Новый адрес — новые проекты
Автор: Лызо О.В, заведующая Брестской ОНТБ
Источник: Информ. бюл. РНТБ. — 2016. — № 2. — С. 77 — 81.
История воздухоплавания и авиации
Общаться с читателями на отвлеченные темы очень полезно. Именно так, за чашкой кофе, мы беседовали о том, как изменилась библиотека после переезда, с Анатолием Качуровским — директором ООО «Передовые строительные технологии». И довольно быстро пришли к мысли о том, что библиотека может стать местом, привлекательным для широкой аудитории, для проведения каких-то интересных мероприятий и неформального общения «технарей». Затем как-то легко нашлась тема, которая, с одной стороны, интересна широкой публике, с другой стороны — связана с техникой и технологиями. И это — история техники на Брестчине. Возможно, так и надо назвать проект, который у нас получился.
Сказано — сделано. Анатолий Иванович привел в библиотеку Ивана Чайчица — краеведа, автора многочисленных материалов по истории Бреста и Брестской крепости. И родился план: рассказать брестчанам историю воздухоплавания в Бресте, показать город с высоты птичьего полета, познакомить с «кирпичной» историей города.
Тема действительно вызвала интерес у многих любителей истории Бреста. Кстати, И. Чайчиц — слесарь механосборочных работ на ОАО «Брестгазоаппарат». Пять лет назад увлекся изучением истории города, а результаты своих исследований публикует на портале «Реальный Брест» (http://www.realbrest.by/novosti/istorija-bresta/nebo-i-zemlja-bresta-v-istorii-aviacii-chast-1.html).
Первыми мероприятиями по нашему плану стали: «Презентация проектов: «Небо и земля Бреста в истории воздухоплавания и авиации» (И. Чайчиц) и фотовыставка «Брест с высоты птичьего полета» (А. Качуровский) (19.03.2016).
К назначенному времени лифт работал беспрерывно, доставляя к нам на пятый этаж посетителей. Это подтверждает эффективность организации мероприятий через социальные сети и электронные СМИ. Именно так мы и поступили:
создали страницу мероприятия «ВКонтакте» (http://vk.com/event116156936), распространили электронные афиши и пресс-релизы. Мы оформили интересную выставку изданий по истории воздухоплавания и авиации. Для этого даже заказали книги из РНТБ и сделали это не напрасно. Выставка вызвала живой интерес.
А дальше началось путешествие в прошлое. Мы узнали, что история воздухоплавания в городе Бресте началась 115 лет назад, в 1901 году. Именно тогда было сформировано Брест-Литовское крепостное воздухоплавательное отделение. А биография многих выдающихся авиаторов, как выяснил И. Чайчиц, была тесно связана с Брестом. Среди них — первый в мире летчик-бомбардировщик Георгий Горшков, который во время Первой мировой войны командовал легендарным бомбардировщиком-бипланом «Илья Муромец»; Бронислав Матыевич-Мацеевич — пионер русского военного воздухоплавания, совершивший первый полет с компасом, и другие авиаторы. Ангар для дирижаблей находился к востоку от Кобринского укрепления Брестской крепости. Сегодня это место — площадка на улице Гоголя, напротив музея паровозов.
В 1902 г. Брест-Литовское воздухоплавательное отделение начало проводить метеонаблюдения. С помощью воздухоплавательной техники в конце XIX — начале XX веков метеорология получила возможность исследовать воздушные течения на высотах. В свою очередь, метеорологи производили метеорологическое обеспечение полетов шаров, аэростатов, дирижаблей, самолетов.
Авиационная техника появилась на вооружении позже, в 1920-х. Аэропланы использовались для разведки и для связи с полевыми частями и штабами управления.
Как выяснил И. Чайчиц, Брест имеет первенство в истории воздухоплавания перед другими белорусскими городами.
Его рассказ о разных этапах становления авиации в Бресте дополнил Андрей Долговский — исследователь военной истории периода Второй мировой войны, архитектор проектностроительной организации в Минске. Он прокомментировал аэрофотоснимки Брестской крепости из своей коллекции, которые были сделаны немецким самолетом-разведчиком в 1944 году. Качество этой съемки позволило в высоком разрешении напечатать фото в формате А3. На них отчетливо были видны воронки от взрывов, самолеты на аэродроме у крепости и центральная часть города, которая оказалась неправдоподобно маленькой, особенно в сравнении с сегодняшним днем.
А день сегодняшний затронул за живое многих из присутствующих, которые вспоминали о международном фестивале сверхлегкой авиации «Славянское единение», который проводился на территории старого аэропорта в 1995 — 2002 гг., а затем вынужденно переместился в город Пружаны. Об этом с сожалением рассказал Алексей Дьяченко, который и был одним из создателей этого праздника авиаторов.
Но загрустить по этому поводу не дал Анатолий Качуровский — не только руководитель предприятия, конструктор, но и пилот Брестского аэроклуба с 20-летним стажем. С борта дельталета он в начале 2000-х снимал город на камеру. Это позволяло ему, как конструктору, лучше видеть преимущества и недостатки построек. На некоторых из снимков хорошо видны целые кварталы исторического центра города, и мы получили совершенно наглядное представление о градостроительной истории Бреста. Открывая фотовыставку «Брест с высоты птичьего полета», Анатолий Иванович не ограничился устным рассказом, а предложил зрителям найти на фотоснимках и отметить цветными булавками здания, которые уже исчезли с карты города. Для этого он предусмотрительно напечатал фотографии на пенокартоне.
Интерактивный формат фотовыставки поддержали школьники из кружка авиамоделирования Брестского областного центра туризма и краеведения. Их участие стало для нас приятным сюрпризом. Под руководством своего наставника, Юрия Осинченко, они собирают действующие модели самолетов, в чем мы все и убедились, когда из отдельных деталей вдруг появился самолет, завелся мотор и закрутился пропеллер.
Организаторы, участники и зрители сего действа не просто услышали какую-то, возможно, новую информацию, а получили большое удовольствие от общения с по-настоящему увлеченными людьми.
Выставка старинного кирпича
Спустя пару месяцев мы снова обсудили наши планы, и на очереди была «кирпичная» выставка. Люди, увлекающиеся каким-то делом, как правило, хорошо знают своих партнеров по увлечению. И к этому проекту присоединились еще несколько человек. Афиши, пресс-релизы, страница мероприятия (http://vk.com/ event12 1948275), этикетаж, транспорт, размещение экспонатов и т.д. — все эти вопросы мы решили общими усилиями.
Выставка старинного кирпича, кафеля и черепицы «История в кирпиче» («Гісторыя у цэгле») открылась 18.06.2016 г. и произвела большое впечатление, что подтверждают многочисленные публикации в СМИ. Хорошо, что мы предусмотрительно освободили больше пространства, чтобы вместить всех желающих посмотреть на раритеты из коллекций брестчан-краеведов: Ивана Чайчица, Сергея Гриня, а также компании «Техническая диагностика сооружений» в лице заместителя директора по научной работе Николая Жерносека.
Затаив дыхание, слушали мы увлекательные «кирпичные» истории И. Чайчица и С. Гриня. Каждый из них рассказал о своих находках, о поиске сведений о том, что кроется за клеймами на кирпичах. Просветили нас и об истории производства кирпича на Брестчине, где еще в 1905 г. работали более 20 казенных и частных кирпичных заводов.
Один из интереснейших экспонатов — почти целая, белого цвета «кафля» (кафельная плитка) с надписью, говорящей о том, что она сделана на фабрике «кафли» С. Белькеса в Бресте — над Бугом. Фабрика располагалась на ул. Шпитальной (сейчас это ул. Интернациональная).
Один экспонат многие пробовали на вкус — соляной кирпич. Его предоставил для выставки Н. Жерносек. Он рассказал, что кирпич из соли был найден в ходе обследования комплекса старых зданий в д. Ясельда Пинского района. Еще в XIX веке польский врач Феликс Ботишковский обратил внимание на то, что рабочие соляных разработок почти не страдают от болезней дыхательных путей. С тех пор соляные пещеры популярны во всем мире. Возможно, бывшие владельцы усадьбы применили эту методику для создания собственной соляной «лечебницы». Кстати, Николай развеял миф об особой прочности старинного кирпича и даже показал фото испытания на прочность под прессом. Наиболее прочным, по его словам, был кирпич-железняк. Его марка соответствовала показателям 800 — 1000 (кг на 1 кв. см).
«Если по такому кирпичу ударить молотком, он издает звонкий звук, как будто по металлу ударили. Эти кирпичи были дорогие, использовались во влажных фундаментах и гидротехнических сооружениях. Прочность зависела от технологии изготовления: чем выше температура запекания, тем крепче кирпич. Правда, сто лет назад таких кирпичей выпускали немного…». Для сравнения: современный кирпич производится чаще всего с показателем 100.
С улыбкой рассматривала публика «мими-мишные» экспонаты — кирпичи со следами лап и копыт животных. Многие пробовали приложить свои ладони к отпечаткам ладоней мастера, оставленных на кирпиче-пальчатке.
Как написал позже один из журналистов, «основательность всему этому великолепию придавали фотографии кирпичей и зданий, где они были найдены…». Впечатляющие черно-белые и цветные фотографии сделал брестчанин, фотограф и музыкант Олег Малейко. Черно-белыми были сделаны фото зданий, не сохранившихся до наших дней.
По словам И. Чайчица, на выставке «найдется немало ключиков к разным историческим замочкам…».
Надо ли говорить, что «кирпичная» выставка сопровождалась выставкой книжной. А для того, чтобы подчеркнуть многогранность понятия «кирпич» мы проиллюстрировали экспонаты пословицами, поговорками и цитатами из большой литературы: «Кирпич ни с того ни с сего, — внушительно перебил неизвестный, — никогда и никому на голову не свалится» (М. Булгаков, Мастер и Маргарита).