«Изобретателям следует обратить внимание на разработку умных и занимательных игрушек, могущих быть важным пособием в деле политехнического образования нашей молодежи». Такие призывы опубликованы в статье журнала «Изобретатель» за 1934 год. Далее приводится опыт Германии и описываются детские наборы для проведения опытов по оптике и электротехнике. В прейскуранте на детские игрушки СССР за 1938 год из развивающих игрушек был найден только конструктор. Конструкторы были частью детства многих поколений.
Конструктор в виде набора металлических пластин с просверленными на равных расстояниях отверстиями, винтами и гайками для крепления был изобретен в 1901 году англичанином Фрэнком Хорнби. Ему также принадлежит изобретение детской железной дороги и мини-моделей автомобилей. В 1908 году Хорнби основал компанию Meccano Ltd, которая занималась выпуском игрушек. По окончании срока патентной защиты стали производить и советский аналог. Он выпускался в виде простых и сложных наборов с различным комплектом деталей. 1 апреля 1932 года в статье «Игрушка – орудие коммунистического воспитания» газета «Пионерская правда» (№38) негодовала, что 90% плана по выпуску советских конструкторов сорвано: «Вместо меккано… банки для гуталина».
В 1947 году Московский радиозавод им. Красина разработал набор «Юный радиоконструктор». Он представлял собой универсальную приемную радиопанель, на которой можно без перестановки, добавления и переделки деталей собирать различные простейшие детекторные и ламповые радиоприемники, испытывать и проверять их на приеме радиостанций. Такой конструктор давал возможность детям не только развлекаться, но и учиться основам электроники, схемотехники и радиосвязи.
В 1954 году на часовом заводе в городе Сердобск начали выпускать конструктор «Юный часовщик». С его помощью можно было собрать часы. Правда, не наручные, а настенные, ходики, но все равно это было впечатляюще! В комплект входил набор деталей и разных узлов, части корпуса (из дерева), металлический циферблат, гирька и цепь. Всего 21 узел.


Интересный факт: инструкции магазинов игрушек предписывали продавцам следовать следующим правилам: не разрешалось демонстрировать покупателям просто коробку с конструктором или альбом-инструкцию к нему. Продавец был обязан иметь в своем отделе одну или несколько собранных моделей из каждого конструктора, чтобы наглядно продемонстрировать возможности игрушки. Причем продавец должен был уметь самостоятельно разбирать и собирать каждую из таких демонстрационных моделей.
Еще одна любопытная разработка – радиокубики В.В. Мацкевича.
Радиокубики – это пластмассовые коробочки, в которые вмонтированы различные радиодетали и магниты, притягивающие кубики друг к другу и соединяющие их в работающее устройство. На каждом кубике изображено условное обозначение находящихся в нем деталей. Имея достаточный набор кубиков, можно в считанные минуты собрать из них самые различные устройства – от простейшего детекторного до громкоговорящего приемника и даже узлов электронной вычислительной машины.


Для детей среднего школьного возраста выходила целая серия конструкторов под названием «Собери сам». Один из первых конструкторов, выпускаемый еще в 50-е годы, представлял собой набор из металлических деталей и оптического стекла, из которых можно было собрать микроскоп и подзорную трубу.
Один из первых наборов «Юный химик» был создан латышским ученым и содержал нагревательный прибор, пробирки, пару реактивов, лакмусовые бумажки, кислоту, магний и реторту. Эти компоненты позволяли провести немало опытов и даже устроить небольшой взрыв. А вулкан из магния на полированных столах, вероятно, помнят многие родители.








