Существует особенный для сладкоежек праздник – Международный день эскимо. Отмечается он ежегодно 24 января, так как именно этот день официально признан «днем рождения» лакомства.
Мороженое – символ счастливого детства.
Этот десерт всегда был и будет любимым лакомством и детей, и взрослых. Существует много разновидностей этого сладкого продукта. Особой популярностью пользуется эскимо – сливочное мороженое на палочке, покрытое шоколадной глазурью, которому и посвящен праздник.
По некоторым данным история мороженого насчитывает несколько тысячелетий – уже в Древнем Риме император Нерон позволял себе подобный холодный десерт, отправляя воинов в жаркие дни за снегом в горы, чтобы потом смешать сок со снегом.
Днём рождения эскимо принято считать 24 января.
Именно в этот день в далеком 1922 году владелец магазина сладостей в городе Онава (штат Айова, США) Кристиан Кент Нельсон (Christian Kent Nelson) получил патент на изобретение под названием Confection (№US 1404539).
В описании изобретения указано, что «…основная цель изобретения состоит в том, чтобы предложить замороженное лакомство, содержащее сохраняющий форму блок или кирпичик мороженого и т.п., а также предусмотреть для него оболочку, облегчающую обращение с ним…»
Патент Нельсона распространялся на любой вид замороженного продукта, покрытого шоколадом.
Легенда гласит, что Нельсона, владевшего кондитерской лавкой недалеко от школы, где он работал учителем, натолкнул на мысль совместить два продукта в одном маленький покупатель. Мальчик начал покупать мороженое, но затем передумал и остановился на плитке шоколада. Он сказал: «Конечно, мне бы хотелось и то, и другое, но у меня всего пять центов».
Изобретатель долго экспериментировал и пришел к выводу, что, если очень сильно заморозить брикет мороженого, горячая глазурь успеет «приклеиться», не растопив его.
Нельсон выпустил партию из 500 брикетов мороженого, покрытого растопленными шоколадными конфетами. Новинка под названием I-Scream Bars стала хитом на пикнике у местного деревенского пожарного, и Кристиан начал подыскивать компаньона для производства своего нового продукта. Им стал местный производитель шоколада Рассел Стовер (Russell Stover).
Когда Нельсон стал продавать I-Scream Bars (это сочетание звуков может означать и «батончик мороженого», и «этот батончик заставляет меня визжать»), веселое название лакомства не привлекло большого количества покупателей. И тогда супруга Рассела Стовера предложила назвать новый продукт «эскимосским пирогом» – Eskimo Pie.
По одной из версий считается, что слово «эскимо» в переводе с французского языка означает «детский комбинезон, похожий на эскимосский костюм». Поэтому мороженое, плотно «одетое» в комбинезон из шоколада, и получило свое название.
Нельсон и Стовер запустили коммерческое предприятие и рекламную кампанию в городе Де-Мойн штата Айова. Мороженое с новым, более привлекательным названием разлеталось мгновенно – первые 25 000 эскимо были распроданы в течение 24 часов.
После получения патента Нельсон по франшизе предоставил право другим производителям мороженого выпускать его под этим запатентованным названием. Всего за год продажи лакомства выросли в десятки раз: только в США 1500 производителей продавали в день миллион пачек эскимо (пока без палочки).
Нельсон владел торговой маркой Eskimo Pie. Между тем, слово pie (рус. «пирог») также было товарным знаком, из-за чего неоднократно вспыхивали правовые споры.
Разбогатевший Нельсон тратил значительную часть доходов на адвокатов, защищая в судах свой патент, пока в 1929 году патент не был признан недействительным ввиду безмерной широты патентной формулы, охватывавшей любой мороженый продукт в шоколаде. Тогда Нельсон ушел из компании, продав свою долю, но вскоре вернулся наемным менеджером.
После спада продаж во время Великой депрессии к эскимо вновь повысился интерес, особенно в вооруженных силах США, в период Второй мировой войны. Рост цен на сырье в послевоенную эпоху заставил компанию уменьшить размер продукта. Нельсон официально оставил пост вице-президента и руководителя исследовательской группы Eskimo Pie и ушел на пенсию в 1961-м.
Кристиан Нельсон умер в 1992 году в возрасте 98 лет и уже не увидел, как права на бренд «Эскимо» перешли к одной компании, потом ко второй, третьей… пока в 2007 году их не выкупила компания Dreyer’s – одна из «дочек» Nestle.
По сей день Eskimo Pie выпускает десятки форм, размеров и видов замороженных лакомств. Торговая марка по-прежнему пользуется большим признанием потребителей: она появлялась в фильмах и мультфильмах и даже вошла в словари американского издательства Funk&Wagnalls.
После изобретения «эскимосского пирога» в США это мороженое в шоколаде стало быстро распространяться по Европе. Во Франции его продавали на кинопоказе американского документального фильма о жизни эскимосов «Нанук с Севера» (англ. Nanook of the North). В июне 1924 года в Париже была основана компания Esquimaux-Brick, которая распространила свое влияние на европейские страны, в частности Италию и Венгрию, где также стали делать эскимо.
Своя история есть и у деревянной палочки, которая сегодня является одним из обязательных атрибутов лакомства. Производители эскимо добавили к нему палочку только в 1935 году, хотя подобная «ручка» из дерева, за которую так удобно держать лакомство, ранее использовалась изготовителями других сластей.
Считается, что первым человеком, придумавшим в 1905 году использовать деревянную палочку таким образом, был 11-летний Фрэнк Эпперсон, который оставил на морозе лимонад с палочкой для перемешивания внутри. Спустя некоторое время он обнаружил на месте напитка замерзший фруктовый цилиндр, который было очень удобно держать за палочку. В 1920-х годах Эпперсон получил патент и зарегистрировал торговую марку Рopsicle. В продаже появились замороженные лимонады на палочке, и только потом, уже в 30-х годах, идея была подхвачена производителями мороженого.
Кстати, в России у эскимо огромное количество поклонников. Оно появилось в Советском Союзе по личной инициативе наркома продовольствия Анастаса Микояна после того, как делегация во главе с Микояном в 1936 году в Нью-Йорке попробовала несколько видов мороженого и привезла из Америки технологию их изготовления. Некоторые из них вскоре появились в СССР и стали производиться как лучшее в мире, «советское мороженое» – пломбир, крем-брюле, эскимо, ванильное, фруктовое и еще несколько видов. Но рецепт и консистенция были изменены, чтобы соответствовать вкусам русских людей.
Микоян считал, что советский гражданин должен съедать за год не менее 5 кг (!) мороженого, и настаивал, что оно должно стать массовым продуктом питания и выпускаться по доступным ценам, которые действительно были весьма демократичными: пломбир в вафельном стаканчике стоил 20 копеек, молочное – 9, фруктовое – 7, эскимо — 11 копеек.
Так, выпускавшееся изначально как лакомство для любителей, мороженое поменяло статус и было отнесено к «высококалорийным и витаминизированным освежающим продуктам, обладающим к тому же лечебно-диетическими свойствами». Качество продукта строго контролировалось. Подбор ингредиентов осуществлялся по ГОСТу 117-41 (1941 года), который считался одним из самых жестких в мире – применялись только натуральные составляющие при отсутствии консервантов. Любое отклонение от вкуса, цвета или запаха считалось браком. К тому же, срок реализации мороженого ограничивался одной неделей, в отличии современных нескольких месяцев.
Производство эскимо было поставлено на промышленные рельсы сначала только в Москве – в 1937 году на Московском хладокомбинате № 8 была введена в строй первая фабрика мороженого мощностью 25 тонн в сутки. Тогда в столице прошла широкая рекламная компания о новом сорте мороженого – эскимо. Очень быстро эти глазированные цилиндрики мороженого на палочке стали любимым лакомством и детей, и взрослых. Эскимо изготавливали из высокосортных сливок, и именно в этом был феномен советского мороженого.
Вскоре хладокомбинаты и цехи по производству эскимо появились и в других городах. Сначала оно изготавливалось на ручной дозировочной машине, и лишь после Великой Отечественной войны, в 1947 году, появился первый промышленный «эскимо-генератор» карусельного типа (на Мосхладокомбинате № 8), что позволило значительно увеличить объём выпускаемого эскимо.
В настоящее время популярность эскимо в нашей стране не уменьшается. Появилось большое количество новых видов мороженого на палочке различного состава и с разными вкусами. На смену классическим глазированным цилиндрам пришло эскимо в форме овалов, параллелепипедов и других фигур, поэтому сегодня каждый может выбрать себе любимое эскимо.
Интересно знать!
Коренные жители арктического побережья Северной Америки называют себя «инуиты» («люди»). Эскимосами, что означает «тот, кто ест сырое мясо», их прозвали соседи – индейцы алгонкины. Инуиты считают это прозвище оскорбительным, но поскольку контакты с алгонкинами европейские колонисты установили раньше, чем с инуитами, в английский, французский, а затем и в другие языки это название вошло прочно.
В 2020 году в США отказались от названия Eskimo Pie, заменив его на Edy’s Pie («пирог Эди»). Так была увековечена память сооснователя кондитерской компании Dreyer’s (владеет правами на этот бренд) Джозефа Эди.
* при подготовке данной статьи использованы материалы сайтов:
https://beldruk.by/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/document-77943.html
https://www.shkolazhizni.ru/meal/articles/96956/
https://www.vokrugsveta.ru/vs/article/7481/