Мы собираем у домашнего экрана друзей. Включаем диапроектор, чтобы «угостить» их свежей порцией привезенных из турпоходов слайдов. И, в общем, редко вспоминаем о том, что несколько веков назад подобное занятие, наверное, могли бы приравнять к заклинанию духов.
В самом деле, что за чудеса: банальная белая простыня вдруг оживает, попеременно являя нам то панораму кавказских круч, то соседского сына Толика, сидящего с удочкой на берегу Клязьмы. В свое время подобные зрелища так действовали на воображение наших прабабушек, что первым диапроекторам повсеместно было дано вполне мистическое название — «волшебный фонарь» – laterna magica».
Принцип действия «волшебного фонаря» остался практически неизменным и в наши дней: картинки через специальную оптико-механическую цепь, позволяющую увеличивать и перемещать изображение, проецируются на какую-либо светлую поверхность. Все очень просто. В качестве источника света сначала использовали свечу, затем, в самом начале XVII века, монах-иезуит Афанасий Кирхер изобрел проекционный аппарат с масляной лампой. Жестяная труба отводила копоть – фонарь дымил немилосердно.
Судя по дневнику Джона Ивлина, в 1640-е годы Кирхер чрезвычайно увлёкся оптикой и развлекал своих гостей разнообразными опытами, в том числе проектором для демонстрации изображений сатаны и прочих подобных сцен.
По другой версии, изобретателем проектора-диаскопа стал голландский физик Христиан Гюйгенс, а Кирхер только популяризовал это изобретение. Как бы то ни было, но Кирхер описал «волшебный фонарь» в своей книге «Магическое искусство света и тени» в 1646 году. Это и считается датой начала истории диапроекторов.
«Волшебный фонарь» был одним из самых популярных домашних развлечений на протяжении почти двухсот лет. Известно, что Вольтер обожал развлекать гостей собственноручно нарисованными картинками, причем чаще всего он показывал сюжеты о своих политических противниках. Одна из современниц великого мыслителя упоминала, что Вольтер постоянно ходил с обожженными пальцами – по рассеянности он нередко опрокидывал себе на руку лампу «волшебного фонаря», когда поправлял фитиль.
Среди стран, где любили активно использовали «волшебный фонарь», Россия не была исключением – здесь он был весьма распространен в богатых домах. В 1756 году газета «Санкт-Петербургские ведомости» писала, что на Васильевском острове устраиваются платные сеансы просмотра «волшебного фонаря»:
«У трактирщика Карла Цедера можно видеть куриозный фонарь, который охотникам показывать будет ежедневно по вечерам с начала до исходу 9 часа, а за смотрение сего фонаря каждая персона платить имеет по 10 копеек… охотникам объявляется, что оный фонарь продан быть имеет».
После революции и гражданской войны практику использования диапроекторов постепенно возродили, что было связано с необходимостью нести пропаганду в самые отдаленные уголки страны.
В 1930 году в Москве была основана студия «Диафильм». На протяжении более чем полувека его логотип – сказочная яркая птица из пленки – дарила миллионам детей хорошее настроение и радость. В Советском Союзе диафильмы также производили студии в Ленинграде, Киеве и Ташкенте.
С «Диафильмом» сотрудничали лучшие мультипликационные и книжные художники СССР. А в качестве авторов и консультантов работали самые известные и любимые детские писатели.
Последние ленты на студии «Диафильм» были выпущены в 1993 году.
Новое время диктует новые технологии. Фильмоскопы сменились интерактивными досками и цифровыми проекторами. Вы удивитесь, но в Интернете и сейчас существует множество сайтов, на которых можно посмотреть оцифрованные диафильмы советских времен, и выбор их огромен. Более того, в последние годы отмечается возрождение интереса к диафильмам. В Китае стали выпускать диапроекторы под маркой «Реджио», а в Беларуси успешно производят модель «Пеленг-500».