«Экопроект» готов к сотрудничеству
Источник: Веснiк Магiлева. — 2011. – 8 июня (№48). — С. 5.
Среди тех, кто пропагандирует устойчивое развитие, — Могилевское отделение международной общественной организации «Экопроект». Мероприятия, проходящие на базе областной научно-технической библиотеки, уже приобрели статус постоянных и определены главным принципом устойчивого развития: думай глобально – действуй локально. Работа организации направлена на решение социальных, экономических и экологических проблем и реализуется в рамках пилотного проекта с целью популяризации бренда «Могилев — экологическая столица Беларуси». «Мы в ответе перед будущим, новое поколение должно вырасти в новых условиях», — отмечает руководитель «Экопроекта» Анна Скриган, профессиональный эколог. Это заявление подкрепляется делами — помощью классным руководителям в экологическом образовании школьников. Чтобы потом всем вместе иметь возможность изменять городскую среду для повышения качества жизни.
Среди мероприятий, организованных «Экопроектом», — «круглый стол», основной темой которого стала утилизация отходов.
Мы попросили Анну Скриган прокомментировать дискуссию, возникшую во время «круглого стола».
— Отходы — тема наболевшая. Поэтому и дискуссия была очень яркой. Столкнулось несколько противоположных точек зрения.
Пришли к тому, что в Могилеве отсутствует единая система, которая охватывает утилизацию отходов от момента их образования до момента переработки. Спецавтопредприятие ответственно только за вывоз мусора, а собственником мусора становится в тот момент, когда мусор перегружается из контейнера в сам мусоровоз. И потом происходит складирование, а не переработка. Потому что утилизацией на полигоне твердых бытовых отходов ее назвать сложно.
Есть договоры, определенная периодичность вывоза мусора, и спецавтопредприятие эту часть работы выполняет. Когда же мусор находится в контейнере, он принадлежит ЖЭУ, а до того момента формально принадлежит нам. Вот и получается, что на разных стадиях собственник мусора разный. Соответственно, разная ответственность, и в итоге ни одна из сторон не отвечает за переработку мусора.
Существует большая проблема вывоза мусора в частном секторе. В результате изменений в законодательстве спецавтопредприятие будет приезжать к домовладению только в случае заключения договора с домовладельцем. И очень многие домовладения такой договор не заключают. Спрашивается, где этот мусор? Официальный ответ -сжигаем, перерабатываем, получаем компост. Тем не менее, на той же Чапаевке есть места несанкционированного складирования мусора. И эту проблему на протяжении многих лет решить не удается. Та же картина во многих дачных поселках.
Предприятия также должны заключать договор со спецавтопредприятием. Но для того, чтобы заключить договор, необходимо получить разрешение на захоронение отходов. Для этого требуется определенным образом наладить учет отходов и использованных материалов. Когда предприятие государственное, крупное, учет налажен. А когда оно состоит из 2-3 человек и работает 1-2 года, это сделать проблематично. Потому что по нашим нормативным документам если мусор — не результат технологического процесса, он рассчитывается на основании замеров на протяжении трех лет. Где же взять эти три года? Получается, что зачастую нормативы разрешения не соответствуют реальной картине того, что имеется на предприятии. И еще одна проблема -каждый рейс должен сопровождаться документом. В итоге спецавтопредприятие объезжает 20-30 предприятий и с каждого рейса возвращается с огромной стопкой бумаг. Насколько это целесообразно?
Была затронута и пресловутая проблема батареек, в последние несколько месяцев получившая широкое обсуждение. Батарейки содержат ртуть — тяжелый металл, и мы их должны собирать. Технологии переработки батареек нет, и пока еще не определено, где же они будут храниться до того, как эта технология появится. Да, мы везде расставим урны, проведем работу среди граждан, ликбез, и, если людям будет удобно, они будут приносить их. А что делать после того, как контейнер заполнится?
В процессе дискуссии выяснилось, что спецавтопредприятие собирает много вторсырья у населения. Однако в большинстве случаев его надо везти на Гомельское шоссе, что не очень приятно, потому что далеко. А если они выезжают по месту, то нужно платить. И если ты хочешь вывезти диван, они, конечно, приедут и заберут его, но обойдется это в круглую сумму. Вот и получается, что лучше уж крупногабаритную мебель вынести под покровом ночи. Люди не будут делать то, что им доставляет неудобства, то, что требует дополнительных условий. Образовывать можно только молодое поколение. А чтобы к этому подключилось старое, нужно сделать систему удобной и понятной.
Мусор — не только большая экологическая проблема, это фокус устойчивого развития. Все упирается в добрую волю граждан и в решения местных властей. Для того, чтобы заставить взаимодействовать спецавтопредприятие, ЖКХ и другие структуры, занимающиеся переработкой, нужна административная сила, которой обладает городской исполнительный комитет. Этим действительно можно заинтересовать бизнесменов. Шел разговор о тех предприятиях, которые пытались работать в этом направлении. Но без государственной поддержки на первых этапах работы эта деятельность не пойдет. Про уровень сознательности -разговор отдельный. Результаты «круглого стола» в форме протокола представлены городским властям с предложением провести отдельный семинар для предприятий, и отдельно — обучающий и образующий — с местным населением.
Это необходимо, потому что началось лето. И если оно будет таким, как в прошлом году, санэпидемстанция прогнозирует большие проблемы с мусором и с тем, к чему наличие мусора может привести.