«Нашу эпоху нередко называют «бумажным веком». В Северной Америке из бумаги делаются ковры. В Японии выработали особый вид бумажной ткани, по прочности не уступающей шелковой. Белье, свитера из этой ткани уже продаются в магазинах европейских столиц и имеют большой успех» (статья в журнале «Рабочий бумажник за июль 1928 г.»
Опыт изготовления одежды из бумаги имеет глубокие исторические корни в Восточной Азии, особенно в Китае, Японии и Корее.
Так, традиционный предмет одежды камико, который использовался преимущественно монахами и самураями в эпоху Эдо (1603–1868 гг.), представляет собой балахон, изготовленный из грубой накрахмаленной бумаги. Такая одежда была практичной и функциональной, обеспечивала защиту от непогоды и была удобна в носке. Кроме того, ношение камико символизировало простоту и аскетизм, характерные для монашеского образа жизни, а также стойкость и дисциплину, присущие самурайскому кодексу поведения. В японской культуре существует несколько интересных видов изделий из бумаги. Это вагаса – зонтики, сделанные из промасленной бумаги, а также сифу – тонкие нити, скрученные из бумаги, которые использовались для производства различных текстильных изделий.
19 мая 1907 года в газете The New York Times выходит заметка под названием «Бумажные платья скоро!», в которой сообщалось, что во Франции разработана нить из бумаги – безусадочная, влагостойкая, пожаробезопасная и на две трети дешевле хлопка.
Первая мировая война привела к острой нехватке многих ресурсов, включая ткани. В результате Германия и Австрия столкнулись с необходимостью искать альтернативные материалы для производства одежды. Одним из решений стало использование бумаги. Были разработаны технологии прядения и ткачества из бумажной массы, что позволило создавать легкие и недорогие ткани, которые использовались для пошива униформы для летчиков и экипажей подводных лодок.
После окончания Первой мировой войны бумага рассматривалась как универсальный материал для восстановления разрушенных регионов, таких как Франция и Бельгия. Бумага, обработанная специальными составами для придания водостойкости и прочности, могла использоваться для создания временных жилищ и даже предметов интерьера.
Возможности бумажной одежды привлекли внимание в США, особенно после того, как Министерство внешней и внутренней торговли импортировало партию австрийских бумажных костюмов, выставило их в своих офисах в Вашингтоне, а затем отправило их в «тур» по городам по всей стране.
Американская публика была заинтригована, а некоторые модники решили пощеголять в новинке. Один репортер обнаружил бизнесмена из Филадельфии, прогуливающегося по набережной Атлантик-Сити в костюме из легкой коричневой бумаги. Он сказал своему интервьюеру, что не только костюм был сделан из бумаги, но и воротник рубашки, и галстук. Костюм стоил ему 75 центов, воротник и галстук – по 7 центов, в общей сложности 89 центов. В то время один только шерстяной костюм стоил бы для него больше 30 долларов.
В период американской истории, известный как «ревущие двадцатые», бумажная одежда исчезает. Редкий человек хотел бы, чтобы его видели в 60-центовом костюме.
В 1960-е годы идея одноразовых вещей снова вернулась в моду, но уже в совершенно другом контексте. В отличие от периода Первой мировой войны, когда бумажная одежда была вынужденной мерой из-за дефицита материалов, в эпоху послевоенного потребительского бума она стала символом удобства и новизны. Бумажные платья возвращаются со смелыми цветами, поп-артом и психоделическим дизайном.
Компания Scott Paper Company, известная своими гигиеническими товарами, решила выйти на рынок с новыми изделиями – одноразовыми бумажными платьями. Их продукция, изготовленная из прочного материала Dura—Weve, изначально предназначавшегося для медицинского использования, оказалась востребованной благодаря своей низкой цене и удобству. Платья из этой коллекции были простыми в уходе, ведь их можно было просто выбросить после использования, что идеально соответствовало духу времени, когда удобство и скорость ценились высоко. Такую тенденцию хорошо характеризует высказывание художника по текстилю, который в интервью журналу Life отметил: «В конце концов, кто будет стирать в космосе?»
Запуск бумажных платьев через почтовый каталог компании оказался успешным маркетинговым ходом. За небольшую сумму в 1,25 доллара покупатели получали возможность приобрести необычный и стильный предмет гардероба, который к тому же не требовал стирки и глажки. Успех этой кампании привел к продаже около полумиллиона единиц изделий, что сделало бумажные платья настоящим хитом сезона.
Кампания с бумажными платьями Souper Dress от компании Campbell Soup Company использовала популярность работ Энди Уорхола, чтобы привлечь внимание к своему продукту. Уорхол был известен своими яркими и узнаваемыми изображениями банок супа Campbell’s, которые стали иконой поп-арта. Платья Souper Dress были выпущены в рамках рекламной акции, где дизайн банок супа Campbell’s использовался в качестве принта на бумаге. Это был гениальный ход, позволяющий соединить моду с популярной культурой. Кампания ориентировалась на молодых женщин, стремящихся выразить себя через стиль и современные тренды. Модель платья можно было заказать по почте, заплатив за нее один доллар и отправив две этикетки от банок супа.
К концу 1968 года одноразовые платья почти перестали быть бумажными – их делали из смеси вискозы (75%) и нейлона (25%), как известную серию Poster Dresses Гарри Гордона. Стоили они 2.98 доллара, их можно было несколько раз стирать, а если вдруг надоест – превратить в чехол для диванной подушки или настенный постер.
Дизайнеры предлагали из бумаги практически любой предмет – от шляп и серег до тапочек. На бумагу наносилось мерцающее покрытие, ее вывязывали и лакировали, украшали искусственными камнями и броскими узорами. Вершиной этих изысканий стали платья компании Paraphernalia с вклеенными семенами растений, которые прорастали при намачивании.
Хотя «большое бумажное помешательство» оказалось недолговечным и через несколько лет практически сошло на нет, до сих пор бумага вдохновляет дизайнеров на создание одежды и аксессуаров. Только вот современных потребителей может отпугнуть их стоимость. Так, бумажная шляпа COMME des GARÇONS стоит 310 долларов! Приходите в зал ретроизданий (ком. 607). Вспомним опыт бабушек и дедушек по созданию шикарных головных уборов из газет!















