Сидоренко Е.С., ведущий библиотекарь отдела научно-технической литературы и промышленных каталогов РНТБ
«Говорящая бумага»
Музыкальные стриминги, аудиокниги, онлайн-радиостанции, неожиданный возврат к винилу…
В истории сохранения звуков и музыки для последующего воспроизведения немало страниц – удачных и не очень, закрепившихся в жизни и оставшихся в прошлом. Одна из технологий, интересная и необычная, развивалась в начале 30-х годов XX века. Называлась она «Говорящая бумага».
Каково это – воспроизводить звук с бумаги? Не с помощью чтения нот, а в буквальном смысле заставить ее говорить, петь, проигрывать музыку? И сейчас такое решение кажется революционным, а в эпоху грампластинок было просто невероятным. Но советскому инженеру Борису Павловичу Скворцову это удалось.
В 1934 году в журнале «Изобретатель» появилась заметка об изобретении Бориса Скворцова. И со статьей, и с подшивкой журналов вы можете ознакомиться в зале ретроизданий РНТБ.
В основе изобретения лежали новейшие достижения технической мысли, подсказанные звуковым кино. Скворцов задался вопросом: «Если в звуковых кинокартинах звук записан на пленку в виде зигзагообразной черной полосы, то нельзя ли подобным образом записать звук не на пленке и для других целей?»
Запись звука на пленке держалась непрочно, целлулоид быстро рвался и изнашивался, был огнеопасен и очень дорог. После ста прокатов кинофильма смотреть и слушать его становилось невозможно. Скворцов предложил новый звуконоситель – обыкновенную бумагу. Это казалось фантастикой! Начались эксперименты, которые дали хорошие результаты. Бумажная лента почти не изнашивалась при многократном прослушивании, была дешевой и гораздо менее дефицитной, чем импортный шеллак, из которого тогда делали пластинки. Запись на ленте легко монтировалась с помощью ножниц и клея. А главное, сделанную запись можно было размножить полиграфическим способом в любой типографии без малейшей потери качества. На бумажной ленте, шириной в 35 миллиметров, скатанной в рулон, «записывалась» не одна, а целых восемь дорожек. Это позволило хранить в одном рулоне 45 минут звуковой информации при гарантированных 3000 прослушиваний без ухудшения качества записи.
Однако, несмотря на явные преимущества построенного для считывания бумажной ленты аппарата, конструктору пришлось вести упорную борьбу за его признание. В Комитете по изобретениям не хотели признавать «Говорящую бумагу». Дело дошло даже до того, что она «произнесла речь» в свою защиту на заседании Совета народных комиссаров СССР.
К 1940 году в экспериментальном цехе Коломенского граммофонного завода были выпущены первые аппараты ГБ-8.
Принцип работы был следующим: звук с микрофона усиливался и колебал перо с чернилами, оставляя на бумажной ленте черные бороздки. При считывании эти бороздки проходили перед фотоэлементом, который реагировал на изменения освещения. Электросигнал, созданный фотоэлементом, усиливался и передавался на громкоговоритель для воспроизведения звука. Правда, чтобы услышать запись, аппарат нужно было подключить к ламповому радиоприемнику.
К весне 1941 года было собрано около 700 аппаратов. Новые проигрыватели поступили в магазины, но стоили очень недешево.
Выпуском фонограмм для аппарата занималась фабрика «Говорящая бумага» Объединения государственных книжно-журнальных издательств при Наркомпросе РСФСР.
Репертуар, записанный на бумажные рулоны, был весьма разнообразным: речи партийных и государственных деятелей, музыкальные произведения джаз-оркестров Леонида Утесова и Александра Цфасмана, хора имени Пятницкого, Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной армии, концерты популярных исполнителей народных песен и советских композиторов. Но главным достижением отечественной звукозаписи была фонограмма оперы П.И. Чайковского «Иоланта» с подробными комментариями, содержавшая около 20 бумажных роликов.
К сожалению, изобретение было обречено. Начавшаяся вскоре война изменила все планы. После войны к выпуску аппарата «ГБ-8» уже не вернулись. Появилась технология долгоиграющих пластинок, поставив крест на «Говорящей бумаге», которая проиграла новой технологии практически во всем: в качестве, стоимости и сложности производства аппаратуры.
В 1985 году Всесоюзная студия грамзаписи выпустила сенсационную пластинку «Концерт на бумаге». Песни и танцы, размещенные на ней, были переписаны с рулонов фабрики «Говорящая бумага».