Каким образом можно передать депешу, документ, важные известия или ценную информацию быстрее самолета? Практически каждый ответит: «С помощью электронной почты!».
Но вариантов, на самом деле, предостаточно: можно воспользоваться услугами курьера, беспилотным роботом-доставщиком, дроном, EMS.
2 февраля 1931 года австрийский инженер Фридрих Шмидль впервые запустил ракету с почтой на борту. Более сотни писем были отправлены с горы Шёкль в городок Санкт-Радегунд-бай-Грац.
По команде с пульта управления произошло зажигание двигателя, и ракета направилась к району посадки. В нужный момент по радиоканалу передали команду на раскрытие парашюта. Ракета почти без повреждений приземлилась и из нее извлекли корреспонденцию, которая затем отправилась адресатам. Дальность полета составила всего несколько километров, но этот запуск наглядно показывал принципиальную возможность применения ракет для быстрой транспортировки почты.
С 1931 по 1935 год Фридрих Шмидль запустил 24 ракеты, доставивших более шести тысяч писем между двумя австрийскими населенными пунктами. Ракетная почта понравилась местным жителям, а кроме того, заинтересовала людей из других городов, регионов и даже стран. Шмидлю специально приносили письма, чтобы те пролетели на ракете и превратились в интереснейший сувенир. Стоит отметить, что такой интерес способствовал дальнейшему развитию проекта. Отправка писем ракетной почтой, естественно, не была бесплатной, и сборов от клиентов хватало для финансирования работ. С определенного времени проект стали поддерживать филателистические организации, заинтересованные в появлении новых коллекционных материалов.
В качестве почтового «носителя» американские инженеры предлагали использовать реактивные самолеты-снаряды, которые активно разрабатывались в послевоенные годы. После ряда экспериментов они остановили свой выбор на снаряде «Регулус».
Первый эксперимент, получивший огласку, был проведен 8 июня 1959 года. На ракету «Регулус» установили герметичный контейнер, в котором поместилось 3000 писем, в том числе и специальное письмо президента Эйзенхауэра.
Затем ракета была запущена с подводной лодки «Барберо» и благополучно добралась до Военно-морской базы в Мэйпорте. На подводной лодке даже организовали официальное почтовое отделение, а генеральный почтмейстер США Саммерфильд заявил, что еще до высадки человека на Луну почту будут доставлять крылатые ракеты.
Он ошибся – если в 1920 годах письмо шло через Атлантический океан неделю, то в 1950-х авиапочта преодолевала это расстояние за сутки, и никакие отправления не могли окупить стоимость крылатой ракеты.
Немного жаль, что эта красивая идея мирного использования ракет оказалась ошибочной.