Организациям, которые стремятся добиться успеха в долгосрочной перспективе, необходимо создавать и поддерживать культуру комплаенса.
Комплаенс (compliance) в переводе с английского языка означает соблюдение требований. В отличие от понятия «соответствие» (conformity), которое применяется прежде всего к техническим требованиям, соблюдение (комплаенс) относится к выполнению норм и законодательных требований.
Результативная система комплаенс-менеджмента позволяет организации продемонстрировать свою приверженность соблюдению соответствующих законов, нормативных требований, отраслевых кодексов и стандартов организации, а также стандартов надлежащего руководства, общепринятых лучших практик, этических норм и ожиданий общества.
Подход организации к комплаенсу формируется лидерами, применяющими основные ценности и общепринятые стандарты надлежащего руководства, этические и общественные стандарты. Встраивание комплаенса в поведение людей, работающих в организации, зависит прежде всего от лидеров на всех уровнях и четких ценностей организации, а также от признания и внедрения мер по поощрению комплаентного поведения. Добросовестность и результативный комплаенс являются ключевыми элементами надлежащего и добросовестного менеджмента. Комплаенс также способствует социально ответственному поведению организаций.
СТБ ISO 37301-2023 «Системы комплаенс-менеджмента. Требования и руководство по применению» устанавливает требования и предоставляет руководящие указания по установлению, разработки, внедрению, оцениванию, поддержанию и улучшению результативной системы комплаенс-менеджмента в организации.
Стандарт применим ко всем типам организаций независимо от типа, размера и характера деятельности, а также независимо от того, относится ли организация к государственному, частному или некоммерческому сектору.
Все требования, установленные в стандарте, которые относятся к руководящему органу, применяются к высшему руководству в случаях, когда организация не имеет руководящего органа как отдельной функции.
Стандарт идентичен международному стандарту ISO 37301:2021 «Системы комплаенс-менеджмента. Требования и руководство по применению» и вводится в действие с 1 августа 2024 г.
* обзор на ранее опубликованный «Стандарт недели» ГОСТ 32498-2020 «Здания и сооружения. Методы определения показателей энергетической эффективности искусственного освещения помещений» смотрите здесь