциплинам, изучить технологические процессы библиотечной работы, познакомиться с опытом работы библиотек.
За время обучения в колледже учащиеся проходят учебную, производственную (технологическую и преддипломную) практику. Эти виды практики выстроены в стройную систему.
Производственная практика дает учащимся следующие возможности:
• получить дополнительную информацию о рынке востребованных компетенций и рынке профессий;
• определиться, в какой библиотеке хотели бы работать (публичной, специальной);
• получить информацию о том, в каком направлении необходимо углублять знания, получаемые в колледже;
• получить возможность трудоустройства в библиотеке, где проходила
производственная практика.
С 1 по 14 декабря 2015 г. производственная практика учащихся УО «Могилевский государственный библиотечный колледж им. А.С. Пушкина» впервые была организована на базе Могилевского филиала РНТБ. К нам были направлены учащиеся группы БО-41 в составе девяти человек.
Перед учащимися со стороны руководителя практики от колледжа и руководителя от библиотеки были поставлены следующие задачи:
• четко и добросовестно выполнять порученную работу;
• соблюдать внутреннюю корпоративную культуру библиотеки, быть вежливыми, помогать друг другу;
• соблюдать правила техники безопасности и охраны труда.
№п/п | Деятельность | Процентное соотношение
видов деятельности |
1 | Знакомство с библиотекой базой практики | 20% |
2 | Выполнение должностных обязанностей | 60% |
3 | Подготовка и оформление отчета по практике | 20% |
Таблица 1 – Процентное соотношение видов деятельности учащегося в рамках прохождения производственной практики
Безусловно, работа специалистов Могилевской ОНТБ на этот период претерпела определенные изменения. Сотрудники библиотеки активно участвовали в обучении учащихся, проходивших практику. Для этого каждому практиканту ежедневно выдавались практические задания и регулярно контролировалось их выполнение.
С другой стороны, учащиеся оказывали значимую, конкретную помощь библиотечным работникам, что способствовало уменьшению нагрузки библиотекарей:
• ежедневно расставлялись книги, возвращенные читателями;
• подготовлен и проведен «КЛАССный час», посвященный Международному дню волонтера;
• оформлены книжные выставки: «Рецепты, проверенные временем» и
«Интерьер вашего дома»;
• разработаны тематические библиографические списки: «Дизайн», «Права человека», «Хлебопекарное производство», «Пожарная безопасность», «Охрана труда».
Кроме этого, необходимо было разработать темы, которые, в свою очередь, должны носить реальный, практический характер. Таким образом, учащимся были предложены следующие задания:
• проанализировать состав фонда Могилевской ОНТБ и оформить подборки из нормативно-технических документов, патентных документов, промышленных каталогов, производственно-практических изданий и другие. При анализе различных аспектов деятельности РНТБ учащиеся постоянно обращались к таким изданиям РНТБ как «Информационный бюллетень РНТБ», материалы конференций, сборники методических рекомендаций, буклеты;
• составить план подготовки и проведения Дня специалиста (для специалистов различных предприятий Могилевщины);
• изучить и обобщить опыт работы Могилевской ОНТБ по устойчивому развитию;
• подготовить и провести обзор новых поступлений;
• освоить методику поиска в электронном каталоге РНТБ;
• проанализировать издательскую и рекламную деятельность РНТБ;
• изучить опыт работы библиотеки с коллективными абонентами региона и другие аспекты деятельности библиотеки.
Контроль выполнения учащимися практических задач осуществлялся с помощью специально разработанных учетных форм (журналов), а также многобалльной системы учета качества их выполнения.
При этом главным критерием являлось выполнение следующих аспектов:
1. возможность участия в этой работе всех без исключения студентов;
2. выполнение учащимися всех библиотечных процессов;
3. равномерное распределение рабочих участков в библиотеке среди практикантов.
Иногда учащиеся сами оценивали качество выполнения заданий их сокурсников. Этот метод был использован при проведении обзоров. Такая оценка друг друга весьма продуктивна и развивает способность аналитически мыслить, сравнивать, обобщать.
Как же оценили прохождение практики сами учащиеся?
«Производственная практика мне понравилась. Во время прохождения практики я ближе познакомилась со спецификой работы ОНТБ. Считаю данную практику неотъемлемой частью образования, так как она дает практические навыки работы в библиотеке».
Северинец Елизавета,
учащаяся гр. БО-41
«… закрепили знания по специальным дисциплинам с помощью выполнения ежедневных заданий, таких как: подготовка обзора, оформление выставки, составление плана подготовки и проведения Дня специалиста, составление ТБС и др.»
Твердохлебова Алена,
учащаяся гр. БО-41
«… Практика была продуктивной. Мы познакомились с деятельностью Могилевской ОНТБ. Узнали о совершенно других, отличающихся от публичных библиотек, формах работы. Впервые на собственном опыте познакомились с электронными ресурсами библиотеки».
Косинова Вероника,
учащаяся гр. БО-41
«За период производственной практики я получила опыт в составлении плана подготовки и проведения Дня специалиста, познакомилась с ЭК библиотеки, участвовала в подготовке и проведении массового мероприятия. Практика оставила приятные воспоминания о библиотеке».
Сподарева Анастасия,
учащаяся гр. БО-41
Таким образом, производственная практика на базе Могилевского филиала РНТБ это отличная возможность:
• познакомиться с работой ведущего регионального информационного центра по науке и технике;
• повысить уровень знаний в области библиотечного дела, интеллектуальной собственности, устойчивого развития;
• получить неоценимый опыт работы в коллективе, а в дальнейшем – более быстрой адаптации на основном рабочем месте.