Для экстренных оперативных и аварийно-спасательных служб, проводящих аварийно-спасательные работы на месте дорожно-транспортного происшествия, крайне важно быстро принять правильные решения, чтобы спасти жизни жертв дорожно-транспортных происшествий и не рисковать собственной жизнью при спасательных операциях. Критические решения должны быть приняты в очень короткие сроки.
Чтобы справиться с этой ситуацией, необходим немедленный доступ к однозначной информации о вовлеченных в дорожно-транспортное происшествие транспортных средствах, особенно в случае транспортных средств с применением новых технологий в области хранения энергии, используемой для движения.
Наличие общего шаблона, использующего стандартные цвета и пиктограммы, поможет службам экстренного и оперативного реагирования и изготовителям транспортных средств получить необходимую информацию, как о транспортном средстве, так и о возможных действиях при проведении спасательных операций.
ГОСТ ISO 17840-3-2023 «Автомобильные транспортные средства. Информация для экстренных оперативных и аварийно-спасательных служб. Ч. 3. Шаблон руководства по реагированию при чрезвычайных ситуациях» устанавливает требования к содержанию руководства по реагированию при чрезвычайных ситуациях (далее – РРЧС), предоставляющего необходимую информацию о транспортном средстве, попавшем в дорожно-транспортное происшествие, разработанного для служб экстренного и оперативного реагирования с целью быстрого и безопасного освобождения пострадавших и для принятия наиболее эффективных действий в отношении соответствующей автомобильной техники. РРЧС также предоставляет подробную информацию о действиях при горении, затоплении автомобилей и утечке эксплуатационных жидкостей и газов.
Стандарт распространяется на пассажирские автомобили, автобусы, туристические автобусы, коммерческие транспортные средства малой и большой грузоподъемности в соответствии с ISO 3833.
Предлагаемый шаблон может применяться также для других типов транспортных средств (например, поездов, трамваев, самолетов), хотя это выходит за рамки данного стандарта.
Стандарт не распространяется на идентификацию автомобиля и модели через базу данных с использованием номерного знака, номера VIN, системы автоматического экстренного вызова (например, e-Call) или других идентификаторов (например, штрихкода или QR-кода).
Стандарт идентичен международному стандарту ISO 17840-3:2019 «Транспорт дорожный. Информация для экстренных оперативных и аварийно-спасательных служб. Ч. 3. Шаблон руководства по реагированию при чрезвычайных ситуациях» и вводится в действие с 1 ноября 2024 г.
* обзор на ранее опубликованный «Стандарт недели» ГОСТ 35059-2024 «Чипсы картофельные. Общие технические условия» смотрите здесь