Сухой Павел Осипович (1895–1975) — доктор технических наук (1940), ученый и авиаконструктор, создатель сверхзвуковых самолетов.
Павел Осипович Сухой родился 22 июля 1895 г. в селе Глубоком Виленской губернии. Теперь Глубокое – районный центр Витебской области Республики Беларусь.
С 1905 г. по 1914 г. учился в Гомельской гимназии.
В 1914 г. поступил вольнослушателем на механико-математический факультет МГУ, где слушал лекции по механике полета профессора Н. Е. Жуковского.
В 1915 г. он становится студентом Императорского училища.
Одновременно с учебой приступает к разработке конструкции самолета, знакомится с летчиками и восторженно слушает их рассказы о полетах.
В 1916–1918 гг. Павел Осипович Сухой прошел путь от юнкера до подпоручика, некоторое время служил на Северо-Западном фронте.
В 1918–1930 гг. он работал преподавателем математики в школах Лунинца и Гомеля.
В 1921 г. П. О. Сухой приступает к учебе в МВТУ.
В 1924 г., еще до окончания МВТУ, он поступил чертежником в Центральный аэрогидродинамический институт им. Н. Б. Жуковского (ЦАГИ) для того, чтобы получить опыт выполнения чертежей отдельных частей конструкции самолета, определения допусков и составления технологических пояснений, выносимых на сборочные чертежи. Из большого числа техников и чертежников А. Н. Туполев выделил П. О. Сухого и стал руководителем его дипломного проекта «Одноместный истребитель с мотором 300 л.с.». За четкий доклад и продуманные ответы дипломный проект заслужил отличной оценки.
По окончании вуза стал работать инженером-конструктором в ЦАГИ. Осенью 1925 г., недавно назначенному молодому начальнику конструкторской бригады П. О. Сухому, поручается проектирование цельнометаллического истребителя, способного развивать высокую скорость и обладающего мощным пулеметным вооружением. Собранный самолет, названный И-4 (АНТ-5), успешно прошел летные испытания, начавшиеся летом 1927 г. Достигнутые летные характеристики И-4 были намного выше, чем у лучших зарубежных истребителей. С тех пор каждый новый самолет, созданный П. О. Сухим, всегда обладал летно-техническими характеристиками, превышающими самые лучшие достижения военных самолетов в мире.
В 1920–1930 гг. П. О. Сухим, под общим руководством А. Н. Туполева, были разработаны истребители И-4 (1926–1927), И-14 (1932–1934). Он сконструировал самолет РД (АНТ-25), на котором советские летчики совершили в 1938 г. беспосадочные полеты из Москвы через Северный полюс в США., и «Родина» (АНТ-37). На этой машине советские летчицы В. С. Гризодубова, П. Д. Осипенко и М. М. Раскова установили в 1938 г. женский международный рекорд дальности полета. В 1937–1939 гг. П. О. Сухой участвовал в создании боевого многоцелевого самолета Су-2. Во время Великой Отечественной войны 893 такие машины вели воздушные бои с противником.
В 1939–1940 гг. П. О. Сухой работал главным конструктором на заводе в Харькове.
В 1940–1949 гг. — главный конструктор КБ, базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве, одновременно директор этих заводов. В 1942–1943 гг. под его руководством создан бронированный штурмовик Су-6.
В 1949–1953 гг. – снова заместитель главного конструктора в КБ А. Н. Туполева.
В 1953 г. – возглавил ОКБ-1 в качестве генерального конструктора, в 1954–1975 гг. – главный генеральный конструктор завода №51 в Москве.
В послевоенные годы П. О. Сухой был в ряду первых советских авиаконструкторов, возглавивших работы в области реактивной авиации, создав несколько опытных реактивных истребителей. После создания КБ под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7 со скоростью полета, вдвое превысившей скорость звука. Истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колесно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полете стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, истребитель Су-27 (истребитель 4 поколения, до сих пор находятся на вооружении российских ВВС). Был также разработан ряд не реализованных проектов, например Су-13. Под руководством П. О. Сухого разработано более 50 конструкций самолетов, из которых 30 были запущены в производство.
Скончался Павел Осипович Сухой 15 сентября 1975 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Самолеты ОКБ П. О. Сухого получили всемирное признание, а последняя боевая машина – истребитель поколения 4++, многофункциональный Су-30МК – по маневренности и комплексу вооружения является одним из лучших в мире.
За выдающиеся работы в области авиационной науки и техники П. О. Сухой награжден золотой медалью им. академика А. Н. Туполева (1975, посмертно). В 1957 г. за выдающиеся заслуги в области создания новых образцов авиационной техники Павлу Осиповичу Сухому присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1965 г. к 70-летию награжден второй золотой медалью «Серп и Молот».
Кавалер трех орденов Ленина (1945, 1957, 1975), орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени (1938), Красной Звезды (1933), «Знак Почета» (1936).
Среди наград стоит упомянуть также Сталинскую премию (за создание штурмовика Су-6), Ленинскую премию (1968), Государственную премию СССР (1975, посмертно).