Лакокрасочные материалы (ЛКМ) — это композиционные составы, наносимые на отделываемые поверхности в жидком или порошкообразном виде равномерными тонкими слоями и, образующие после высыхания и отвердения, плёнку, имеющую прочное сцепление с основанием. Сформировавшуюся плёнку называют лакокрасочным покрытием, свойством которого является защита поверхности от внешних воздействий (воды, коррозии, температур, вредных веществ), придание ей определённого вида, цвета и фактуры.
Покрытия подразделяются:
- по виду: лаки, краски, грунтовки, эмали, шпатлевки и порошкообразные краски;
- по химическим составляющим и подвидам элемента, отвечающего за образование защитной пленки: перхлорвиниловые; эпоксидные; пентафталевые; масляные; полиакриловые и др.;
- по назначению и условиям эксплуатации: атмосферные; водостойкие; маслобензостойкие; термостойкие; электропроводные и электроизоляционные и т. д.
Твердость — одно из важных качеств лакокрасочного покрытия. Покрытия, имеющие слишком малую твердость, плохо выдерживают механические нагрузки. Покрытия со слишком высокой твердостью склонны к образованию трещин.
Износостойкость — одна из важнейших характеристик лакокрасочного материала. Она определяет устойчивость покрытия к истиранию при механическом воздействии, а также его долговечность. Если предполагается использовать ЛКМ в неблагоприятных условиях, целесообразно применять специальные износостойкие составы.
В стандарте ГОСТ ISO/TR 21555-2021 «Материалы лакокрасочные. Обзор методов определения твердости и износостойкости покрытий» представлен обзор методов испытаний для оценки твердости и износостойкости лакокрасочных покрытий.
Стандарт не распространяется на методы испытания на износ в соединении с растворителями и испытания на абразивный износ при многократных ударах.
Стандарт идентичен международному стандарту ГОСТ ISO/TR 21555:2019 «Краски и лаки. Обзор методов испытания на твердость и устойчивость к истиранию покрытий» и вводится в действие с 1 сентября 2025 г.
* обзор на ранее опубликованный «Стандарт недели» СТБ ISO 10008-2023 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство по электронным коммерческим транзакциям между бизнесом и пользователями» смотрите здесь