Библиотеки в эпоху электронной информации
Автор: Мельникова, С.Ф.
Источник: Информационный бюллетень РНТБ. — 2013. — Вып. 1(33). — С. 67-68.
Американский психолог Ричард Флорида еще в своем бестселлере “Креативный класс: люди, которые меняют будущее” заявил, что именно «профессия библиотекаря — специалиста по качественной информации и правильному ее прочитыванию — превратится в наступившем веке в сверхважную, наиболее значимую, суперкреативную профессию, от которой зависит цивилизованное развитие человечества».
В существующих мифах о библиотеках и библиотекарях только и слышим:
библиотека — место хранения только книг;
библиотеки не нужны, т.к. есть Интернет;
в библиотеки ходят только “ботаники” и оторванные от жизни люди; в библиотеке всегда тихо и скучно;
в библиотеке работают скучные, неинтересные люди;
библиотекарем может работать каждый.
На самом деле библиотека в эпоху электронной информации — это аудиокниги, видеоматериалы, электронные ресурсы по самым разным темам, доступ к информационным сетям, в том числе к сети Интернет. Как в свое время телевидение не заменило театр, так и Интернет не сможет заменить библиотеку, так как лучше, чем библиотека, никто не сможет научить человека работать с информацией. Театр живет и развивается в своем направлении. Например, плейбек — театр зрительских историй, самостоятельное направление, так называемый театр психологических импровизаций. Телевидение становится повсеместно цифровым. В библиотеку ходят люди, желающие добиться успеха. Школа дает азы наук, а библиотека — это широкое поле для самообразования. Человеку, скучающему в библиотеке, будет скучно и на самом ярком празднике, потому что он скучен сам себе. Библиотекарь 21 века должен быть высоко- образованным человеком, доброжелательным, коммуникабельным, терпеливым, приветливым, уверенным пользователем ПК. Естественно, чтобы не отставать от времени, библиотека должна использовать в своей работе не только информационные технологии, но и технологии WEB2.0. Основной составляющей современных информационных технологий является компьютер. Понятие “технология” в переводе с греческого означает искусство, мастерство, умение. Технология, как процесс, означает последовательность ряда действий с целью переработки чего-либо. Информационная технология — это процесс, использующий совокупность средств методов сбора, обработки и передачи первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, т.е. информационного продукта. Основные черты современных информационных технологий: компьютерная обработка информации, хранение больших объемов информации на машинных носителях и передача информации на любые расстояния и в кратчайшие сроки. Особенность информационной технологии заключается в том, что и предмет, и продукт труда в ней — ИНФОРМАЦИЯ. Благодаря информационным технологиям появилась компьютерная реклама. Одной из основных составляющих рекламы в сети Интернет является баннерная реклама. Баннер-это носитель рекламного сообщения для посетителей сайта. Баннеры бывают анимированными и статическими. Анимированные баннеры позволяют больше заинтересовать посетителей, донести до них больше информации. Компьютерная реклама-это и электронная почта, и веб-сайты библиотек. По определению Тима О’Рейли, одного из главных идеологов WEB 2.0 — основателя американской издательской компании, WEB 2.0 — методика проектирования систем,которые путем учета сетевых взаимодействий, становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Большинство специалистов под Web 2.0 понимают современную концепцию развития Интернета, дающую возможность создавать содержимое Сети любому пользователю.
Веб-сайты, основанные на технологиях Web1.0, содержали материалы только для чтения, их контент создавался экспертным сообществом, а с появлением Web2.0 появилась возможность самостоятельно наполнять содержимое Интернета, что позволило неограниченному количеству пользователей иметь доступ к контенту и даже работать с ним. Появление платформы Web2.0 принесло в нашу жизнь блоги и микроблоги, социальные сети («Одноклассники», «ВКонтакте», «Facebook» и др.), теггинг и облака тегов. Например, облако тегов — это набор ссылок с ключевыми словами. Социальные сети — это интерактивные многопользовательские веб-сайты, содержимое которых наполняется самими участниками сети. Самые популярные из социальных сетей мира: Facebook, MySpace, НІ5, ВКонтакте, Одноклассники и другие. С помощью социальных сетей Интернет в практике библиотек осуществляется поиск и подбор персонала, происходит профессиональное общение и общение с пользователями, оказывается методическая помощь, организуются и проводятся конференции, семинары, вебинары, тренинги, виртуальные экскурсии, фото и видео отчеты и многое другое. Основные возможности применения блогов и микроблогов в практике библиотек: публикация новостей библиотеки, публикация ссылок на интересные статьи о библиотеках, книгах, ответы на вопросы пользователей и другие. Используя средства мгновенного обмена сообщениями в реальном времени (ICQ, Jabber, Skype), могут передаваться текстовые сообщения, звуковые сигналы, изображения, видео, а также производиться такие действия, как совместное рисование или игры. Многие из таких программ могут применяться для организации групповых текстовых чатов или видеоконференций. В Могилевской областной научно-технической библиотеке активно используется Skype для межличностного общения с коллегами из других городов, для проведения телемостов, вебинаров.