«Ваш знакомый, уходя из дому, присоединяет к своему телефонному аппарату «телеграфон» и спокойно уходит по своим делам. А вы, позвонив к приятелю и выяснив, что его нет дома, нисколько не смущаясь этим, начинаете передавать в телефон ваше спешное сообщение.
«Телеграфон» внимательно «выслушивает» все то, что говорите вы ему, и так же тщательно записывает, чтобы не «забыть» к приходу хозяина. А когда он придет, ему стоит только нажать кнопку и телеграфон слово в слово передаст ему все то, что вы говорили».
«Потянувшись за папиросой, Иван Артемьевич отодвинул маленький чёрный ящик. Но как только он коснулся его полированной крышки, из глубины ящика раздался укоризненный женский голос:
– Серёжа, опять подвёл! А я ждала… Разве можно так обманывать жену!
Три глухих гудка, и из ящика загрохотал весёлый баритон:
– Сергей, говорит Михаил! Всякой волоките есть предел! Твой буер беру я. Едем с Павлом в Каширу.
Снова три гудка, и ящик официальным тоном сообщил:
– Товарищ Герасимов, ваш доклад «Итоги десятилетней работы над продлением человеческой жизни» назначается на двадцать пятое марта, в конференц-зале университета.
Говорящий ящик не на шутку смутил Ивана Артемьевича. Но Юрий обстоятельно разъяснил, что это не ящик, а телеграфон, что папе звонили, но его не было дома, и телеграфон записал, а дедушка неловко нажал кнопку, и телеграфон передал ему свои звуковые записи».
Упоминание телеграфона – это не вымысел автора. Такое устройство уже существовало, и автор детских книг всего лишь позаимствовал его название.
Как известно, многие новшества являются естественным развитием предыдущих открытий. В 1888 году американский инженер Оберлин Смит опубликовал работу под названием Some Possible Forms of Phonograph, в которой рассказал о методах улучшения конструкции фонографа, созданного Эдисоном. В своей статье он представил прогрессивные идеи в области звукозаписи, предложив для этой цели совершенно иной принцип – магнитный. В качестве носителя предлагалось использовать хлопковую или шелковую нить с прочно закрепленными кусочками стальной проволоки, которые, под воздействием тока, идущего от микрофона, будут намагничиваться, проходя через катушку. Поскольку Смиту не удалось создать работающую модель, данное изобретение осталось на уровне гипотезы, а изобретатель решил поделиться своим открытием с научным миром.

Первым удачным воплощением стал разработанный датским инженером Вальдемаром Поульсеном телеграфон – устройство, которое записывало звук на стальную проволоку. После успешной демонстрации телеграфона на Всемирной выставке 1900 года Поульсен начал серийное производство этого аппарата, который планировалось использовать в качестве автоответчика. Однако реакция на рынке Европы была сдержанной, а в Соединенных Штатах телефонные компании наложили запрет на использование телеграфона по его назначению.
В 1910-х годах компания Поульсена столкнулась с банкротством – его устройство не смогло соперничать с доступными фонографами. На многие десятилетия об аппарате, известном как телеграфон, забыли.
Неожиданный всплеск интереса к аппарату произошел в 1940-х годах. Во время Второй мировой войны этот носитель оказался идеальным для записи аудио в полевых условиях: проволока могла выдерживать резкие изменения температуры и была устойчива к физическим повреждениям.
После войны проволочные диктофоны стали популярны среди населения. Их активно использовали не только композиторы и музыканты, но даже люди, не имеющие профессионального интереса к сохранению звука, – они записывали на них радиопередачи, выступления артистов и голоса родных.
К началу 1950-х годов эта технология потеряла свою популярность по нескольким причинам: во время воспроизведения проволока часто рвалась, а качество звука значительно уступало звуку, записанному с помощью катушечного магнитофона, который стал доступным к тому времени.

Записывающие устройства, основанные на принципе Поульсена и использующие магнитную проволоку или пластиковую ленту, появились в 1930-х годах, но большинство автоответчиков XX века использовали магнитную запись.






