Новый взгляд на старые шины
Автор: А. Чубат
Источник: Живи, как хозяин. – 2008. – № 5. – С. 47. – (Семинар).
Утилизация использованных автомобильных шин — проблема практически всех государств. Шины, оставленные в лесах, на обочинах дорог, на свалках, наносят непоправимый вред природе. Они не разлагаются, могут легко воспламениться и стать одной из причин лесного пожара. Неутилизированные шины — это еще и экономические потери. Экологические и экономические проблемы, связанные с утилизацией и вторичным использованием шин, обсуждали специалисты на семинаре в апреле этого года. Семинар прошел в рамках третьей специализированной выставки «Управление отходами».
Организаторы — Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь и Республиканская научно-техническая библиотека — подошли к семинару демократично, предоставив возможность всем заинтересованным сторонам озвучить свои точки зрения. Своими соображениями на семинаре смогли поделиться представители власти, экологи и предприниматели.
По оценкам специалистов, на данный момент в странах СНГ накоплено около 50 млн. штук изношенных шин. Наиболее распространенным способом утилизации шин является их сжигание. Причем наилучшим образом для этого подходят печи цементных заводов. В этом случае шины выступают источником альтернативного топлива и позволяют предприятиям экономить природные энергоресурсы. С другой стороны, сам собой решается вопрос с отходами. Не нужно строить специальные предприятия для утилизации шин. Кроме того, по мнению промышленников, сжигание шин не оказывает опасного выброса вредных веществ, диоксинов и фуранов, так и высокая температура печи разрушает эти соединения. Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Кузьменков отметил, что на данный момент в республике сжигание шин происходит на двух предприятиях: Красносельскстройматериалах и Белорусском цементном заводе в Костюковичах.
Однако в последнее время, сказал представитель Глобального альянса против сжигания отходов Евгений Лобанов, к данному способу — сжиганию шин в цементных печах — у экологов стали возникать вопросы. Первым серьезным звонком стала остановка в 2005 году цементной печи в Великобритании. Правительственное агентство по охране окружающей среды выявило нарушение лимита по диоксинам и заставило предприятие, компанию Castle Cement, заплатить штраф в размере 99 000 фунтов. По этой причине в последние годы идут активные поиски менее опасных способов утилизации шин. Ряд решений уже найден, причем вместе с утилизацией они дают возможность и зарабатывать на вторичном продукте. Среди наиболее рентабельных способов переработки — механическое дробление и последующее использование полученного материала в строительной сфере.
Опыт рентабельной переработки шин в Беларуси уже есть. Предприятие из Гродно наладило поточную переработку шин и уже обеспечивает вторичным материалом заинтересованные компании из России. Опытом делится директор регионального СООО «Экологическая альтернатива» Роман Шведов: в качестве вторичного сырья шины дают гранулят, металл, другие компоненты. Гранулят особенно востребован при изготовлении спортивных наливных полей. Российские покупатели гранулята платят за тонну продукции $600-700.
Второй интересный способ применения гранулята из шин — сельское хозяйство. Покрытие, сделанное из вторичных отходов, помогает предотвратить развитие копытных заболеваний у животных. Еще одним широким, экономически выгодным и технологически соответствующим необходимым параметрам, способом может стать использование гранулята в изготовлении модифицированного асфальта. Об этом говорит и мировая практика: в Японии, самом передовом государстве по утилизации шин, их перерабатывается 68%. Новое применение старых шин, очевидно, может быть особенно востребовано в жилищно-коммунальной сфере.