Что почём на инновационном рынке
Автор: Д. Патыко
Источник: Рэспублiка. — 2004. — 28 октября (№ 204). — С. 3.
Ключевым компонентом определения инновационной политики является информационное обеспечение в области создания новых высоких технологий и конкурентоспособности наукоемкой продукции. Это особо подчеркивали участники состоявшейся в Минске II Международной конференции «Информационное обеспечение науки и производства: потребности и реальность». Она была организована Государственным комитетом по науке и технологиям, Республиканской научно-технической библиотекой, Республиканским центром трансфера технологий и Белорусским инновационным фондом.
Форум, собравший ученых, специалистов производства, органов управления и работников, занятых в сфере информационного обеспечения, охраны интеллектуальной собственности и других областей, вылился в острый, но продуктивный обмен мнениями. При этом основное, внимание было уделено проблемам, связанным с низкой востребованностью производства новых научных, технических и организационных идей.
Отмечалось, например, что лишь менее трети предприятий, занятых в инновационной сфере, имеют в своем составе службы, связанные с информационным обеспечением. Из 25 тысяч малых и средних предприятий, зарегистрированных в республике, к услугам богатейшего источника ценной информации — Республиканской научно-технической библиотеки и ее филиалов в областях — обратились только 115. Очень редко они пользуются и услугами инновационных центров, центров поддержки предпринимательства, что говорит о невысокой инновационной культуре наших игроков на рынке и непонимании ими важности научно-технической информации для обеспечения конкурентных преимуществ.
Дополнительной иллюстрацией к сему прискорбному факту служит и прозвучавшая на конференции информация о стремлении мелкого и среднего бизнеса разных стран к вхождению в инновационную инфраструктуру. Например, под крышей 220 технологических парков Германии находится свыше 5 тысяч инновационных предприятий. В Англии в 50 технопарках свои проекты реализуют 1500 фирм. У нас же под патронажем действующих 4 технопарков работает не более 40 малых инновационных предприятий.
Разумеется, дело тут не только в инертности мышления, но и в несовершенстве нормативно-правовой базы, которая регулирует взаимоотношения в сфере инновационной деятельности. За последние несколько лет принято более 50 нормативно-правовых актов в этой области, однако пока еще рано говорить, что научные организации и инновационные предприятия почувствовали себя комфортно в правовой среде республики.
Об этом говорит и низкий уровень наукоёмкости валового внутреннего продукта, который, по данным за прошлый год, оставляет лишь 0,75 процента, что в два раза ниже запланированного показателя и в 3-4 раза меньше, чем в развитых странах. Столь удручающий уровень сохраняется вот уже шесть последних лет, что очень опасно. Ведь мировая практика показывает, что если на протяжении 10 лет наукоёмкость ВВП удерживается на уровне менее 1 процента, то такая страна уже не может конкурировать на мировом рынке. Как видим, резерв времени у Беларуси невелик.
Уже сегодня продукция высокой наукоёмкости в общем объеме экспорта составляет у нас всего лишь 3,7 процента и не имеет тенденции к росту. Чуть более 10 процентов приходится на долю новой продукции, освоенной в течение последних трех лет. Это явно недостаточно, поскольку большая ее часть основана на идеях и разработках, сделанных давно. Сегодня мировые научно-технические приоритеты направлены на формирование так называемого шестого технологического уклада, связанного с высокими наукоемкими технологиями, тогда как у нас состояние производств может характеризоваться, в лучшем случае, пятым, а чаще -четвертым укладом.
Как отмечалось, осознавая ситуацию, руководство страны поставило задачу преодолеть эту отрицательную тенденцию. Этот курс изложен в принятой «Концепции инновационной политики Республики Беларусь на 2003-2007 годы», которая должна способствовать оживлению экономической жизни и переводу ее на инновационный путь развития.
На конференции обсуждались также вопросы информационного обеспечения патентной экспертизы изобретений, проблемы коммерциализации науки и технологий, перспективы развития системы трансфера технологий и другие актуальные темы.