Берлин, 24. По сообщению агентства Вольфа, испытание первой ракетной дрезины, действующей отдачей взрывающихся газов, окончилось неудачей. Испытание ракетной дрезины состоялось на прямолинейном участке железнодорожного пути Ганновер – Целле, вблизи Бургведеля. На испытании присутствовало свыше 10 тысяч зрителей.
«Красная газета», 6 июля 1928 года
Нет, это не сценарий кинокомедии. Замысел установить ракету на рельсы и использовать её для достижения фантастической скорости принадлежал австрийскому учёному и изобретателю Максу Валье. Значительное влияние на Валье оказали труды теоретика космонавтики Германа Оберта, благодаря которым начинается его изучение ракетных двигателей и практическая деятельность. Валье стал одним из основателей немецкого «Общества космических полетов» – группы ученых, которые впоследствии сыграли важную роль в превращении ракетных полетов в реальность. В 1927 году Валье начал создавать, по сути, свою собственную космическую программу. Однако для осуществления таких грандиозных планов необходим был спонсор. Поэтому он обратился к Фрицу фон Опелю. Молодой автомобильный магнат сразу увидел открывающиеся перед ним возможности, особенно в плане рекламы, которую он мог получить для компании. И хотя Валье в большей степени интересовала популяризация ракетостроения, чем маркетинг автомобилей Opel, он пришел к выводу, что создание машины с ракетным двигателем позволит достичь обеих целей.
Валье связался с Фридрихом Зандером – немецким инженером-пиротехником, который в 1923 году приобрел фирму, известную производством ракет на черном порохе, использовавшихся для гарпунов и сигнальных устройств. Троица объединила усилия, совместив финансирование, теоретические знания и практические возможности, необходимые для успеха.
23 июня на железнодорожной линии Ганновер – Целле провели два тестовых испытания ракетной дрезины Opel RAK 3. Данное устройство представляло собой легкую платформу, в задней части которой располагался комплект ракетных двигателей, а носовую часть заняла пара тормозных ракет. Кроме того, ракетная дрезина получила облегченные колеса, была беспилотной и не имела рулевого управления.
О проведении испытаний машины сообщили заранее, так что вдоль железнодорожных путей собралось множество зрителей.
Для первого заезда ракетную дрезину оснастили десятью ракетами. Платформа смогла развить значительную скорость: в разных источниках указывают цифры от 254 до 290 км/ч. Несмотря на такую разницу в цифрах, можно с уверенностью утверждать, что Opel RAK 3 относилась к числу самых быстрых транспортных средств на планете.
Впечатлившись, руководители проекта приказали установить на дрезину 30 ракет, которые запускались группами по восемь. Однако ускорение было чересчур сильным: дрезина сразу же после старта сошла с рельсов и разбилась.


Летом 1928 года была построена еще одна ракетная дрезина, получившая обозначение RAK 4. На этот раз, чтобы проверить, как действуют условия сверхбыстрого движения ракет в воздухе на живые организмы, на дрезину в качестве «пассажира» поместили кошку. Четвероногому испытателю не повезло. Дрезина прошла всего около 50 метров, когда произошёл мощный взрыв. Гигантское облако чёрного дыма окутало место взрыва. Лишь спустя несколько минут, когда ветер частично рассеял дымовую завесу, стала видна картина разрушений. Дрезина лежала в 12 метрах от рельсов, представляя собой груду искореженного металла, а взорвавшаяся ракета, продолжая пальбу, зарылась в откос дороги. Испытание пришлось прервать.
В результате железная дорога больше не разрешила проводить испытания на своих путях. Ввиду отсутствия собственных путей компания Opel была вынуждена прекратить железнодорожную часть проекта RAK.
Разумеется, никто из изобретателей не собирался использовать дрезины для перевозки грузов и, тем более, пассажиров. Дрезины изначально использовались как самоходные стенды для исследований воздействия высоких скоростей и ускорений на материалы и конструкции.
Позже дрезины стали основой для создания ракетных саней, которые применяются для тестирования устройств, испытывающих высокие нагрузки при движении. Ракетные сани позволяют моделировать перегрузки, вибрации и ударные нагрузки, что помогает инженерам оценить надежность и безопасность оборудования перед его использованием в реальных условиях.









