Каравай А.Ю., библиограф 1 категории отдела научно-библиографической работы РНТБ
Формирование имиджа библиотеки. Часть 2. Функции имиджа и этапы его формирования в библиотеке
Формирование положительного образа (имиджа) библиотеки – многогранный противоречивый процесс. Его продуктивность и результаты напрямую зависят не только от правильного применения методологии и инструментария непосредственно из библиотечной теории и практики, но и от апробации и использования ключевых положений и инструментария других отраслей. Исследование условий, механизмов и инструментов, присущих процессу формирования имиджа, и составляет проблематику библиотечной имиджелогии [1].
Библиотечная имиджелогия (от лат. imago – «образ» и logos – «учение», «наука») – наука, изучающая проблемы формирования и функционирования имиджа библиотеки.
На построение и изменение имиджа требуется длительное время. Заниматься процессом формирования и поддержания нужного имиджа должны специалисты, к которым причисляются имиджмейкеры, специалисты по связям с общественностью (PR-специалисты), организаторы рекламных кампаний и др.
Имиджу присущи следующие общие характеристики:
– не подлежит прямому измерению, оценить его можно лишь по отношениям, проявляющимся в общении, деятельности, выборе, поэтому при создании имиджа необходимо проводить его мониторинг и изучать реакции на него;
– имидж неустойчив, его постоянно надо «подкреплять» рекламой или разнообразными целевыми РR-акциями;
– имидж содержит ограниченное число компонентов: сложность конструкции только мешает его восприятию, а следовательно, делает отношение к нему неоднозначным;
– имидж прагматичен, то есть ориентирован на ограниченный круг задач, соответствующих целям организации или особенностям настоящей ситуации, ее развития;
– имидж предполагает сильный эмоциональный отклик, это следует из самого его определения;
– эффективный имидж целостен и непротиворечив, соответствует однозначным обобщенным представлениям;
– эффективный имидж обладает свойством вариабельности: абсолютно «жесткая и неизменная конструкция» неприемлема, ситуация трансляции имиджа всегда динамична, может возникнуть необходимость внесения корректив [3].
Отдельного рассмотрения требуют функции имиджа.
С точки зрения имиджелогии функция имиджа заключается в том, чтобы обеспечивать объекту или субъекту достижение таких целей, как:
узнаваемость. Это одна из важнейших целей любого бренда или учреждения. Обеспечение узнаваемости – первая из функций имиджа библиотеки, поскольку для субъекта или объекта, который никто не знает, остальные аспекты не имеют значения;
идеализация. При формировании своего имиджа любое учреждение стремится придавать ему только положительные черты, избегая отрицательных. Поэтому одна из основных задач библиотеки – создать идеализированный позитивный образ, который понравится всем;
индивидуальность. Для каждой личности важно быть уникальной, чтобы как-то выделяться на фоне остальных. То же можно сказать про учреждения, бренды и прочие объекты [2].
Главной функцией имиджа является формирование эмоционально окрашенного отношения к кому-либо или чему-либо, в основном положительного.
Положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информацией публичной деятельности.
Важным в создании положительного образа библиотеки является разработка, применение и использование фирменного стиля библиотеки. Фирменный стиль имеет несколько компонентов: логотип, фирменный знак и эмблему. Все элементы фирменного стиля должны подчиняться единой эстетической идее. Например, фирменный стиль в Республиканской научно-технической библиотеке (РНТБ) имеет ряд особенностей, связанных, в первую очередь, с наличием пяти областных филиалов, каждый из которых имеет свою индивидуальность, которую хотел бы сохранить. В связи с этим у каждого филиала своя цветовая гамма, а шрифты и общая стилистика оформления остается идентичной стилю РНТБ.
Использование единого фирменного стиля благоприятно влияет на узнаваемость и имидж, укрепляет связи внутри коллектива и формирует корпоративную культуру [5].
Этапы формирования имиджа
Имидж формируют в том случае, когда выделен объект деятельности и аудиторный состав (целевая аудитория), для которой строится образное представление.
Структурирование проводят посредством профессиональных усилий. Специалист в этой сфере обладает необходимыми навыками и опытом профессиональной деятельности, чтобы успешно вести проект по созданию актуального имиджа.
Исследователи выделяют несколько этапов формирования имиджа. Некоторые классификации разнятся, но следует отметить, что основа остается неизменной.
Обобщив подходы, можно констатировать, что к таким этапам или шагам формирования имиджа относят следующие:
- Поставить цель.
Любой создающийся имидж несет какую-то информацию, имеет цель. На начальном этапе необходимо сформулировать эту цель, выделить тот аспект, на который будет нацелен результат работы.
- Выбрать целевую аудиторию.
Выделяют конкретную группу, где будет воплощаться послание имиджа. На этом этапе специалист определяет ожидания и предпочтения целевой аудитории, чтобы создать стратегию для воплощения предполагаемого образа.
3.Выделить параметры.
Под параметрами в данном контексте подразумевают, например, список качеств, которые будет необходимо продемонстрировать выбранному образу. Такие качества считывает целевая аудитория, поэтому внимание к ним является важным.
- Привести сравнительные характеристики желаемых и реальных качеств объекта.
От того, насколько имеющаяся «картинка» соответствует «будущему» варианту, зависит объем предполагаемой работы.
- Реализация проекта.
Данный шаг воспроизводит все наработки. В процессе можно обнаружить слабые места, которые корректируются руководством. Создается имидж.
Построение целостного имиджа библиотеки – это не разовые рекламные мероприятия и кампании, это регулярная профессиональная деятельность по разработке и проведению разноплановых мероприятий, ориентированных на формирование элементов имиджа.
Формирование имиджа библиотеки зависит от следующих компонентов:
– авторитетность и компетентность руководителей;
– профессионализм библиотечных специалистов;
– культура общения в библиотеке;
– дизайн библиотеки (внешний и внутренний);
– культура рабочих мест сотрудников;
– комфортность условий для пользователей;
– качество информационных ресурсов;
– реклама библиотеки;
– документация (ее соответствие нормам современного делопроизводства);
– наличие собственного фирменного стиля;
– наличие традиций и др. [1].
Создание позитивного имиджа, формирование надежной репутации среди широкой общественности становится основой современного библиотечного учреждения.
Библиотека, пользующаяся авторитетом у своих пользователей, имеет больше шансов получить дополнительное финансирование, спонсорскую помощь, предложения от различных издательств и др. На формирование внешнего имиджа оказывают влияние:
– качество продукта и услуги;
– внешний и внутренний вид здания библиотеки, его местоположение и благоустроенность прилегающей территории;
– комфортность библиотечной среды;
– связь со средствами массовой информации;
– реклама;
– уровень проведения различных мероприятий;
– маркетинговая деятельность учреждения и др.
Имидж современной библиотеки формируется под влиянием предоставляемых продуктов и комплекса услуг, который она обеспечивает. Библиотечные специалисты должны быть активны в предоставлении информационного сервиса, что будет влиять на их имидж.
Вопросы качества предоставления библиотечно-информационных услуг и продуктов имеют особую актуальность в наше время и являются приоритетными в деятельности библиотек.
Само понятие «качество» весьма неоднозначно, однако суть его применительно к библиотечной деятельности заключается в наиболее полном удовлетворении запросов пользователей путем максимально точного соблюдения всех его требований и пожеланий.
Среди основных характеристик качества услуг, обеспечивающих их способность удовлетворять определенные потребности пользователей, являются:
– надежность;
– оперативность;
– доверительность;
– коммуникативность;
– доступность;
– внимательное отношение к пользователю и его запросам и др. [4].
Изучив в первой части понятие и сущность имиджа библиотеки, во второй – функции имиджа и этапы его формирования, подчеркнем, что имидж – целенаправленно сформированный образ, представление, наделяющее объект дополнительными ценностями и благодаря этому способствующее более целенаправленному и эмоциональному восприятию. Положительный (благоприятный) имидж формируется качеством услуг и уровнем обслуживания пользователей библиотеки, рекламной деятельностью. Создание устойчивого позитивного имиджа библиотеки, легко идентифицируемого пользователями библиотечных услуг, – одно из ключевых звеньев продвижения библиотечной продукции и услуг на рынке. Исключительно важным является формирование надежной репутации и доброжелательного мнения о библиотеке и ее услугах в обществе.
Успех библиотеки определяется тем, насколько создаваемый образ подтверждается качеством повседневного обслуживания и насколько декларируемые обязательства совпадают с их реальным выполнением.
Список использованных источников
- Имидж библиотеки как фактор ее развития: обзор деятельности муниципальных библиотек области / ТОГУК «Тамб. обл. универсал. науч. б-ка им. А. С. Пушкина» ; сост. Н. В. Аверьянова. – Тамбов, 2010. – 20 с.
- Имидж: что это такое, примеры, виды, отличия от «образа» [Электронный ресурс]. – URL: https://dnevnik-znaniy.ru/znachenie/imidzh-eto.html?ysclid=li7uhfdfze869890729 (дата обращения: 12.03.2024).
- Каковкина, С. С. Создание положительного имиджа библиотеки / С. С. Каковкина. – Брянка, 2020. – 29 с.
- Романченко, И. А. Имидж библиотеки как основа ее успешной деятельности / И. А. Романченко // Имидж библиотек и библиотекарей: как изменить стереотипы : материалы межрегион. круглого стола, Брянск, 25 февр. 2021 г. – Брянск, 2021. – С. 25–31.
- Шалыгина, Н. С. Фирменный стиль библиотеки: на примере Республиканской научно-технической библиотеки / Н. С. Шалыгина // Материалы IX Междунар. конгр. «Библиотека как феномен культуры», посвящ. 100-летию Нац. б-ки Беларуси, Минск, 15–16 сент. 2022 г. / [сост. В. В. Пшибытко]. – Минск, 2022. – С. 136–144.